Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!! макроэкономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать документ)

Система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия  на общественное производство, его  структуру, динамику и размещение, на ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно. Развитие тех или  иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.

По способу взимания во многих странах налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются из валовых доходов. Это означает, что они участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне организаций, оказывая прямое влияние на формирование их финансовых результатов. Косвенные налоги уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне предприятия. Связано это с тем, что объектом косвенного налогообложения является оборот, т.е. реализация товара, услуги. Хотя первоначально суммы от косвенного налогообложения и поступают на счета организаций в банках, но они не являются их доходами и должны быть внесены в бюджет до распределения выручки от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, косвенные налоги участвуют  в стоимостном распределении общественного продукта вне организации, на уровне общества.

Несмотря на это, влияние  косвенных налогов на формирование финансовых результатов организаций имеет место. Поскольку, повышая цену реализации товара, услуги на величину налога, сокращается платежеспособный спрос потребителей, тем самым оказывают влияние и на предложение. Однако, такое влияние на формирование финансовых результатов предприятий носит косвенный характер, т.к. объектом налогообложения здесь выступает уже сформированная цена товара, услуги, выручки от реализации которых еще предстоит распределить для возмещения производственных затрат, уплаты прямых налогов и образования внутрипроизводственных фондов.

Возможность уплаты в бюджет прямых налогов связана с получением предприятием прибыли от реализации, величина которой и определяет их финансовую и инвестиционную активность.

Финансовую и инвестиционную активность организаций можно поддержать и повысить путем становления  оптимального уровня прямого налогообложения, поскольку прямые налоги непосредственно  влияют на их финансовые результаты. При  этом ставку совокупного прямого  налога необходимо установит в зависимости  от состояния факторов производства (в частности от степени износа основных производственных фондов).

С повышением финансовой, инвестиционной активности организаций, путем снижения ставки совокупного прямого налога, размер которой определен исходя из степени износа основных фондов. Произойдет сокращение налоговых поступлений и увеличится дефицит бюджета.

В целях сокращения бюджетного дефицита. Создавшегося в результате снижения ставки совокупного прямого  налога, государство сожжет повысить ставки косвенных налогов. Хотя их повышение  также оказывает сдерживающие влияние  на финансовую активность хозяйствующих субъектов. Однако оно компенсируется эффектом, получаемым организациями от повышения инвестиционной активности.

Наряду с прямым налогообложением, косвенное налогообложение также  должно иметь пределы. Уровень косвенного налогообложения зависит от следующих  факторов: размера совокупного прямого  налога в налоговых доходах бюджета; размера  дефицита бюджета. Кроме  того, исходя из того, что косвенные  налоги являются мощным инструментом изъятия из сферы обращения неотоваренной массы денег, появляющейся в результате дополнительных денежных вливаний в экономику, в целях приведения в соответствие ценовой товарной массы и суммы денег в обращении, определяющим фактором уровня косвенного налогообложения также становится величина несоответствия между ценовой товарной массой или ВВП и суммой денег в обращении.

Таким образом, косвенные  налоги должны быть призваны для разрешения проблемы бюджетного дефицита и приведения в соответствии ценовой товарной массы и суммы денег в обращении. Предельная ставка совокупного косвенного налогообложения, в связи с этим, должна разрабатываться исходя из этих двух факторов.

Исходя из того что прямые налоги включены в цену товара, услуги и непосредственного участвуют  в стоимостном распределении на уровне организаций они не должны оказывать ухудшающее воздействие на их финансовое состояние. Уровень прямого налогообложения должен меняться таким образом, чтобы оно стимулировало финансовую и инвестиционную активность организации. Следовательно, прямые налоги должны иметь преимущественно стимулирующий характер.

Поскольку косвенные налоги не участвуют в стоимостном распределении на уровне организаций и не оказывают прямое влияние на их финансовое состояние и поскольку предел косвенного налогообложения определяется в зависимости от размера бюджетного дефицита и количества денег в обращении, не закрепленных товаром, то они должны использоваться как эффективное средство для мобилизации в бюджет финансовых средств. Следовательно, косвенные налоги должны иметь преимущественно фискальный характер.

Концентрация необходимого количества финансовых ресурсов в «руках» государства позволяет осуществить, наряду с традиционными статьями расходной части бюджета, целенаправленное финансирование наиболее перспективных отраслей , определяющих научно-технический прогресс, а также малорентабельных, но общественно необходимых производств.

