Принципы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение налогового контроля и принципов. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить следующие задачи:
- определить понятие налогового контроля;
- обозначить и раскрыть основные принципы налогового контроля;
- определить понятие принципов налогового контроля;
- раскрыть субъекты налогового контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава «Налоговый контроль»…………………………………………5
1.1.Понятие налогового контроля……………………………………..5
1.2.Классификация налогового контроля……………………………12
1.3.Субъекты налогового контроля…………………………………..14
Глава «Принципы налогового контроля»…………………………..17
2.1.Общая характеристика принципов налогового контроля……..17
2.2.Классификация принципов………………………………………19
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.17 Кб (Скачать документ)

-     взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;

-     предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Основные обязанности  налоговых органов:

-        ведение учета налогоплательщиков;

-         соблюдение законодательства о налогах и сборах;

-   осуществление  контроля над полнотой и своевременностью уплаты налогов;

-         соблюдение налоговой тайны;

-         информирование налогоплательщиков  по вопросам налогового

законодательства. 
 
 

  1. Глава «ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

    2.1.Общая  характеристика принципов 

   Принципы налогового контроля
 
 Принцип законности
 
                 Принцип юридического                                равенства

                   

 
      Принцип соблюдения                   прав человека и     гражданина                                      
 
      Принцип гласности
          Принцип        ответственности
    Принцип защиты прав
Принцип независимости

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Принцип налоговой тайны
 
 
            Принцип документального  оформления результатов контроля
                Принцип     планомерности
 
 
  Принцип объективности и        достоверности
Принцип всеобщности 
Принцип единства
          Принцип территориальности
        Принцип регулярности (систематичности) контроля

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принцип возмещения       ущерба

112.2.Классификация принципов налогового контроля

Принцип есть научное  или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают. Правовой принцип концентрирует в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип приобретает правовой характер. Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Термин принцип  происходит от лат. principium – начало, основа.                           Под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.                  В толковом словаре В.И. Даля дано следующее определение принципа – "научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают".                                                                                                      Л.С. Явич определяет принципы права как ведущие начала его формирования, развития и функционирования 4. Он отмечает, что принципы права "пронизывают всю юридическую форму общественных отношений, выражая в конечном счете основные устои существующего строя экономических отношений, базис данного общества…" и находят свое выражение в юридических нормах законодательства, в объективном праве.  

12Анализируя принципы контроля в области налогообложения, О.А. Ногина отмечает наличие и выделяет несколько различных групп принципов контрольной деятельности, что в свое время отмечали Е.В. Шорина, В.М. Горшенев, А.В. Брызгалин и другие авторы .  

Под принципами контроля она понимает обще нормативные  ориентиры, основы контрольной деятельности уполномоченных органов. Можно разделить ее позицию об обоснованности выделения трех групп принципов налогового контроля: общеправовых принципов, принципов контроля и специально-правовых принципов налогового права.

                                 1.  Принцип законности

Он подразумевает  строгое соблюдение предписаний  законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов      (ст. 32 НК РФ).

В общем плане  принцип законности фиксирует необходимость  строгого соблюдения требований законов  и основанных на них предписаний  иных правовых актов всеми субъектами права. Прежде всего, требования этого  принципа вытекают из содержания ст.1 Конституции  Российской Федерации, определившей Российскую Федерацию в качестве правового  государства, и ч.2 ст.15, закрепившей,

13что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В отношениях, возникающих  при проведении налоговых проверок, принцип законности проявляется  в том, что, согласно пп.4 и 5 п.2 ст.1 НК РФ, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений, а также  формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно  нормами Налогового кодекса РФ. Подпункты 11 и 10 п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам право не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц, не соответствующие  Налоговому кодексу или иным федеральным  законам, и требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения предписаний законодательства о  налогах и сборах. Кроме того, на налоговые органы возлагается  обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением и  за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп.1 и 2 п.1 ст.32 НК РФ). Именно принцип  законности требует обязательного  указания в акте проверки на те конкретные нормы законодательства о налогах  и сборах, нарушение которых вменяется  налогоплательщику. 

           
 
 

    

        2. Принцип юридического равенства

В сфере налогообложения  этот принцип отражается в том, что  налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев14 (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин),         а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ). Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом и судом. Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Следовательно, в соответствии с конституционно-правовым принципом юридического равенства при принятии нормативных актов, регулирующих порядок осуществления компетентными специализированными службами контроля в области налогообложения (в соответствии со ст.ст. 30, 36, 82 НК РФ к их числу относятся только налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции), не могут устанавливаться какие-либо особые условия осуществления контрольных мероприятий в зависимости от таких оснований, как форма собственности, организационно-правовая форма организации,

гражданство индивидуального  предпринимателя и т.п. (в частности, более продолжительные сроки  налоговых проверок или более  частое проведение проверок и т.д.)

 3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина

Конституция Российской Федерации устанавливает определенную иерархию социально-экономических  и политических ценностей, выступающих  критериями выбора для субъектов  принятия властных решений. Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. В законодательной и  правоприменительной деятельности любых органов и должностных  лиц их приоритетность должна признаваться, соблюдаться и защищаться – это  конституционная обязанность государства. Поскольку права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно  действующими, именно они в первую очередь должны определять смысл, содержание и применение законов всеми агентами государства, а органы правосудия обязаны  гарантировать приоритетность реализации и защиты законных интересов, прав и  свобод человека в деятельности органов  всех ветвей власти (ст.2 в системной  связи со ст.18 Конституции15 Российской Федерации). Таково юридическое содержание конституционно-правового принципа приоритетности защиты законных прав и интересов человека и гражданина.

В области налоговых  проверок требования данного принципа проявляются в том, что при  их проведении доступ должностных лиц  налоговых органов в жилые  помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только на основании  судебного решения или в случаях, прямо оговоренных нормами федеральных  законов (п.5 ст.91 НК РФ). Кроме того, на должностных лиц налоговых органов  возлагается обязанность корректно  и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать  их честь и достоинство (п.3 ст.33 НК РФ).

Приоритетность  защиты прав налогоплательщиков гарантируется  на любом этапе развития налоговых  отношений, в том числе и при  проведении мероприятий налогового контроля в форме налоговых проверок. Контролируемые субъекты могут обжаловать в суд или вышестоящий налоговый  орган действия и акты налоговых  органов на любой стадии осуществления  проверочной деятельности. Рассматриваемый  принцип находит отражение и  в том, что привлечение к административной16 ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст.19.4 РФ), а также принудительное взыскание налоговых санкций по результатам проведенной налоговой проверки возможно только на основании решения суда. При рассмотрении споров и вынесении решений, суд, являясь независимым компетентным органом, обязан ориентироваться на законы. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п.7 ст.3 НК РФ). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, также толкуются в пользу этого лица (п.6 ст.108 НК РФ; ч.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Принцип защиты прав проверяемой организации или  физического лица в ходе осуществления  налоговых проверок предполагает также  право соответствующего субъекта не выполнять неправомерные акты и  требования налоговых органов и  их должностных лиц, не соответствующие  Налоговому кодексу или иным федеральным  законам (пп.11 п.1 ст.21 НК РФ). 

                     

              4. Принцип гласности

Принцип гласности  требует обеспечения открытости и доступности деятельности государственных  органов для всех заинтересованных организаций и граждан, а также  возможности получения ими информации в установленном законом порядке.

Информация о работе Принципы налогового контроля