Принципы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.17 Кб (Скачать документ)

11. Принцип документального оформления результатов     контроля

Требования данного  принципа предполагают, что в ходе осуществления налоговых проверок все обнаруженные факты, события и действия должны фиксироваться в документах установленных видов и форм (актах, протоколах, справках и т. д.)23. Только после документального закрепления результаты налоговой проверки приобретают юридическое значение.

Законодательством предъявляются особые требования к  документальному оформлению результатов  налоговых проверок и проводимых в рамках проверки иных мероприятий  налогового контроля, по соблюдению установленной  формы и обязательному указанию соответствующих реквизитов. Так, в  частности, ст.99 НК РФ закреплены требования, предъявляемые к протоколу, составляемому  при производстве осмотра, выемки документов и предметов, при опросе свидетелей.                                      Статьи 100, 101 и 1011 НК РФ и Инструкция от 10 апреля 2000 г. №60 устанавливают требования к акту, составляемому по результатам проведенной налоговой проверки, а так же к решению, выносимому по результатам рассмотрения материалов проверки. 

В соответствии с п.7 ст.108 НК РФ при выявлении  налоговым органом нарушений, за которые налогоплательщики –  физические лица или должностные  лица налогоплательщиков – организаций  подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное  лицо налогового органа, проводившее  проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Требования, предъявляемые  к данному протоколу, содержатся в ст. 28.2 РФ. 

Надлежащее оформление документов налоговой проверки создает  правовую основу для последующей  реализации налоговыми органами своих  полномочий по применению мер ответственности  к виновным лицам за совершение ими  налоговых или административных правонарушений. Кроме того, надлежащее документирование является гарантией  соблюдения прав и интересов налогоплательщиков, в том числе при рассмотрении жалоб вышестоящим органом и  судом. 

12. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами

В настоящее  время принцип взаимодействия налоговых  органов с другими

уполномоченными органами, такими как органы налоговой  полиции,

государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства,

таможенные  органы и другие (с24т. 82 НК РФ), заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.

Как правило, для  реализации результатов контрольной  деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным  органам, которые имеют соответствующие  полномочия по применению мер ответственности. Кроме того, контрольная информация имеет важное значение для законодательных  и исполнительных органов в плане  дальнейшего совершенствования  правового регулирования. Налоговые органы обладают достаточно широкими полномочиями по привлечению нарушителей к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений. Но при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений налогового законодательства, содержащих признаки преступления, налоговые органы обязаны направить материалы налоговых проверок в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела                     (п.3 ст.32 НК РФ) В настоящее время требования принципа взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами (органами налоговой полиции, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами), заключаются не столько в необходимости передачи сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и о других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

 Например, установлены  правила обмена информацией между  налоговыми органами и органами  федерального казначейства, между  налоговыми и таможенными органами. Наличие такой информации в налоговых органах позволяет сделать налоговый контроль более оперативным и эффективным. Разумеется, обмен информацией между уполномоченными органами должен осуществляться с соблюдением режима налоговой тайны (ст.10252 НК РФ). 
 

13. Принцип всеобщности налогового контроля

Данный принцип  вытекает из закрепленного в ст.57 Конституции Российской Федерации  и п.1 ст.3 НК РФ принципа всеобщности  налогообложения, и предполагает, что  ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении  них налоговых проверок. Так, камеральным  налоговым проверкам, как форме  текущего налогового контроля, подвергаются все без исключения налогоплательщики, стоящие на учете в налоговом  органе.

Предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.

14. Принцип единства налогового контроля

Принцип единства налоговой политики и системы  налогов предполагает единообразное  осуществление налогового контроля на всей территории страны, единства форм, методов и порядка проведения налоговых проверок, проводимых на всей территории России.  
 

Требования данного  принципа нашли отражение в закрепленных НК РФ общих требованиях к проведению камеральных и выездных налоговых  проверок 26(ст.ст. 87-98 НК РФ), оформлению результатов проведенной проверки (ст.99-100 НК РФ, п.1-2

Инструкции №60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" ) и производства по делу о налоговом правонарушении (ст.101-1011 НК РФ, п.3-4 Инструкции №60). 
 

15.Принцип территориальности налогового контроля.

Выражается в  том, что в большинстве случаев  взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете. Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством. 27Действующее в настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений.

Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-

правового или  валютного контроля, возможность  проведения которого

предусмотрена законодательством. 
 
 

Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов,

плательщиков  сборов и иных обязанных лиц. При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им

своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия  противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу. 

16. Принцип соблюдения налоговой тайны

Налоговое законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа к сведениям  о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных  органов. Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом или органом налоговой полиции, за исключением сведений, исчерпывающий перечень которых установлен в п.1 ст.102 НК РФ. 

Налоговая тайна  не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми  специалистами, экспертами, переводчиками  за исключением случаев, предусмотренных  федеральным законом. Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую  тайну, либо разглашение таких сведений, а также использование должностными лицами сведений, содержащихся в реестре, в ущерб интересам налогоплательщиков влечет ответственность, в том числе  уголовную. В этом случае, согласно ст.53 Конституции, у налогоплательщика  возникает право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов и их должностных лиц. Подпункт 14 п. 1 ст. 21 НК РФ,

конкретизируя это правомочие, предоставляет налогоплательщику  право требовать в установленном  порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Кроме того, налоговое законодательство запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции,

НК РФ, федеральных  законов, а также в нарушение  принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в  частности, адвокатскую тайну, аудиторскую  тайну (п.4 ст.82 НК РФ, введен Федеральным  законом от 9 июля 1999 г. №154-ФЗ). 

17. Принцип возмещения ущерба,

причиненного  в результате неправомерных действий

при проведении налогового контроля.

Как правило, в  большинстве отраслей законодательства закрепляется положение об обязанности  лица возместить убытки, причиненные  его неправомерными действиями. Аналогичные  обязывающие нормы содержит и  налоговое законодательство. Так, при  проведении налогового контроля не допускается  причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям (п.1 ст.103 НК РФ, в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. №154-ФЗ). Убытки, включая упущенную  выгоду, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или  их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме за счет федерального бюджета (п.1 ст.35 и п.2 ст.103 НК РФ).

За причинение убытков налоговые органы и их должностные лица несут ответственность  в порядке, предусмотренном федеральными законами. В частности, ч.6 ст.7 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ред. от 14 декабря 1995 г.)28 предусмотрено, что убытки, моральный вред, нанесенные гражданину действиями (решениями), признанными решением суда незаконными, а также представлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.ст. 1064, 1069).

Разумеется, убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых  органов, возмещению не подлежат, за исключением  законодательно оговоренных случаев (п.4 ст.103 НК РФ, в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. №154-ФЗ).

Группа принципов, призванных обеспечить приоритет защиты прав и законных интересов налогоплательщиков, охватывает следующие принципы: -законности;                                                                                                                 -юридического равенства;                                                                                                                                         -приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков;                                         - гласности;                                                                                                                                 -соблюдения налоговой тайны;                                                                                            - возмещения ущерба,                                                                                                         -причиненного неправомерными действиями должностных лиц при проведении налоговых проверок;                                                                                      - добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц. 

Информация о работе Принципы налогового контроля