Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более развитых странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 822.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе будет рассмотрен малый бизнес как отдельный сектор рыночной экономики. В последнее время проблема малого бизнеса как никогда актуальна не только в нашей стране, но и в экономически более  развитых  странах. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Поэтому развитие малого бизнеса является важной задачей государства.

В свете текущего экономического кризиса, который затронул все государства с открытой и частично открытой экономикой, проблема малого бизнеса стоит как никогда остро, потому как малые предприятия известны наибольшей гибкостью, они способны поддерживать экономику, адаптируясь под новые рыночные условия. Хотя очевидно и то, что они являются зависимыми от более крупных предприятий, имеют трудности с получением кредитов и т.д. Поэтому цель данной работы – изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Для достижения поставленных целей  в первой главе охарактеризуем малый бизнес и выясним его  роль в рыночной экономике; затем  во второй главе рассмотрим опыт других стран в этой области, выделим положительные и отрицательные его стороны; в последней, третьей, главе рассмотрим положение малого бизнеса в Беларуси, выделим положительные и отрицательные моменты. В заключение внесем предложения по эффективному изменению государственной политики в отношении малого бизнеса.

В этой работе будут использованы не только учебные пособия по данной тематике(1,2,6), но и периодические издания(7,8,9) и ресурсы интернет(11,12,13,14) для получения максимально реальной картины.

Научная и практическая значимость темы данного исследования существенна в связи с необходимостью обеспечения для  Республики Беларусь на современном этапе стабильного  социально-экономического развития, укрепления и активизации экономических  связей с другими странами, совершенствования законодательной базы для преодоления кризиса в этом секторе экономики.

Глава 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

 

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм  относятся к субъектам малого предпринимательства. Является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятие относится к малому бизнесу, являются: численность персонала и размер уставного капитала [1, c. 38].

Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т.е. начато реально е становление рынка: постепенное восстановление заброшенных производств, освоение ресурсов, расширение сфер. Развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм, создание новых рабочих мест; организация услуг и т.д. [2, с 16].

Из опыта  стран с рыночной экономикой известно, как влияет на роль и место малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Интенсивный рост в этих странах числа предприятий малого бизнеса, обусловленный появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, эффективно используемых именно в малом производстве, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, создании их новых форм, особенно в средствах связи и информации, а также рост образовательного и квалификационного уровня населения и работников привели поистине к революционному скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, во многом изменившая направленность производства, его привычные и устоявшиеся ранее приоритеты.

 

Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет  для развития экономики государства.

 

Малый бизнес – важный сектор экономики.

Предприятия малого бизнеса более устойчивы к  внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

 

Малый бизнес - один из основных источников налоговых  поступлений.

Малый бизнес участвует  в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в  бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнесом

 

Малый бизнес способствует развитию инновационных  технологий.

Малый бизнес выполняет  важную функцию в развитии инновационной  экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные  направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических предприятий, которые поспособствуют подъем и развитию всей национальной экономики.

 

Социально-экономическая  роль малого бизнеса

Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге  уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий  малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами[13].

 

При современных  масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:

- сравнительно  низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;

- массовость, что  позволяет в короткий срок  наладить производство разнообразных товаров и услуг;

- ориентацию  на потребителя, так как выживаемость  зависит от быстрой окупаемости;

- мобильность  на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;

-быстрое накопление  капиталов и их свободный перелив  в наиболее окупаемые отрасли,  что способствует их быстрому  развитию;

-способность  быстро поглощать большое количество  рабочей силы;

- коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;

-быструю адаптацию  на внешнем рынке;

-углубление  внутриотраслевой специализации,  снижение затрат на производство  благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;

-значительно  меньшее по сравнению с большими  предприятиями воздействие на окружающую среду.

Во многом благодаря  целенаправленным усилиям государств в этой среде сформировался специфический  социально-экономический климат, благоприятный для предпринимательства. Его характерные признаки:

-стабильность  государственной, экономической  и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;

-позитивное  общественное мнение;

-льготный налоговый  режим; 

-наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства.

-значительная  дебюрократизация процедур регулирования  хозяйственной деятельности со  стороны государственных органов  [4, с. 48-49].

Однако, как  показывает практика, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, большая чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.

Недостатки  в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются не только внутренними причинами, такими как менеджерская неопытность, профессиональная некомпетентность, запущенность бизнеса, но и внешними причинами. Прежде всего, это государственное регулирование малого бизнеса. Очевидно, что без активного вмешательства и помощи малому предпринимательству со стороны органов власти невозможно добиться значительного возрастания его роли в социально-экономическом развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт поддержки малых предприятий в различных странах

 

Развитие малого бизнеса  на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают  большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку  на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее  время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом .

2.1 Малый бизнес в Российской  Федерации  

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. Однако ближайшей страной  к Республике Беларусь, с похожей экономикой является Российская Федерация. Именно с примера этой страны мне хотелось бы начать анализировать зарубежный опыт, поскольку и Россия и Беларусь являются бывшими странами СССР. И на данный момент их экономики характеризуются как экономики переходного типа. И безусловно, малый бизнес играет значительную роль в переходе от командно-административной экономики к рыночной.

Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики  государства в целом. Достаточно упомянуть, что, например, на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как в странах - членах ЕС не менее 30. В России доля малых фирм в общем числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Для страны таких масштабов малый  бизнес не может стать основой  экономики. Он может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Тем не менее, малый бизнес является важным элементом российской переходной экономики. Одним их факторов способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской   сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.

   Для более наглядного  примера можно привести некоторые данные о масштабах развития малых предприятий в России и сравнить с другими зарубежными странами (см. табл. 1, приложение 1).

   Как видно из таблицы  4, развитие малого бизнеса в  России существенно отстаёт в  сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах- 50-60%.

   За последние  годы существенного изменения  ситуации не произошло. По данным  на конец 2006- начало 2007г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчёте на 1 тыс.жителей – 6,64. Численность занятых в них- 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2006 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% ( 1710,7 и 1514,8 тыс.чел). Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание ( 2629,8 1514,8 тыс. чел. или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объём производства, растёт незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется. [6, с. 7]

   О масштабах  деятельности малого предпринимательства  в России в 2006 г. дают данные представленные в таблице 2  (см. табл.2, приложение 2).

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике