Расчёт налогового бремени предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание

В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед ней все равны. Не существует какой – либо «дискриминации» налогоплательщиков, к примеру, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определённый круг налогоплательщиков, вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Теория налога и налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и их классификация 12
1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы 20
Глава 2. Проблемы распределения налогового бремени в обществе 29
2.1. Сущность налогового бремени 29
2.2. Проблема распределения налогового бремени 35
Глава 3. Расчёт налогового бремени предприятия 38
3.1. Показатели налогового бремени предприятия 38
3.2. Расчёт показателя номинального налогового бремени 40
3.3. Бремя налогового учёта и подготовки обязательной отчётности 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

    Классификация налогов не прямые и косвенные, исходя из подоходно – расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

    Все действующие классификации налогов можно свести к нескольким основным типам. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектами налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса:

  1. прямые налоги;
  2. косвенные налоги;
  3. пошлины и сборы.

    Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

    Прямые  налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов  на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – совокупность доходов или имущество налогоплательщика.

    Группу  прямых реальных налогов образуют поземельные, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных налогов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпораций), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на средство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда  возникают сложности по поводу отнесения налога с наследства к той или иной подгруппе. Налогам на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.

    В налоговых законодательствах разных стран можно встретить различные трактовки и определения косвенных налогов. Международные организации, проводящие сопоставления налоговых систем и тенденций в динамике налоговых доходов, тоже применяют различные методики группировок. Важно помнить об этих отличиях при сопоставлении данных из разных источников.

    Основные  виды косвенного налогообложения –  это акцизы, налог с оборота, налог  с продаж, налог на добавленную стоимость, а также отдельные виды пошлин и сборов.

    Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги.

    НДС нередко рассматривают как разновидность  налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя этим видам налогообложения индивидуальные акцизы.

    К группе косвенных налогов помимо индивидуальных акцизов и общих  налогов на товары и услуги (налог  с оборота, налог на добавленную  стоимость, налог с продаж) следует  относить также налоги, взимаемые со стоимости товаров при пересечении границы (таможенная пошлина). Иногда товары, ввозимые на территорию государства, облагаются индивидуальными акцизами, в других случаях ставки таможенного тарифа устанавливаются на уровне, примерно соответствующем уровню ставок индивидуальных акцизов на товары, производимые внутри страны. Общее у этих двух видов налогообложения состоит в том, что налоговую базу образует стоимость, исчисленная на основании специальных методик. Различие заключаются в том, что налоговая база по акцизам рассчитывается на основе таможенной стоимости товара. К акцизу также относятся различного рода «внутренние» налоги на отдельные виды товаров. Например, во Франции используется внутренний налог на нефтепродукты.

      Из действующих российских налогов к косвенным налогам следует также относить налог на рекламу.  По своей экономической природе он представляет собой налог, взимаемый со стоимости рекламных услуг, т.е. это практически индивидуальный акциз, но не на товары, а на услуги. К косвенным видам налогообложения относились взимавшиеся в 1990-е гг. в Российской Федерации налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (налог мог взиматься по ставке, не превышающей 10 % от суммы сделки), целый ряд местных сборов: лицензионный сбор на право торговли вино – водочным изделиями; лицензионный сбор на право проведения местных аукционов и лотерей; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор на право проведения кино – и телесъёмок; сбор за открытие игорного бизнеса.

    При использовании традиционной классификации  налогов иногда в особую группу выделяют пошлины и сборы, т.е. эти виды обязательных платежей налогового характера  не относят ни к прямым, ни к косвенным  налогам. Однако подавляющее большинство  видов пошлин и сборов следует относить к косвенным видам налогообложения. Например, в НК РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные лицензионные сборы. Лицензионны сбор представляет собой сбор за право осуществления какого – либо вида деятельности или производства и (или) реализации каких – либо товаров или услуг. Суммы, уплаченные по лицензионным сборам, юридические лица (предприятия и организации) обычно включают в издержки производства (обращения), т.е. происходит предложение налога.

    К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное страхование и других взносов и сборов обязательного характера. Доля взносов социального характера в общем размере платежей обязательного характера в большинстве стран составляет от 25 до 40%. Иными словами, в современных условиях суммы поступлений от таких платежей не редко превышают совокупное поступление от всех видов налогов на доходы и имущество.

    В одних странах упомянутые обязательные отчисления производятся в не зависимые от государственного бюджета фонды, в других – они поступают непосредственно в федеральный бюджет, в третьих странах встречаются элементы двух выше указанных систем (смешанный вариант). Как сторонники включения, так и сторонники не включения обязательных взносов на социальное страхование и иные социальные цели в число налогов приводят весьма убедительные аргументы. Сторонники включения таких взносов в число налогов справедливо отмечают их обязательный характер, жёсткую законодательную регламентацию, говорят о том, что плательщику принципе все равно, пойдут его деньги в бюджет или какой – нибудь независимый фонд. Сторонники не включения, несомненно правы, когда напоминают о возвратном (в перспективе) характере таких отчислений, особенно для лиц, занятых наёмным трудом, т.е. о том, что если все обязательные платежи называть налогами, то возникнет смещение понятий, определяющих разные предметы и процессы. Наконец, они указывают на то, что в ряде стран в системах взносов на социальное страхование есть элементы выбора и добровольности, что не совместимо с платежами налогового характера. С 2000 г. Данная теоретическая проблема в России утратила практический смысл в связи с тем, что взносы в государственные фонды социального назначения были заменены единым социальным налогом.

    Сложности обеспечения чёткой классификации увеличиваются и в связи с тем, что в ряде стран параллельно со взносами на социальное страхование (обязательными и добровольными) существуют налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Последние могут иметь характер целевых налогов, что сближает их со взносами социального назначения.

    Пошлины и сборы составляют самую сложную  проблему при использовании традиционной классификации. Они включаются то в группу косвенных, то в группу прямых налогов, либо в самостоятельную группу. К прямым налогам иногда относятся и пошлины на обращение имущества, которые только наименованием «пошлина» отличаются от налогов на переход имущества (на перевод прав на имущества).

1.3. Федеральные, региональные, местные налоги и сборы.

    В зависимости от органа, определяющего  порядок взимания, налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы (приложение 1).

    Федеральные налоги

      Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и,  соответственно, контроля со стороны налоговых органов.

    Он  относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, Множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового Изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает много ошибок и неточностей. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.

    Сущность  данного налога состоит в том, что продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена поставщикам. Механизм действия НДС заключается в переложении налога на конечного потребителя, который уплачивает этот налог форме части продажной иены товара или услуги и не имеет возможности его компенсировать. Поэтому НДС является налогом на потребление, бремя которого несет конечный потребитель.

    Особенностью  НДС является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить в бюджет налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к реализуемым товарам, выполненным работам и оказанным услугам - добавленной стоимости.

    Таким образом, в данном случае под добавленной  стоимостью понимаются в основном  расходы на оплату труда, соответствующие им начисления единого социального налога и прибыль предприятия.

    Акцизы. Акцизы являются одними из основных источников налоговых поступлений. Их доли в структуре налоговых поступлений в бюджетную систему возросла с 3,3% - в 1999 . г. 5,1% - в 2007г Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 22 «Акцизы» НК РФ, а в отношении акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяется ТК РФ.

    Налогоплательщиками акциза признаются:

    - организации;

    - индивидуальные предприниматели;

       - лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

      Налог на доходы физических лиц. Подоходный налог с граждан - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной  и зарубежной экономики.

    Он  является одним из важнейших федеральных  налогов. С точки зрения доходов бюджета подоходный налог с физических лиц занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль предприятий и организаций. Его удельный вес в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет превышает 13%. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной Части бюджета.  Его роль  в  России  растет по мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровни населения.

    Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от Источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. К лицам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительство в РФ, относятся лиг а, находящиеся в РФ в общей сложности не менее 18з дней в календарном году.

    Объектом  налогообложения для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации является доход, полученный ими от источников, как в РФ, так и за рубежом, и для физических лиц - нерезидентов - от источников только в РФ.

    Единый социальный налог. Единый социальный налог (ЕСН) - это обязательный платеж, посредством которого формируются финансовые ресурсы, направляемые впоследствии на реализацию права граждан на государственное пенсионное обеспечение, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

    Статьей 235 НК РФ определены две категории  плательщик  ЕСН:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам исчисляющие с этих выплат ЕСН;

          2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, уплачивающие ЕСН со своих доходов от предпринимательской деятельности.

    К первой категории относятся:

    - организации;

Информация о работе Расчёт налогового бремени предприятия