Таким образом, если прямые налоги оказывают влияние на экономику  организаций непосредственно на стадии распределения стоимости  ВВП, то косвенные налоги воздействуют опосредственно, при перераспределении  ВВП, действуя по принципу обратной связи.

Прямые и косвенные  налоги имеют функциональные особенности. Общей и главной функцией для  тех и других налогов является распределительная (фискальная) функция. Особенности заключаются в том, что для прямых налогов фискальная функция должна иметь стимулирующую подфункцию, а для косвенных – фискальная функция должна иметь регулирующую подфункцию.

 Стимулирующая подфункция  прямых налогов заключается в  необходимости сохранения финансовой  стабильности и инвестиционной  активности при распределении  доходов организаций.

Регулирующая подфункция косвенных налогов заключается  в обеспечении потребностей государства  финансовыми ресурсами.

В экономической литературе, упоминая о функциях налогов, выделяют фискальную и регулирующую функции как свойственные для прямых и косвенных налогов. В этом случае теряет смысл разграничение их на прямые и косвенные.

Исследования прямых налогов  показывает, что эти налоги должны вноситься в бюджет в пределах финансовых возможностей хозяйствующих субъектов. Чем хуже финансовые возможности организаций, тем меньше прямых налогов вносится в бюджет.

 В целях сохранения платежеспособности организаций государство должно снизить налоговую нагрузку. В этом случае речь не может идти о каком-либо налоговом регулировании, речь может идти только о стимулировании хозяйствующих субъектов путем либо снижения ставок прямых налогов, либо предоставления налоговых льгот.

Величина косвенных налогов определяется потребностью государства в финансовых ресурсах от налоговых поступлений за минусом суммы прямых налогов. В отличии от прямых, косвенные налоги как бы контролируют обеспеченность государства финансовыми ресурсами.

Правильное определение  функций прямых и косвенных налогов  позволяет выработать эффективную  налоговую политику государства, главным  направлением которой является распределение налогов между бюджетами разного уровня.

Исходя из того что величина косвенных налогов должна равняться  разнице между общими налоговыми поступлениями и суммой прямых налогов, первоначально, при планировании доходов бюджета, необходимо определиться с величиной прямых налогов, только после этого нужно определить сумму косвенных налогов. В такой последовательности и должны составляться расчеты размера прямого и косвенного налогообложения на разных уровнях государственного управления (местном, субъектов Федерации и федеральном). После чего должны составляться расчеты распределения этих налогов между бюджетами разного уровня.

Такой порядок распределения  налоговых платежей и формирования бюджетов разного уровня государственного управления позволяет не только обеспечить принцип бюджетного федерализма, но и сохраняет единство налоговой системы.

Предлагаемый порядок  распределения налоговых платежей предполагает применение метода квотирования, т.е. разделения доходов путем закрепления  за каждым уровнем государственного управления конкретной доли налогов в пределах общей ставки обложения.

Метод разграничения конкретных видов налогов по уровням государственного управления, на мой взгляд, не эффективен, т.к. закрепление налогов за уровнями бюджета может породить регионы-доноры и регионы-реципиенты, питающихся за счет федерального бюджета. Кроме того, этот метод приводит к нарушению единого механизма налогового регулирования экономики, т.к. дефицит бюджета заставит региональные и местные органы государственного управления вводить новые налоги (в РФ регионы и органы местного самоуправления самостоятельно могут ввести разного рода сборы), что дополнительной нагрузкой ляжет на плечи налогоплательщиков.

Распределение налоговых  обязательств организаций по бюджетам разного уровня государственного управления должно осуществляться путем обязательного закрепления доли совокупного прямого налога федеральным законом ежегодно, при принятии бюджета на следующий год. В случае возникновения дефицита бюджета в результате недопоступления прямых налогов и организацией он должен быть погашен за счет косвенного налогообложения.

Таким образом, государство  умышленно перекладывает часть  налогового бремени с производителя  на потребителя, обеспечивая при  этом финансовую устойчивость организаций  и потребность государства в  финансовых ресурсах.

 В современных условиях  необходимость такого переложения  налогового бремени продиктовано  не тем, что косвенные налоги  как виды налога должны существовать, а тем, что ими должны пользоваться  как универсальным инструментом  регулирования налоговых поступлений  и систематизации денежной системы страны.

