Исследование налоговых систем зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.
Задача – рассмотреть налоговые системы зарубежных стран.
В заключении кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговых систем зарубежных стран……………..5
1.1. Понятие налоговых систем и их функции…………………..…….….5
1.2. Принципы построения налоговых систем………………..…………..6
1.3. Функции налоговой системы……………………….………………..10
2. Исследование налоговых систем зарубежных стран………….……….….13
2.1. Функционирование налоговой системы США……………………..13
2.2. Принципы действия налоговой системы Канады…………………..23
2.3. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы………………….26
Заключение………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1.      Теоретические основы налоговых систем зарубежных стран……………..5

1.1.           Понятие налоговых систем и их функции…………………..…….….5

1.2.           Принципы построения налоговых систем………………..…………..6

1.3.           Функции налоговой системы……………………….………………..10  

2.      Исследование налоговых систем зарубежных стран………….……….….13

2.1.           Функционирование налоговой системы США……………………..13

2.2.           Принципы действия налоговой системы Канады…………………..23

2.3.           Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы………………….26

Заключение………………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и

организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать

метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных

системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для

выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств. Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно

сильный элемент федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то,

что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

       В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Задача – рассмотреть налоговые системы зарубежных стран.

В заключении кратко приводятся   пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Теоретические основы налоговых систем зарубежных стран

1.1.           Понятие налоговых систем и их функции

 

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Термин «налоговая система» может использоваться применительно к отдельным государствам или их крупным экономическим сообществам. Исторически налоговая система появилась с возникновения первых государств Древнего мира, которые вводили налоги на доходы и имущество своих подданных. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание войск, возведение укреплений, строительство храмов. Позднее в Римской империи значительные средства расходовались на устройство дорог, водопроводов, проведение праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные цели.

Налоговый механизм – понятие более  объемное,  чем  система  налогов,

представляет собой  совокупность  всех  средств  и  методов  организационно-

правового    характера,    направленных     на     выполнение     налогового законодательства. Посредством  налогового  механизма  реализуется  налоговая

политика государства, формируются  основные  количественные  и  качественные характеристики налоговой  системы,  ее  целевая  направленность  на  решение конкретных социально-экономических задач.

       Наиболее  важную  роль  в   налоговом   механизме   имеет   налоговое

законодательство,  а  внутри  него  –   механизм   налогообложения   (уровни

налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления  налогооблагаемой  базы,

состав  объектов  обложения  и  другие  элементы,  связанные  с  исчислением

налогов).

Налоговая система выполняет следующие основные функции:

фискальную - обеспечение доходов государственного бюджета;

регулирующую - регулирование макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости;

распределительную - перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц;

социальную — аккумулирование средств для осуществления социальных программ;

стимулирующую - микроэкономическое регулирование;

контрольную - обеспечивает воспроизводство налоговых отношений.

 

 

 

1.2.           Принципы построения налоговых систем

 

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном  не  только  финансовой  системы  государства,  неотъемлемой   частью которой она является,  но  и  общей  системы  экономического  регулирования.

Налоговые  системы  используются  как  действенный   инструмент   реализации финансово-экономической   политики   государства.    С    помощью    налогов регулируются социально-экономические  процессы,  поощряются  или,  напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и  видов  деятельности в интересах структурной перестройки экономики,  поддерживаются  общие  темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. 

Способность  налоговой  системы  в  целом  и  каждого   налога   в

отдельности выполнять возложенные на них функции зависит  от  принципов,  на которых она построена.

       Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

       Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» приведены пять принципов налогообложения:

1) хозяйственная независимость и свобода;

2) справедливость;

3) определенность;

4) удобство;

5) экономия.

       В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть

кратко охарактеризованы следующим образом.

       Принцип справедливости. При всей важности каждого из экономических принципов главным из них является именно этот принцип, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является «чужеродным» элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что

налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо

от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов.

Уровень налоговых ставок при этом должен быть минимальным (низким,

насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в

идеале – их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

       В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального

равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при

постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух

принципов:

принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

принцип горизонтальной справедливости – субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументировано, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если

же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости.

Дифференциация ставок основных налогов – явление широко распространенное: как в прямой форме – в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой – преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов

налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 - 80-е годы ХХ в.

Принцип учета интересов налогоплательщиков, рассматривается через призму двух принципов А.Смита.  А именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, со-

гласно которому расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как

можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога. Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права.

Организационные принципы налогообложения – положения, на которых

базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее

структурных элементов.

Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны

создавать условия для эффективного выполнения налоговыми системами своих

функций.

 

1.3.           Функции налоговой системы

 

Исходным методологическим положением сравнительного анализа систем

налогообложения является выделение наиболее существенных, качественно

важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы.

Информация о работе Исследование налоговых систем зарубежных стран