Косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Работа состоит из  1 файл

Косвенное налогообложение в РФарер.docx

— 235.03 Кб (Скачать документ)

     V этап - налоговые реформы Российской  Федерации (1990 - начало XXI в). В этот  период вносятся изменения в  законодательство, устанавливающие  новый порядок налогообложения  физических лиц, принимается целый  ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога.

     2) Современная налоговая политика государств с рыночной экономикой имеет цели, ориентированные на следующие основные требования:

  1. налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными;
  2. налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
  3. налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
  4. порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

     5. обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить  открытый и гласный характер. 
 
 
 

     
    1. Место  и роль косвенного налогообложения  в  налоговой

системе 
 

      Процесс глобализации, развитие международных  связей, устранение двойного налогообложения  при перемещении товаров между  странами способствовали появлению  тенденции к гармонизации и унификации налоговых систем европейских стран. Основными задачами налоговых реформ в ЕС были следующие: снижение бремени  прямых налогов; сокращение государственных  расходов и снижение доли государственного участия в экономике; создание благоприятного инвестиционного климата в экономике и т.д.

      Сложившаяся унифицированная система налогообложения  стала основным фактором, определившим методы и характер проводимых налоговых  реформ, а именно:  либерализация  системы прямого налогообложения  и снижение ставок основных налогов; расширение налогооблагаемой базы косвенных налогов, повсеместное введение НДС или налога с продаж как основного косвенного налога; создание общих принципов к обложению доходов граждан; повышение роли обложения доходов, полученных в виде дивидендов или процентов от участия в капитале.

      В настоящее время косвенные налоги играют ведущую роль в налоговых  системах развитых стран. В Западной Европе в последнее десятилетие  наметился сдвиг в сторону  преобладания косвенных налогов  в формировании бюджета. Дефицит  бюджета ЕС по-прежнему остается значительным (около 5%) вследствие проводимой европейскими странами экономической политики, направленной на поддержание пропорционального соотношения между уровнем спроса и уровнем предложения.

      Отрицательной стороной данной политики являются активно  развивающиеся инфляционные процессы (рис. 1.1). В результате значительно увеличивается налоговое бремя, поскольку рост доходов идет вслед за развивающейся инфляцией, что влечет за собой изменение налоговой базы. Возникает зависимость: рост инфляции à рост номинальных доходов à рост налогооблагаемой базы à рост налоговых доходов бюджета [44, c. 59]. 

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Инфляция,

%

18,6 15,1 12 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,1
 

Таблица1.1 – Показатели инфляции в РФ в 2001-2009 гг 

        В России доля косвенных налогов также остается высокой и сопоставима с    европейскими странами (таблица 1.2). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.2 -  Удельный вес косвенных налогов, % * 

Годы

в валовом внутреннем продукте в налоговых доходах бюджета

Великобритания

Германия Испания Италия Франция Швеция ЕС РФ Великобритания Германия Испания Италия Франция Швеция ЕС РФ
1995 14,1 12,3 10,9 12,7 16,2 16,3 13,6 8,8 39,9 30,1 32,7 30,9 37,1 32,8 33,8 42,4
1996 13,9 12,2 10,9 12,5 16,8 16,7 13,7 9,7 39,7 29,3 32,4 29,1 37,4 32,2 33,4 44,2
1997 14,0 12,2 11,2 12,9 16,7 17,0 13,8 10,7 39,3 29,3 33,1 28,9 37,2 32,4 33,5 44,9
1998 13,9 12,3 11,8 15,9 16,6 17,7 14,3 9,7 38,0 29,4 34,9 36,7 37,1 33,4 34,7 46,3
1999 14,3 12,8 12,3 15,6 16,5 18,9 14,6 9,4 38,6 30,2 35,8 36 36,4 35,2 34,9 43,6
2000 14,3 12,7 12,3 15,5 16,1 16,9 14,4 10,1 38,0 29,9 35,2 36,3 35,7 31,4 34,5 42,8
2001 13,9 12,5 12,0 15 15,6 17,0 14,0 11,2 37,2 30,6 34,4 35,3 35,0 32,8 34,3 43,0
2002 13,7 12,3 12,1 15,1 15,5 17,4 14,0 11,2 38,4 30,5 34,2 35,8 35,5 34,6 34,8 38,6
2003 13,7 12,4 12,5 14,8 15,6 17,5 14,0 11,2 38,3 30,7 35,1 34,5 35,5 34,5 34,8 39,7
2004 13,5 12,1 12,2 14,3 15,5 17,0 14,1 10,8 37,5 31,3 35,3 35,3 36,0 33,9 35,1 36,9
2005 13,3 12,1 12,5 14,5 15,8 17,1 14,4 12,7 35,8 31,1 35,1 35,8 36,0 33,8 35,0 48,9
2006 13,9 12,4 12,9 14,8 15,4 17,6 14,1 12 36,4 31,6 35,6 34,9 35,7 34,2 35,0 47,9
2007 13,9 12,4 12,6 14,5 16,0 17,3 14,1 10,8 38,1 30,3 34,5 34,1 36,2 33,4 35,1 41,2
 