Универсальность косвенного налогообложения заключается в  том, что оно может служить  эффективным регулятором поступлений  налогов в бюджетную систему. Посредством косвенного налогообложения  государство может не только восполнить разницу между совокупными налоговыми доходами и доходами от прямых налогов  при планировании бюджета, но и восстановить дефицит бюджета, образовавшийся в  результате снижения фактических поступлений  прямых налогов в течении отчетного  периода.

Следует иметь в виду: во0первых, любое повышение ставок косвенных налогов (за исключением  таможенных пошлин на ввозимые товары) требует увеличения денежной массы  в обращении, что способствует росту  инфляции. Однако предоставляемые организациями  гарантии по поддержанию финансовой, инвестиционной активности в последующем сократят рост инфляции, поскольку произойдет увеличение доходов хозяйствующих субъектов и рост суммы прямых налогов; во-вторых, при инфляции, вызванной падением производства и ростом цен на товары и услуги, косвенное налогообложение может служить мощным механизмом извлечения из сферы обращения незакрепленной товаром массы денег, наличие которой является фактором инфляционного процесса. Косвенное налогообложение может способствовать эффективному государственному регулированию денежной массы в обращении, восстанавливая соответствие их с ценовой товарной массой. Тем самым восстанавливается и равновесие между спросом и предложением; в-третьих, высокие косвенные налоги вынудят производителя работать на потребителя, будут способствовать развитию жестокой конкуренции между производителями за сбыт товаров и услуг; в-четвертых, посредством таможенных пошлин на ввозимые в страну товары, государство может проводить эффективную протекционистскую политику, ограничивая или расширяя экспорт  иностранных товаров. По отношению к отечественным производителям. Государство может проводить политику ограничения производства товаров, влияющих на здоровье нации и т.п., посредством обложения высокими акцизными сборами.

 Таким образом, реформирование налоговой системы РФ, на мой взгляд, должно проводиться в направлении разграничения функций прямых и косвенных налогов, сокращенного их количества до необходимого минимума. При этом необходимо определить пределы прямого и косвенного налогообложения и, в соответствии с этим, вести государственную политику применения прямого и косвенного форм налогообложения.

 

2.2.  Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики.

Сельское хозяйство и  уровень его развития играют существенную роль в экономической системе любого государства. Особенно актуален этот вопрос для России, которая исторически является аграрным государством и в экономике которой сельское хозяйство всегда занимало значительную долю. Проблема оптимизации системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей неоднократно поднималась, поскольку облегченное налогообложение является одним из направлений государственной поддержки этого сектора. Преобразования, проводимые в других отраслях хозяйства, также позитивно отражаются на состоянии …

 

2.3. НДС – налог на ВВП предприятия.

Государство в 2005 г. в виде налога на добавленную стоимость  получило 1 трлн. 200 млрд.руб., что составляет 23,4% всех доходов федерального бюджета, или 5,7% ВВП. Чтобы оценить, много  это или мало, достаточно сказать, что на финансирование приоритетных национальных проектов на 2006г. выделено 134,5 млрд.руб., что составляет около 11% НДС, полученного в 2005г. Роль НДС  в экономике страны трудно переоценить. Именно этим можно объяснить непрерывную  дискуссию вокруг данного налога.

Согласно одному из определений  ВВА России – это сумма добавленных  стоимостей от всех производителей. Связь  ВВП и НДС очевидна.

На первый взгляд расчет НДС и контроль правильности его  уплаты не должны представлять каких-либо трудностей: взял добавленную стоимость, умножил на ставку налога и получил  НДС. Вместе с тем проблема НДС  – это глобальная головная боль. Большую часть своего времени  налоговые инспекции тратят на проверку уплаты НДС. Более половины встречных проверок также проводятся в отношении уплаты этого налога.

До 2005 г. каждая продажа заносилась трижды в книгу продаж (два раза «черным» и один раз «красным», что  означает со знаком «минус»); теперь – два раза в книгу продаж и один раз в книгу покупок. Разница сумм налога в книге продаж и в книге покупок и есть НДС, подлежащий уплате за отчетный период.

Именно эта процедура  превратила НДС в «глобальную  головную боль». Манипуляции со счетами-фактурами  или отсутствие счетов-фактур искажают реальную картину. Принятая система  расчета и контроля уплаты НДС  тормозит развитие экономики, загружает  предприятия и налоговые инспекции  ненужной работой, предоставляет большие  возможности для уклонения от уплаты этого налога и развития криминала.

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики