Малый бизнес в экономике Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:55, реферат

Описание

В приоритетных направлениях развития общества, поставленных Президентом страны Н. Назарбаевым в своих Посланиях народу Казахстана, центральное место занимает экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике и реальной конкуренции с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На новом этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики. Это, прежде всего, такие как реструктуризация экономики, развитие инфраструктуры и институтов рынка, а также преодоление недостатков, унаследованных от предыдущего этапа: несовершенство отраслевой и технологической структуры; слабая внутренняя интегрированность, недостаточная жизнеспособность производительных сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
предпринимательства В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1.1 Сущность предпринимательства, становление и развитие 5-7
1.2 Основные элементы системы государственной 8-12
поддержки и развития предпринимательства
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ предпринимательства В КАЗАХСТАНЕ
И РЕГИОНАХ
2.1 Анализ современного состояния малого и среднего 13-15
бизнеса в Республике Казахстан
2.2 Оценка масштабов и уровня развития малого бизнеса 16-21
в регионах Республики Казахстан
3. Проблемы, перспективы развития и пути регулирования
малого бизнеса в РК
3.1 Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса в 22
Казахстане
3.2 Государственная политика в области поддержки 23-24
предпринимательства
3.3 Совершенствование организационно-экономического 25-26
механизма развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике Казахстана.docx

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 4 - Численность занятых на малых  предприятиях - юридических лицах  за 2002-2005 гг. (на начало периода)

 
Регион 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. Июль 2006 года  
  тыс. чел. тыс. чел. в % к предыдущему

году

тыс. чел. в % к предыдущему году тыс. чел. в % к

предыдущему

году

Числ-ть

занятых,

тыс. чел.

в % к предыдущему году в % к иТО

гу

 
РК 428, 8 467, 4 109,0 482, 5 103,2 538,2 111,5 624, 1 116,0 100,0  
Акмолинская 15,1 15,6 103,3 17 109,0 30,4 178,8 32,6 107,2 5,2  
Актюбинская 24,9 26,3 105,6 29 110,3 22,7 78,3 28 123,3 4,5  
Алматинская 22,2 23,9 107,7 24,5 102,5 32,5 132,7 39,3 120,9 6,3  
Атырауская 11,2 15 133,9 17,9 119,3 16,1 89,9 20,6 128,0 3,3  
ВКО 37,6 42,3 112,5 40,4 95,5 45,7 113,1 49,9 109,2 8,0  
Жамбылская 16,4 16,1 98,2 16,2 100,6 19,4 119,8 20,9 107,7 3,3  
ЗКО 17,4 19 109,2 21,3 112,1 17,5 82,2 19,9 113,7 3,2  
Карагандинская 37 40,6 109,7 38,8 95,6 35,8 92,3 41,7 116,5 6,7  
Костанайская 22,2 24,6 110,8 23,8 96,7 28,9 121,4 34,8 120,4 5,6  
Кызылординская 7,3 8 109,6 8,4 105,0 15,2 181,0 15,3 100,7 2,5  
Мангистауская 13,2 15,5 117,4 15,8 101,9 18,9 119,6 22,1 116,9 3,5  
Павлодар  екая 19,5 21,7   21,5   25,5 118,6 28,1 110,2 4,5  
ско 19,6 21,6   21,2   20,1 94,8 22,6 112,4    
юко 32,7 29 88,7 30,1 103,8 46,2 153,5 53,8 116,5    
г. Астана 27,3 32,4 118,7 37,5 115,7 42,3 112,8 56 132,4    
г. Алматы 105,2 115,8 110,1 119,1 102,8 121 101,6 138, 5 114,5    
                       
 

Наибольшая  численность занятых в малом  предпринимательстве в г. Алматы - 138,5 тыс. человек (22,2%), на втором месте г. Астана - 56,0 тыс. человек (9%), в Южно-Казахстанской области - 53,8 тысяч человек или 8,6% от общей численности занятых в малом предпринимательстве. При этом численность занятых в сфере малого бизнеса в Кызылординской области составляет всего 15,3 тысяч человек или 2,5%) от общей численности занятых в малом бизнесе, Западно-Казахстанской области - 19,9 тысяч человек (3,2%), в Атырауской области численность составляет 20,6 тысяч человек (3,3%), Жамбылской области - 20,9 тысяч человек (3,3%).