* Источники:  Евростат, Госкомстат 

     Преобладание  косвенного налогообложения как  в европейских странах, так и  в РФ обусловлено рядом причин:

  • социальной – косвенные налоги не так заметны, как прямые, поэтому их изъятие происходит незаметно для налогоплательщика;
  • экономической – косвенные налоги за счет более широкой базы обложения обеспечивают приемлемый уровень государственных доходов, кроме того, они взимаются на каждой стадии производственного процесса;
  • политической – образование в Западной Европе единого экономического пространства требует от правительств европейских стран унификации системы налогообложения для свободного перемещения товаров в рамках единой экономической системы;
  • интеграционной – бурное развитие процесса глобализации подталкивает страны к формированию такой налоговой системы, которая обеспечивала бы конкурентные преимущества перед другими участниками международного рынка, в этой связи система косвенного налогообложения позволяет высокоразвитым индустриальным странам изымать существенную долю доходов развивающихся стран.

     В ЕС объектом обложения НДС является добавленная стоимость, создаваемая  в производстве и рассчитываемая как разница между стоимостью выпущенной продукции и величиной  затрат на производство данного продукта, а в РФ – реализация товаров  работ, услуг. Различаются также  ставки налога

(рисунок 1.2).

 

     Рисунок 1.2 - Ставки НДС в России и странах ЕС в 2008 году 

         Негативным фактом является постоянный рост задолженности по налоговым платежам. По косвенным налогам величина недополученных налоговых платежей в 2008 году составляла около 26,5% от размера собранных налогов, что свидетельствует о целесообразности активизации деятельности налоговых органов по установлению контроля поступления налоговых платежей и  необходимости принятия мер по устранению различных противоречий в законодательстве. 

     Сравнительный анализ систем косвенного налогообложения  РФ и Западной Европы позволил автору выявить следующие особенности:

     во-первых, различаются объекты налогообложения  по НДС;

     во-вторых, значительны расхождения в минимальных  и предельных налоговых ставках;

     в-третьих, значительно различаются операции, подпадающие под обложение минимальной  налоговой ставкой по НДС.

     В европейских странах под действие систем косвенного налогообложения  подпадают операции, связанные с  жилищным строительством, деятельностью  социально значимых объектов и учреждений, что свидетельствует о выполнении НДС значительной социальной роли. В России все вышеперечисленные  операции облагаются максимальной ставкой  налога.

     Рассматривая  механизм формирования налоговой базы по НДС, следует отметить, что добавленная стоимость является вознаграждением продавца  за его труд и должна покрывать его затраты и оправдывать тот риск, на который он сознательно идет. Другими словами, косвенные налоги являются платой предпринимателя за возможность осуществления деятельности, а также за получаемую им прибыль, но сумму налога продавец имеет возможность переложить на потребителя, в этом случае для покупателя их оплата является правом на покупку товара. Используя особенности косвенных налогов, предприниматели стараются переложить значительную часть налогового бремени на потребителя, тем самым нарушая баланс распределения налоговой нагрузки.

     В этих условиях возникает необходимость  применения методов, позволяющих с  высокой степенью достоверности  оценить уровень негативного  или позитивного влияния косвенных  налогов на экономику.

     Государство заинтересовано в формировании справедливого  ценового уровня, соответствующего платежеспособному спросу на внутреннем рынке, для того чтобы не наблюдался спекулятивный рост цен, а также не возникало диспропорций в экономическом развитии отраслей. Эффективно управлять данными процессами возможно только при наличии точной информации о величине добавленной стоимости и структуре формирования издержек каждой конкретной продукции. Для контроля над этими процессами в России пока не созданы соответствующие условия. 
 

     
    1.    Исследование проблем  косвенного налогообложения  в РФ
 

     Действующая система налогообложения была введена  в 1991 – 1992      годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

     В течении последних десяти лет  постоянно говорят о необходимости  налоговой реформы, неужели неоднократно проведенные преобразования в  
налоговой системе были ошибочными или недостаточными для того, чтобы налоги выполняли свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства?

     Научная обоснованность налоговых форм зависит  как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты  их участия в распределении созданной  стоимости. Здесь особую важность приобретает  проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.

     Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.

     Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финансовых ресурсов. Централизация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы [34, c. 59]:

     - способствовать возобновлению воспроизводственных процессов; 
        
- обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

     - обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;

     - проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследова-ния;

     - создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Информация о работе Косвенное налогообложение