Роль налогов в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:57, курсовая работа

Описание

Наполнение бюджета государства имеет ключевое значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики, соответственно, обеспечения экономической безопасности, страны. В реализации этой задачи основную роль играет налоговая система и налоговая политика государства, которые оказывают существенное влияние на экономику и общую безопасность страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Сущность и функции налогов, их классификация…………..
Возникновение и развитие налогов…………………………………
Экономическая сущность налогов…………………………………
Функции налогов и принципы налогообложения………………
Виды налогов……………………………………………………..
Глава 2. Роль налогов в регулировании современной экономики……………
2.1. Роль налогообложения в обеспечении экономического равновесия……
2.2. Налоговое стимулирование аграрного сектора экономики…………
2.3. НДС – налог на ВВП предприятия……………………………………..
2.4. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики…………………………………………………………
2.5. Пути усиления стимулирующей функции налога на прибыль…………
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!! макроэкономика.docx

— 128.13 Кб (Скачать документ)

Как показывает практика, существенное ограничение прав законодательных  органов субъектов РФ по установлению дополнительных налоговых льгот  не привело к желаемым результатам, а лишь уменьшило масштабы налогового укрывательства, что не смогло кардинально  решить проблему. Между тем данное положение существенно ограничивает возможности субъектов РФ (при  полном отсутствии таких возможностей у муниципалитетов) в привлечении  дополнительных инвестиций в экономику  регионов путем создания благоприятного налогового климата.

По мнению специалистов, в Налоговый кодекс РФ необходимо внести соответствующие поправки, предприняв одновременно комплекс мер, препятствующих использованию налоговых привилегий для решения чисто корпоративных  интересов:

     1. в целях создания муниципальным органам условий для налогового стимулирования привлечения инвестиций следует восстановить ставку отчислений от налога на прибыль в бюджеты муниципальных за счет соответствующего снижения ставки налога, по которой он уплачивается в бюджеты субъектов РФ ( в региональные бюджеты);

    2. представляется целесообразным установить право региональных и местных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль в региональные и местные бюджеты вплоть до полного освобождения от уплаты данного налога;

    3.  следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, может предоставляться региональными и муниципальными органами исключительно тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы и поставлены на налоговый учет на соответствующей территории, но и осуществляют на ней деятельность в сфере материального производства.

Однако эти меры не дадут  положительного эффекта, если одновременно с эти не будут внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ и в Закон о государственной регистрации в части правил постановки на налоговый учет налогоплательщиков. Дело в том, что неурегулированность в этом вопросе обусловливает достаточно серьезную проблему для формирования доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В стране начался и постепенно расширяется процесс «переманивания» организаций и их постановка на налоговый учет в других субъектов РФ за счет предоставления соответствующим региональными органами дополнительных налоговых льгот.

Только при комплексном решении вышеозначенных проблему законодательной и исполнительной власти регионов и муниципалитетов появится реальная заинтересованность и реальные механизмы в использовании налоговых инструментов для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику соответствующей территории.

Сфера российского среднего и малого бизнеса нуждается также  в серьезной экономической и  финансовой поддержке государства, и в первую очередь в области  налогообложения. До 2002г. такая налоговая  поддержка оказывалась путем  предоставления налоговой льготы по налогу на прибыль организаций для  отдельных категорий малых предприятий. Указанные малые предприятия  в первые два года их работы освобождались  от уплаты налога на прибыль, в третий и четвертый годы работы они платили  данный налог по общеустановленной  налоговой ставке, уменьшенной соответственно на 75% и 50%.

Практика применения этой льготы показала, что большинство  предприятий малого бизнеса, наращивая  объемы производства и, соответственно, прибыли в льготный период, после  снижения размеров льгот или прекращения  их действия значительно снижали  объемы производства, увеличивали его издержки, что, естественно, приводило к снижению размера прибыли и уплачиваемых в бюджет налогов.

Неэффективность льгот по налогу на прибыль для малых предприятий  в значительной мере была вызвана  тем, что организации в соответствии с Законом не были обязаны вести  соответствующий учет средств, высвобождающихся в результате применения указанных  налоговых льгот, и направлений  их использования. Законом не было определено, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи  с предоставлением этих льгот. В  результате дополнительные финансовые ресурсы от получения льгот, как  правило, расходовались на цели, не связанные с повышением эффективности  производства и созданием новых  рабочих мест в регионе.