Таблица 5 - Численность занятых у индивидуальных предпринимателей за 2002- 2005 гг. (на начало периода)

 
Регион 2002 год тыс.  чел. 2003 год 2004 год 2005 год Июль 2006 года  
    тыс. чел. в%к предыдущему

году

тыс. чел. в%к предыдущему

году

тыс. чел. в%к

предыдущему

году

числ-ть занятых, тыс. чел. в%к предыдущему

году

в %

к итогу

 
РК 345,6 351,4 101,7 438,1 124,7 451,7 103,1 489,1 108,3 100,0  
Акмолинская 17,4 20,5 117,8 26,1 127,3 25,9 99,2 26,5 102,3 5,4  
Актюбинекая 10,7 12,6 117,8 14,2 112,7 15 105,6 19,2 128,0 3,9  
Алматинекая 25,6 24,2 94,5 28,2 116,5 32 113,5 33,2 103,8 6,8  
Атырауская 9,8 13,3 135,7 16,6 124,8 19,5 117,5 23,3 119,5 4,8  
ВКО 48,8 39,4 80,7 47,1 119,5 64,1 136,1 54,3 84,7 11,1  
Жамбыл  екая 22,8 9,8 43,0 34,2 349,0 24,9 72,8 26 104,4 5,3  
зко 10,8 15,2 140,7 15,9 104,6 14,4 90,6 15,6 108,3 3,2  
Карагандинская 21,6 32,5 150,5 36,1 111,1 39,8 110,2 40,9 102,8 8,4  
Костанайская 17,8 20,2 113,5 30 148,5 31,5 105,0 39,3 124,8 8,0  
Кызылординская 8,4 16,6 197,6 12 72,3 12,7 105,8 13 102,4 2,7  
Мангистауская 7,3 11,2 153,4 16,4 146,4 9,6 58,5 13,8 143,8 2,8  
Павлодарская 13,3 23,5 176,7 26,8 114,0 27,8 103,7 28,9 104,0 5,9  
ско 16,5 19,8 120,0 23,8 120,2 23,7 99,6 25,1 105,9 5,1  
юко 29,4 20,9 71,1 24,5 117,2 28 114,3 44,3 158,2 9,1  
г. Астана 19,1 27,1 141,9 32,8 121,0 25,5 77,7 28 109,8 5,7  
г. Алматы 66,3 44,6 67,3 53,4 119,7 57,3 107,3 57,8 100,9 11, 8  
                       

Численность занятых у индивидуальных предпринимателей также растет. Так, на 01.07.2005 г. по сравнению с 2002 г. по республике в целом она увеличилась на 41,5% в Мангистауской области - в 2,9 раза, Атырауской - в 1,4 раза, в Костанайской - в 2,2 раза, только по г. Алматы произошло уменьшение численности занятых на 12,8%. 
 

Таблица 6 - Численность занятых в крестьянских хозяйствах за 2002-2006 гг. (на начало периода)

 
Регион 2002 год тыс .чел 2003 год 2004 год 2005 год Июль 2006 года  
    ты с.ч ел. в% к предыдущем

У году

тыс.ч

ел.

