Исследование налоговых систем зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.
Задача – рассмотреть налоговые системы зарубежных стран.
В заключении кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговых систем зарубежных стран……………..5
1.1. Понятие налоговых систем и их функции…………………..…….….5
1.2. Принципы построения налоговых систем………………..…………..6
1.3. Функции налоговой системы……………………….………………..10
2. Исследование налоговых систем зарубежных стран………….……….….13
2.1. Функционирование налоговой системы США……………………..13
2.2. Принципы действия налоговой системы Канады…………………..23
2.3. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы………………….26
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее распространено объединение всего многообразия различных проявлений налоговой системы в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую (регулирующую).

Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и опосредованно на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать необходимые

качественные и количественные характеристики этих процессов.

Для целей сравнительного анализа налоговой системы следует конкретизировать  особенности экономической (регулирующей) функции налоговой системы в методическом отношении. Наиболее правильным является

введение понятия “экономический (регулирующий) потенциал налоговой системы”, которое подразумевает возможности влияния на ход и тенденции развития национальной экономики. Внутреннее содержание этого понятия следует формировать исходя из конкретных направлений указанного влияния и

соответственно целесообразно выделить следующие составляющие экономического (регулирующего) потенциала системы налогообложения:

- инвестиционный потенциал налоговой системы, который определяется теми ее структурными элементами, которые позволяют изменять (повышать или снижать) темпы и объемы инвестиций в национальную экономику в целом;

- региональный потенциал налоговой системы, представляющий собой совокупность возможностей влияния на экономической развитие отдельных регионов страны, распределяя и перераспределяя между ними финансовые ресурсы, полученные в виде налоговых платежей;

- отраслевой потенциал налоговой системы, представляющий собой комплекс возможных воздействий на отраслевую структуру национальной экономики согласно установленным целям и задачам ее развития и позволяющих обеспечить необходимые объемы производства наиболее важных видов товаров и услуг;

- конкурентный потенциал налоговой системы, заключающийся в тех ее положениях и нормативах, которые обеспечивают равные условия справедливой конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и эффективное функционирование всех базовых законов рыночной экономики.

Однако одновременная реализация всех названных выше составляющих экономического (регулирующего) потенциала налоговой системы сопровождается определенными противоречиями, основа которых находится в области взаимозависимости  и взаимовлияния инвестиционного, регионального, отраслевого и конкурентного развитий с ярко выраженными сильными обратными связями, объективно требующими выделения его приоритетных направлений.

Исторически первая (и основная) фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями.

Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна определяться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения. В соответствии с этим положением можно предположить следующие составляющие реализации фискальной функции:

- налогообложение доходов физических лиц (населения), рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;

- налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;

- налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;

- акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг.

Противоречие, заложенное в реализации экономической функции налоговой системы, выражается в следующем: высокий удельный вес отдельной фискальной составляющей объективно должен сопровождаться снижением – удельного веса другой; нарушение этого условия приведет к реализации эффекта, описанного кривой Лаффера, т.е. к снижению общего реального объема налоговых поступлений.

Кроме того, необходимо иметь в виду тесную (прямую и обратную) связь между реализацией экономической и фискальной функции налоговой системы, природа которой заключается в том, что если для обеспечения необходимых темпов экономического развития, как правило, необходима мобилизации налогового режима, то это означает ослабление фискальной позиции государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Исследование налоговых систем зарубежных стран

2.1. Функционирование налоговой системы США

 

Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

С точки зрения использования экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

- специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

На сегодняшний день США является безусловным мировым лидером во многих направлениях, функционирование этого огромного государства обеспечивает эффективная налоговая система. Не смотря на то, что она признана одной из самых сложных налоговых систем в мире, со своими задачами она справляется на сто процентов.

Существует три уровня налогов:  федеральные налоги, налоги штатов,  местные налоги (в округах, графствах и других государственных образований). Основными налогами в США являются:
1) подоходный налог
2) налог на доходы корпораций
3)отчисления в фонд социального страхования
4) налог с продаж

Всеми вопросами, имеющими отношение к уплате налогов, занимается Internal Revenue Service (IRS) – Налоговое управление США. Федеральным органом налогового контроля является Служба Внутренних Доходов.
Американские законы охраняют интересы налогоплательщиков, предоставляя им немалые права.

Наиболее значимым налогом в США является налог на доходы граждан, на сегодняшний день доля поступлений от подоходного налога в федеральный бюджет США составляет 40% всех поступлений от федеральных налогов. Вторым по значимости источником пополнения федерального бюджета в США являются  отчисления в фонд социального страхования.