Учитывая эти обстоятельства, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ эта льгота, как и все другие льготы по налогу на прибыль организаций, была отменена.

В настоящее время в  нашей стране налоговое стимулирование предприятий малого бизнеса осуществляется посредством разрешения перехода на упрощенную систему налогообложения. В этом случае, кроме упрощения  системы учета и отчетности, малые  предприятия могут рассчитывать на существенное понижение налоговой нагрузки благодаря замене ряда налогов единым налогом, ставка которого значительно ниже налога на прибыль, который данные налогоплательщики перестают платить в числе других отмененных для них налогов.

Кроме того, малые предприятия  отдельных сфер деятельности в принудительном порядке переводятся на уплату единого  налога на вмененный доход. При его  введении преследовалась цель заставить  платить налоги и вывести из»теневой»  сферы сложно поддающийся учету  налично-денежный оборот субъектов  малого бизнеса, занимающихся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг  и т.п.

 Вместе с тем практика  показала, что замена льготы по  налогу на прибыль возможностью  перехода малых предприятий на  специальные режимы налогообложения  не способствовала интенсивному  образованию новых малых предприятий.  Более того, эта замена не привела  и к повышению заинтересованности  действующих предприятий малого  бизнеса и в развитии производства, росту накоплений и соответствующему  увеличению поступлений в бюджетную  систему страны.

Следовало бы кардинально  пересмотреть систему налогового стимулирования развития среднего и малого бизнеса  в России. Представляется, что дальнейшее развитие и совершенствование их системы налогообложения должно осуществляться в следующих направлениях.

Во-первых, налоговое стимулирование среднего и малого бизнеса должно осуществляться через упрощенную систему  налогообложения и через налог  на прибыль организаций. Прежде всего  следовало бы более четко определить те критерии (помимо лимитирования  численности работников), согласно которым налогоплательщики могут  быть отнесены к категории средних  или малых – объем производства и стоимость основных средств и нематериальных активов. В Федеральном законе от 24 июля 2007г.№209_ФЗ право введения этих критериев предоставлено Правительству РФ. Данные критерии являются для системы налогообложения. Поэтому они, безусловно, должны быть установлены в законе.

Соответственно законодательно установленному делению следовало бы осуществлять и налоговое стимулирование указанных налогоплательщиков. Упрощенную систему налогообложения целесообразно сохранить исключительно для тех организаций малого бизнеса, которые относятся к микропредприятиям (до 15 работников), поскольку их возможности для ведения полноценного бухгалтерского и налогового учета и соответствующей отчетности существенно ограничены.

Одновременно с этим для  отдельных видов деятельности всех категорий малого бизнеса должны быть сохранена и система уплаты единого налога на вмененный доход.

Что касается малых и средних  фирм, то они не должны иметь права  перейти на упрощенную систему налогообложения. Для вновь образованных малых  и средних предприятий необходимо восстанавливать действующую до 2002г. для малого бизнеса льготу в  части освобождения от уплаты налога на прибыль в первые четыре года работы и уменьшенной вдвое ставки налога на прибыль в последующие  два года. При этом необходимо установить определенные условия применения данных налоговых преференций в целях  повышения их эффективности и  достижения конечных елей их предоставления. В частности, применение нулевой  и пониженной ставки налога на прибыль  следовало бы увязать с направлением полученных от налоговой льготы средств  на развитие производства. По крайней  мере, на эти цели должно быть направлено не менее половины от полученных в  виде налоговых льгот финансовых ресурсов. Одновременно с этим следовало бы уточнить соответствующие нормативные документы, регулирующие регистрацию и перерегистрацию организаций в целях недопущения регистрации новых компаний на «старых» производственных площадях, а также регистрации фиктивных фирм. Эти меры необходимы в целях недопущения свертывания производства на малых и средних хозяйствующих субъектах, получавших налоговые преференции при организации новых производств того же профиля для получения новых налоговых льгот.

Для действующих предприятий  указанных групп следовало бы восстановить ранее действующую  налоговую льготу в виде полного  освобождения от налога на прибыль  той части прибыли, которая была использована ими на инвестиции. При  этом важно исключить какие-либо ограничения по размеру уменьшаемого налога на прибыль.

Предложенные меры при  внесении ощутимых изменений на законодательном  уровне будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в России и ее регионах, что расширит возможности  субъектов РФ в привлечении дополнительных инвестиций в экономику регионов за счет создания более благоприятного налогового климата.


Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики