Налог на добавленную стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание

Целью этой работы является изучение налога на добавленную стоимость.
К задачам, поставленным перед нами, можно отнести:
Определение сущности НДС;
Роль и значение НДС в налоговой системе РФ;
Характеристика основных элементов НДС;
Определение проблем и перспектив развития НДС;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и роль НДС……………………………………………………………5
Характеристика основных элементов……………………………………………9
Проблемы и перспективы развития налога…………………………………….19
Задачи…………………………………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………37
Приложение 1…………………………………………………………………….39
Приложение 2…………………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Налоги КР.docx

— 123.41 Кб (Скачать документ)

 

Однако, наряду с положительными изменениями в порядке исчисления

и порядке уплаты налога,  остается множество нерешенных вопросов,

связанные с дальнейшим реформированием  НДС.  Ученые, теоретики и

практики, выделяют наиболее существенные и значимые пути развития НДС,

которые в первую очередь обусловлены с нынешними экономическими

обстоятельствами, а так  же с законодательными пробелами.

Среди особо значимых проблем,  связанных с НДС,  выделяют следующие  пути совершенствования НДС:

 

Наряду с этим, в последнее  время ведется дискуссия по поводу отмены

НДС или замена налогом  с продаж.

1). Изменение налоговой ставки является приоритетной среди других

вариантов.  В данном случае,  речь здесь идет о переходе на единую пониженную ставку НДС. 

Есть решения,  позволяющие  снизить ставку НДС и одновременно

увеличить его поступления  в бюджет. Можно, например, снизить ставку НДС до 10% для всех товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 18%. При этом для импортной продукции увеличить таможенную пошлину на величину

снижения НДС.  Увеличение таможенной пошлины способствует

экономическому укреплению отечественного рынка,  т.к.  увеличение

стоимости импортных товаров  приведет к снижению спроса на них  и

увеличит конкурентоспособность  российских производителей.

Однако такая мера может и дать отрицательный эффект в виде замедления

модернизации наукоемких отраслей.  Увеличение стоимости  современной

импортной техники и т.д. 

  Другой вариант,  предложенный Минэкономразвития,  заключается в

снижении налоговой ставки до 12%.  Единая ставка НДС планируется на

уровне 12%  вместо действующих 18  и 10%.  Потери бюджета,  по данным министерства,  будут восполнены благодаря повышению ставки акцизов на размер снижения ставки НДС на подакцизные товары, а так же за счет роста поступлений этого и других налогов.

Снижение ставки НДС приведет к снижению цен на потребительские

товары.  Но,  во-первых,  большинство товаров первой необходимости

(продукты питания,  медикаменты,  детские товары)  облагаются сейчас  по

льготной  ставке 10%, и  введение единой ставки 12%  приведет к росту цен

на эти товары.  А  во-вторых,  если предположить,  что  производители и

продавцы действительно  снизят цены на реализуемые товары, то произойдет

неминуемый рост спроса,  который вызовет рост инфляции и перегрев

экономики

Положительный эффект введения единой ставки,  во-первых, заключается в упрощении механизма администрирования налога и

пресечения возможностей мошенничества с использованием наиболее

распространенных схем, связанных  с наличием дифференцированных ставок

налога. Во-вторых,  снижение основной ставки налога для большинства

товаров.  Но этот шаг грозит и серьезным социальным последствиям,  что

делает ее нецелесообразной в современных экономических  условиях.

Поэтому дальнейшее реформирование НДС следует проводить в

направлении снижения ставки при сохранении ее дифференциации

Другой вариант  – это снижение налога на 14% с сохранением ставки

10%  по отдельным группам  товаров.  Выпадающие доходы при  таком

варианте оцениваются  около 1,3%  ВВП.  При унификации ставки в 12%

прямые выпадающие доходы составят 2%  ВВП,  что сравнимо годовому

расходу на  национальную оборону страны

В то же время существует аргументация против снижения ставки НДС.

Она сводится к недопустимости потерь бюджета в ближайшие годы,  т.к.

планируется увеличение расходов на решение демографической проблемы и

продолжение пенсионной реформы,  удержание инфляции,  финансирование

системы образования в  целях повышения производительности труда;

финансирование строительства  транспортной инфраструктуры и т.д., и это в

условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации. 

2).Использование эффективных налоговых льгот. В некоторых странах

используется 4 вида льгот: нулевая  ставка, пониженная 2-5%, освобождение

от уплаты налога, установление необлагаемого порога для малого бизнеса. В

РФ не используется только пониженная ставка. На данном этапе развития

современной экономики изменение  или введение новых льгот по НДС  могут

безболезненно решить многие проблемы,  связанные с налогом.

Значительную долю в объеме льгот составляют освобожденные  от НДС

биржевые операции с ценными  бумагами,  банковская и страховая 

деятельность.  По мнению многих авторов,  такие льготы обусловлены  и

социальным значением  для общества,  но,  с другой стороны,  они

представляют собой лоббирование интересов определенного круга  лиц.

Поэтому немаловажным решением может служить отмена данных льгот  и

введение более значимых для населения. Помимо этого можно так же

установить для социальной сферы более рациональную льготу в виде

сочетания освобождения и  права на вычет НДС по приобретению.

Предлагается так же установить пониженную ставку менее 10%  на

товары первой необходимости  (мука,  молочные продукты,  медицинские

товары), одновременно повысить ставку на реализацию предметов роскоши

(ювелирные изделия). Такой  способ позволяет увеличить долю  уплаты НДС

лицами, относящиеся к  обеспеченной категории населения.

Так же можно рассмотреть вариант,  при котором будут устанавливаться нулевые ставки вместо освобождения от уплаты налога в малом бизнесе и у сельхозтоваропроизводителей.  Следует учитывать тот факт, что при полном освобождении от уплаты налогоплательщик не имеет права на возмещение НДС по приобретению и выставлению соответственно в счетах-фактурах НДС по реализации, что препятствует спросу продукции оптовыми покупателями. При использовании льготы в виде нулевой ставки

налогоплательщики имеют  права на возмещение НДС по приобретенным

товарам (работам,  услугах) и право на выставление в счетах-фактурах НДС

по реализованным товарам (работа, услугам), что благоприятствует спросу. Вследствие перечисленных последствий использования льгот наиболее

выгодной и эффективной  является льгота в виде нулевой ставки.

3). Усовершенствование администрирования НДС.  Реформирование

порядка возмещения. Данное направление так же имеет свою актуальность,

поскольку меры повышения  собираемости налогов,  дают возможность

перейти к реальным действиям  по снижению стандартной ставки НДС. Если

же условия администрирования не будут улучшаться, то снижение ставки не

целесообразно,  поскольку  потери бюджета будут еще выше.

Согласно налоговой практике проверка поставщиков свидетельствует о том,  что нередко контрагенты проверяемого налогоплательщика не исполняют свои обязательства по уплате НДС в бюджет,  при этом отсутствие у проверяемого налогоплательщика ответственности за действия третьих лиц не позволяет налоговым органам обоснованно отказать экспортеру в возмещении налога в подобных случаях. Так,  по разъяснению Министерства финансов РФ,  если налогоплательщик при совершении операций с контрагентом не проявил должной осмотрительности и осторожности: не собрал  «налоговое досье» в целях проверки деятельности контрагента,  то по решению суда налоговые органы могут доначислить налог.  Однако данные документы носят лишь информационный характер  (копия свидетельства о регистрации в налоговых органах,  выписка из ЕГРЮЛ)  и подтверждают право полномочия того или иного лица  (доверенность,  расписка),  поэтому даже наличие таких документов у налогоплательщика не позволяют обезопасить себя от налогового «риска».

Такая конструкция предоставляет недобросовестным налогоплательщикам возможность для злоупотреблений и мошенничества

(создание фирм-однодневок,  фиктивный экспорт,  искажение  данных в

документе при экспорте,  завышение цен при приобретении товаров).

противоречивая нормативно-правовая база по налогу в части порядка

возмещения экспортного  НДС,  недостаточная эффективность  применяемых

налоговыми органами методов  контроля за возмещением налога

используются налогоплательщиками  в ущерб государственным интересам.

В результате сопоставления  динамики фактического поступления  НДС

в федеральный бюджет с  суммами возмещаемого налога и темпами  роста

экспорта установлено,  что сумма возмещаемого экспортерам  налога

составляет практически  половину от поступившего в бюджет НДС.

Коэффициент собираемости НДС (по методике МВФ) в России разные годы

находился в пределах 48-58%,  и только в 2008  г.  опустился до 43,5%

В принципе, эти значения соответствуют уровню собираемости данного налога в большинстве развитых стран,  где коэффициент составляет 42-65%.

Причем имеет место  более быстрый рост сумм вычетов  (возмещения НДС) по сравнению с увеличением суммы начисленного налога.  Это создает реальную угрозу экономической безопасности государства,  и проблема контроля над возмещением НДС переходит в разряд стратегических задач обеспечения национальной экономической безопасности. Наличие довольно высокого положительного сальдо экспорта-импорта в России обуславливает высокий уровень возмещения налога при применении нулевой ставки по экспортируемым товарам.  Поэтому совершенствование системы администрирования НДС по экспортным операциям является актуальной задачей для государства,  и усиление контроля над правомерностью возмещения как по внешним,  так и по внутренним операциям НДС в настоящее время остается одним из приоритетных направлений налоговых органов.

В этой связи можно рассмотреть  следующую систему мер:

1)  создать совместно  с органами внутренних дел  единую базу

утерянных паспортов и  паспортов умерших лиц.  Ежегодно,  а также перед регистрацией нового юридического лица данные паспортов и ответственных

лиц организации должны сверяться  с базой. Это затруднит создание фирм-

однодневок,  что увеличит стоимость предоставляемых услуг  и,  как

следствие,  вынудит многих недобросовестных налогоплательщиков

отказаться от них

2) ввести в НК РФ  понятия «фирма-однодневка» и  «недобросовестный

налогоплательщик»;

3) в целях вычетов по  НДС ввести ответственность налогоплательщика

за уплату НДС своими самыми крупными поставщиками. Законодательно это

сделать будет достаточно сложно,  зато данная мера является самой

эффективной для борьбы с  обналичиванием денежных средств

4)  введение принципиально  нового механизма расчетов

налогоплательщиков с  бюджетом заключается в том,  что  государство

становится участником расчетов с каждым налогоплательщиком в части

НДС.  Все без исключения платежи по НДС будут осуществляться через

бюджет.  Данное обстоятельство признается надежной гарантией полной

уплаты в бюджет. При  этой схеме все суммы НДС поступают  в бюджет,  и

вычеты предоставляются  лишь в отношении уплаченного НДС

5) введение НДС-счетов. Суть  данного механизма заключается  в том, 

что получаемые от покупателя суммы НДС зачислялись не на расчетный  счет

организаций, а на специальный  счет, с которого нельзя было бы взять  деньги

для иных целей,  кроме  уплаты НДС поставщику,  а также  причитающихся

бюджету НДС и других налогов.  Применение этого способа позволит

существенно снизить возможность  совершения операций,  связанных  с

обналичиванием денежных средств,  и не потребуется    введения

дополнительных мер изменения практики налогового контроля .

Предложенные меры позволят повысить собираемость налога,  что  в свою очередь,  даст возможность перейти к другим значимым действиям по

реформированию НДС.  Только после ликвидации такой глобальной

проблемы для российской экономики,  как обналичиванием денежных

средств через цепочки  фирм-однодневок  (а вместе с ней  схем  «серых» 

зарплат),  при благоприятной  макроэкономической ситуации можно  будет

ставить вопрос о снижении стандартной ставки НДС.  В сложившейся

ситуации,  когда расчеты  частично основаны на ожидании,  что  часть

налогоплательщиков откажется  от  «серых»  схем оптимизации

налогообложения, и когда  не планируется  принятие законодательных  мер по

Информация о работе Налог на добавленную стоимость