в% к предыдущему году тыс.ч ел. в%к предыдущему году чис л-ть занятых, тыс. чел. в%к предыдущем

У году

в % к итогу  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11  
РК 314 364 115,9 376,7 103,5 409 108,6 423,6 103,6 314  
Акмолинская 7,2 8,2 113,9 10,5 128,0 10,5 100,0 10,5 100,0 7,2  
Актюбинская 7,1 8,3 116,9 9,1 109,6 9,8 107,7 10,4 106,1 7,1  
Алматинская 80 102,4 128,0 98,8 96,5 102,8 104,0 104,4 101,6 80  
Атырауская 1,3 1,3 100,0 2,3 176,9 2,4 104,3 2,8 116,7 1,3  
ВКО 28 30, 8 110,0 35,2 114,3 37,1 105,4 37,6 101,3 28  
Жамбылская 17,9 29 162,0 26,8 92,4 23,8 88,8 34,2 143,7 17,9  
ЗКО 14,4 11,4 79,2 9,6 84,2 9,8 102,1 10,4 106,1 14,4  
Карагандинская 19,4 16,3 84,0 20,1 123,3 19 94,5 18,9 99,5 19,4  
Костанайская 9,8 10 102,0 10,3 103,0 10,2 99,0 10,3 101,0 9,8  
Кызылординская 5,1 3,8 74,5 3,4 89,5 2,9 85,3 3,1 106,9 5.1  
Мангистауская 0,5 0,5 100,0 0,6 120,0 0,7 116,7 0,8 114,3 0,5  
Павлодарская 7,1 7,9   7,9   7,9 100,0 7,5 94,9 7,1  
СКО 9,5 10,7   13,6   12,2 89,7 11,6 95,1 9,5  
ЮКО 106, 6 12 3,3 115,7 128,5 104,2 159,8 124,4 161 100,8 10 6,6  
г. Астана 0 0   0   0   0   0  
г. Алматы 0,1 0,1 100,0 0 0,0 0,1 100,0 0.1 100,0 0,1  
                       

Значительный  рост занятых наблюдается в крестьянских хозяйствах по годам, в целом по республике. Особенно это отмечается в Южно-Казахстанской, Атырауской и Алматинской областях. Снижение занятости в крестьянских хозяйствах наблюдается в Кызылординской и Западно-Казахстанской областях.

Занятость на малых предприятиях по видам деятельности в среднем по Казахстану колеблется от 4 человек в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования  до 7 человек в сельском хозяйстве, промышленности и здравоохранении  и предоставлении социальных услуг. Значения производительности труда  в малом бизнесе - от 20325 тыс. тенге  в рыболовстве до 218192,7 тыс. тенге  в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного пользования.

 

3. Проблемы, перспективы  развития и пути

регулирования малого бизнеса в  РК

3.1 Проблемы, сдерживающие  развитие малого  бизнеса в Казахстане

Можно выделить ряд факторов, негативно  влияющих на развитие малого предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных  инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

Другим  фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными  проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость  углубления экономических, правовых и  институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке  малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

 

3.2 Государственная  политика в области  поддержки предпринимательства

В целях  дальнейшего развития малого предпринимательства  Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса  на ближайшую перспективу, в том  числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы  общественных институтов, которые будут  стимулировать частный сектор к  созданию производств с высокой добавленной стоимостью. Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление  сегментации крупных малоэффективных  производств и создания на их базе малых предприятий.

В целях  привлечения предпринимателей в  процесс подготовки законодательных  и нормативных актов при центральных  исполнительных органах созданы  Экспертные советы по вопросам поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители  общественных объединений предпринимателей.

Целью Программы является выработка эффективной  политики в области государственной  поддержки и развития малого бизнеса, создание развитой и доступной инфраструктуры, раскрепощения предпринимательской  инициативы населения, улучшение условий  для развития предпринимательства, в целях:

- создания  условий для активного роста  количества субъектов малого  бизнеса, особенно в форме юридического  лиц,

- изменения  структуры деятельности субъектов  малого бизнеса в сторону значительного  увеличения доли субъектов малого  бизнеса в приоритетных (производственных) отраслях экономики, вовлечения  в инновационную деятельность,

Информация о работе Малый бизнес в экономике Казахстана