Налог на доходы корпораций является важным источником пополнения бюджета доходы от корпоративного налога на третий квартал 2009 года составил  85.5 млрд. долларов.

Федеральный корпорационный налог взимается с налогооблагаемого дохода любой корпорации по следующей шкале:

- 15% от налогооблагаемого дохода, не превышающего 50 000$;

- 25% от налогооблагаемого дохода более 50 000$, но не свыше 75 000$;

- 34% от налогооблагаемой базы более 75 000$, но не свыше 10 000 000 $;

- 35% от налогооблагаемой базы более 10 000 000 $.

При этом если у корпорации налогооблагаемый доход превышает 100 000 $ за любой налоговый год, то сумма налога увеличивается на меньшую из следующих величин:

1) 5% от суммы превышения;

2) 11750 $.

А если у корпорации налогооблагаемый доход превышает 15 000 000 $, то сумма налога увеличивается на меньшую из следующих величин:

1) 3% от суммы превышения;

2) 100 000 $.

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Налог уплачивается потребителями при покупке товаров и услуг. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары. Другие налоги в США составляют менее существенную долю поступлений в бюджеты, к ним относятся: федеральные акцизные сборы, налог на имущество налоги с наследства и дарений.

Необходимо отметить, что размер корпорационного налога, подлежащего уплате на уровне штата, вычитается из налоговой базы по федеральному корпорационному налогу. Таким образом, предотвращается двойное вертикальное налогообложение корпорационным налогом.

Граждане и резиденты США обязаны платить налоги со своих доходов по всему миру, даже если они проживают за пределами Соединенных Штатов. Иностранные граждане являются субъектами американского подоходного налога, только если они становятся резидентами США или если они извлекают определенные виды дохода из источников на территории Соединенных Штатов. Американское законодательство применительно к налогу на доходы физических лиц предусматривает достаточно большое количество налоговых льгот, большинство из которых представлены скидками.

При этом налоговые льготы подразделяются на следующие группы:

1.   вычеты из совокупного дохода, приводящие к получению так называемого скорректированного совокупного дохода;

2. вычеты из скорректированного совокупного дохода, приводящие к налогооблагаемому доходу;

3.   персональные скидки;

4.   изъятия.

Налоговое законодательство США предусматривает следующие основные категории вычетов из совокупного дохода для получения скорректированного совокупного дохода:

1.      расходы, связанные с ведением торговли или производственной деятельности, кроме тех, которые возникли у работников;

2.      расходы работников, связанные с осуществлением торговой или производственной деятельности, если они компенсируются работодателем;

3.      убытки от продажи или обмена имущества;

4.      расходы, включая износ, связанные с имуществом, используемым для извлечения дохода;

5.      взносы самозанятого физического лица в пенсионный фонд, аннуитетный фонд или фонд раздела прибыли;

6.      взносы на обычный индивидуальный пенсионный накопительный счет;

7.      выплаты алиментов;

8.      расходы, связанные с переездом в другое место жительства;

9.      взносы на медицинский накопительный счет, отвечающий определенным требованиям.

При этом хотелось бы уточнить, что расходы, связанные с переездом, подлежат вычету из совокупного дохода, если они возникли в связи с началом работы в качестве работника или самозанятого физического лица на новом основном месте работы. Новое основное место работы должно быть расположено не менее чем на 50 миль дальше от бывшего места жительства, чем предыдущее основное место работы. Помимо этого, для получения данной льготы необходимо также соблюдение требований по количеству времени, проработанному на новом основном месте работы.

Что касается вычетов из скорректированного совокупного дохода для получения налогооблагаемого дохода, то они делятся на два вида:

1) стандартные вычеты;

2) общая сумма детализированных вычетов.

Сумма стандартных вычетов зависит от статуса налогоплательщика с точки зрения подачи налоговой декларации, то есть от его категории.

 

Суммы вычетов в 2009г.

Таблица 1

Категория налогоплательщика, подающего декларацию

Стандартный вычет (в долларах США)

Лица, состоящие в браке и подающие совместную налоговую декларацию, а также пережившие супруги

7 950

Лица, содержащие на иждивении членов семьи

7 000

Физические лица, не состоящие в браке

4 750

Состоящие в браке физические лица, подающие раздельные налоговые декларации

3 975

Ребенок, включенный в налоговую декларацию родителей

750

Информация о работе Исследование налоговых систем зарубежных стран