Косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Работа состоит из  1 файл

Косвенное налогообложение в РФарер.docx

— 235.03 Кб (Скачать документ)

     Активный процесс совершенствования налоговой системы Российской Федерации, начавшийся в 1998 году с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, продолжился принятием части второй Налогового кодекса РФ, в частности главы 21 «Налог на добавленную стоимость».

     Можно в целом отметить, что базовые  понятия и принцип функционирования налога на добавленную стоимость  сохранены. Разумеется, новый текст  закона далек от идеала с точки  зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.

     Многими профессионалами этой сферы налоговых  отношений выска-зывается объективная  позиция относительно того, что более  положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений  в ныне действующий текст Закона РФ от 6 декабря 1995 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность - одним словом все то, что называется «белыми пятнами».

     Накопившаяся  с 1992 года богатейшая разъяснительная  практика налоговых и финансовых органов по вопросам правильности определения  и исчисления налога на добавленную  стоимость в различных сферах хозяйственно-финансовой деятельности организаций-налогоплательщиков наилучшим образом смогла бы обеспечить указанный процесс реформирования.

     Следует отметить, что по отдельным важнейшим  позициям глава 21 части второй Налогового кодекса РФ имеет преимущества по сравнению с действующим законом. К их числу в первую очередь  следует отнести четко и твердо изложенную мысль относительно того, что только реализация товаров (работ,услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения  операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении  оборотов реализации товаров хозяйствующим  субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территории государств СНГ. 
Следует отметить, что в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели. Статьей 2 Гражданского кодекса РФ определено, что «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления налога на добавленную стоимость в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. 
Не являются плательщиками налога согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст.161 Налогового кодекса РФ, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента). 
Не являются плательщиками налога согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели выполняют обязанности налогового агента). 
Организации индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вменненый доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности.

     В качестве положительного аспекта нового нормативного акта является то, что  процедура постановки на учет в качестве налогоплательщика соответствующих  организаций, включая иностранные, и индивидуальных предпринимателей посвящена специальная статья. 
Важно отметить то, что осуществление постановки на налоговый учет российский налогоплательщиков производится в «автоматическом режиме», то есть налоговыми органами самостоятельно в течении 15 дней с момента их государственной регистрации на основе сведений организаций, производящих государственную регистрацию или выдающих лицензии, и т.п. Введение в текст Налогового кодекса РФ указанного порядка, безусловно, носит позитивный характер, поскольку максимальная компактность всех составляющих процесса налогообложения, изложенных в одном документе, облегчает действия налогоплательщиков и повышает их компетентность. 
Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации товаров, работ, услуг).

     Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой налога на до-бавленную стоимость, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение входного налога на добавленную стоимость. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цель реализации товаров у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление налога на добавленную стоимость, за счет «увеличения» себестоимости (затрат) на сумму входного налога. 
Таким образом, в этой ситуации сумма входного налога на добавленную стоимость из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет,вычет) этого налога.

     Организации и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила  в совокупности один миллион рублей. 
Положение об освобождении не распространяется на организации и ин-дивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

     Освобождение  организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению. 
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

     Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная  с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. 
Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей налого-плательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

     Освобождение  организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика  при выполнении ими условий производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. По истечении  указанного срока организации и  индивидуальные предприниматели, которые  были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в  налоговые органы письменное заявление  и документы, подтверждающие, что  в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и  налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала одного миллиона рублей. Такими документами являются: 
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев); 
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ,услуг); 
- выписку из бухгалтерского баланса (для организаций) и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности; 
- книгу продаж; 
- журнал полученных и выставленных счетов фактур; 
- справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам; 
- документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции. 
В течение 10 дней, считая со дня представления документов на освобо-ждение от порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, налоговые органы производят их проверку и выносят решение соответственно: 
- о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогопла-тельщика либо об отсутствии права на освобождение; 
- о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налого-плательщика либо об отказе в таком продлении. 
Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение, равное одному миллиону рублей, налогоплательщики, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке. В случае непредставления налогоплательщиком документов, подтверждающих, что за три последовательных календарных месяца в совокупности выручка не превышала одного миллиона р.(либо представления документов, содержащих недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени. 
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога представляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года. 
Существенных изменений в определении объекта налогообложения не произошло, за исключением того, что теперь с 1 января 2001 года объектом налогообложения будет признаваться выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (так называемые СМР, выполняемые хозяйственным способом). Дело в том, что эта проблема в условиях действующего до января 2001 года налогового законодательства носит противоречивый характер. Позиция на этот счет налоговых органов, не считающих указанные работы объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не совпадает с позицией финансовых органов. Главным аргументом в позиции необложения строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, является то, что и заказчик, и производитель указанных работ - одно и то же юридическое лицо. Именно эта ситуация не позволяет реализоваться одному из важнейших условий, характеризующих процесс реализации товаров (работ,услуг).

     Таким образом, на основе проведенных теоретических  исследований автором сделаны следующие  выводы: на протяжении столетий мировая  налоговая система изменялась под  воздействием политических, социальных и экономических причин; эволюция налоговой системы ознаменовалась цикличностью в смене периодов господства подсистемы косвенного и прямого  налогообложения; практические и теоретические  аспекты налогообложения зачастую развивались самостоятельно, что  не могло не сказаться на состоянии  экономики стран. В настоящее  время в результате изменившихся подходов к пониманию теории налогообложения  продолжается познание и совершенствование  налоговых отношений, в основном, в рамках монетаристской, кейнсианской  теорий и теории переложения налогов.

      В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых  системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие  наметился сдвиг в сторону  преобладания косвенных налогов  в формировании бюджета. Дефицит  бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.

     Действующая система косвенного налогообложения была введена в 1991 - 1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений.

  1. Анализ  действующей  системы косвенного налогообложения на материалах  УФНС по Республике Мордовия
 

     2.1 Анализ динамики  показателей поступления  налога на                          добавленную стоимость в бюджет  

     Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также  большое значение стал иметь налог  на добычу полезных ископаемых. В составе  доходов бюджета они занимают определяющее место (см. Приложение А).

     Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2008 г. составила около 40%.

     Налогоплательщиками НДС признаются [2]:

     - организации;

     - лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

     - индивидуальные предприниматели.

     Согласно  п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения  по НДС считаются следующие операции:

     - реализация товаров (работ, услуг)  на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога;

     - передача имущественных прав;

     - передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд  расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

     - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

     Налоговым законодательством РФ ряд товаров  и услуг освобождены от НДС.

     В ст.149 НК  определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

     1) предоставление в аренду арендодателем  на территории РФ помещений  иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

     2) реализация товаров, а также  передача, выполнение, оказание услуг  для собственных нужд на территории  РФ: медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по  перечню, утвержденному Правительством  РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий,  медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  учреждениями, за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

     Налоговым периодом по НДС является календарный  месяц. Для налогоплательщиков с  ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн.р., налоговый период составляет  один квартал.

     Если  говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:

     0% - для товаров, вывезенных в  таможенном режиме экспорта, а  также товаров, помещенных под  таможенный режим свободной таможенной  зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

Информация о работе Косвенное налогообложение