Имущественные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение налогообложения имущества и проанализировать контроль налоговых органов по урегулированию задолженности плательщиков. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
проанализировать сущность имущественных налогов;
охарактеризовать элементы налогов на имущество физических лиц и организаций;
проанализировать порядок взыскания налоговыми органами имущественных налогов;
рассмотреть порядок обжалования решений налоговых органов;
выявить пути совершенствования налогообложения имущества.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты налогообложения имущества
Налог на имущество физических лиц ……….…………………………...5
Налог на имущество организаций …...………………………………….16
Глава 2 Порядок и практика взыскания налоговыми органами налогов на имущество юридических и физических лиц
2.1Порядок взыскания налогов налоговыми органами ……...……...…….30
2.2 Порядок обжалования решений налоговых органов..………………...35
Глава 3 Совершенствование имущественных налогов ………...……………..38
Заключение ………...…………………………………………………………….41
Список использованных источников и литературы …...……………………...44

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.42 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические и  правовые аспекты налогообложения  имущества 

    1. Налог на имущество физических лиц ……….…………………………...5
    2. Налог на имущество организаций …...………………………………….16

Глава 2 Порядок и практика взыскания налоговыми органами налогов на имущество юридических и физических лиц

2.1Порядок взыскания налогов налоговыми органами ……...……...…….30

     2.2 Порядок обжалования решений налоговых органов..………………...35

Глава 3 Совершенствование имущественных налогов ………...……………..38

Заключение ………...…………………………………………………………….41

Список использованных источников и литературы …...……………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги   на   имущество  принадлежат к числу древних, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных  государств. В значительной степени  за счет них финансируются социальные проблемы на местах и они составляют значительную долю доходов местных бюджетов.

Имущественные налоги значительно  в меньшей степени, чем ресурсные  платежи или налоги на прибыль  и НДС, зависят от мировой конъюнктуры  цен на углеводородное сырье и  от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось на фоне экономического кризиса. Динамика поступлений  имущественных налогов опережает  динамику общего объема бюджетных доходов. Однако доля доходов от имущественных налогов не слишком велика:

— в бюджетной системе РФ — около 7%;

— региональных бюджетах — до 14%;

— бюджетах муниципальных образований — до 18%.

Вопросы налогового  администрирования  в целом и  администрирования   имущественных   налогов  в  частности имеют огромное значение для развития экономики. Они особенно актуальны именно сегодня, когда  в стране активно продолжаются структурные  реформы. Совершенствование системы  имущественного налогообложения является сейчас одним из самых важных направлений  институциональных реформ. Без удовлетворительного  решения этого вопроса невозможны построение диверсифицированной экономики, переход на инновационный путь развития, обеспечение дальнейшего экономического роста.

Актуальность темы заключается  в администрировании   имущественных   налогов с целью пресечения возможного уклонения от исполнения налоговых  обязательств

Целью курсовой работы является изучение налогообложения имущества и проанализировать контроль налоговых органов по урегулированию задолженности плательщиков. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

    • проанализировать сущность имущественных налогов;
    • охарактеризовать элементы налогов на имущество физических лиц и организаций;
    • проанализировать порядок взыскания налоговыми органами имущественных налогов;
    • рассмотреть порядок обжалования решений налоговых органов;
    • выявить пути совершенствования налогообложения имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  ИМУЩЕСТВА

1.1 Налог на имущество  физических лиц

Сущность налога на имущество  физических лиц заключается в  том, что он представляет собой обязательный и безэквивалентный платеж, уплачиваемый налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня исходя из инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

Налог на имущество физических лиц представляет собой прямой налог  на недвижимость и на личную имущественную  собственность и взимается с  конкретного физического лица. Ставки налога на имущество физических лиц  определяются соответствующими законодательными актами республик, входящих в состав Российской Федерации, либо решением соответствующих  органов государственной власти различных административно - территориальных  образований (городов, районов, автономных округов, автономной области, областей, краёв и прочих), если иное не предусмотрено  законодательством РФ.

Значение налога на имущество  физических лиц в налоговой системе  РФ заключается в выполнении следующих  функций:

  • регулирующей функции, когда в результате налогообложения происходит регулирование государством рыночных отношений, товарно-денежных отношений, а также регулирование развития отраслей народного хозяйства;
  • распределительной функции, когда посредством взимания указанного налога в местный бюджет аккумулируются средства, распределяемые затем на решение экономических и народнохозяйственных проблем;
  • фискальной функции, когда посредством налога происходит изъятие определенной части доходов граждан для обеспечения функционирования государственного аппарата.

Налог на имущество физических лиц в трехуровневой системе  налогообложения РФ относится к  категории местных налогов, и  сумма платежей по налогу поступает  в местный бюджет по месту нахождения (месту государственной регистрации) объекта налогообложения.

Закон Российской Федерации  “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало  налогообложение принадлежащего гражданам  имущества лишь по отдельным его  видам, в сущности единичным: это  налоги с владельцев строений и налог  с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение  земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам  имущества.

Рассматриваемый Закон как  единый акт установил налогообложение  имущества граждан, охватывающее разнообразные  его виды. Выделены были в порядке  исключения автомобили, мотоциклы и  другие самоходные машины и механизмы  на пневмоходу, налогообложение которых  регулируется особым нормативным актом.

Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами  налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения1. Это изменение остается в силе и по сей день.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения2.

Поскольку согласно Закону РФ «О налоге на имущество физических лиц» налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении  имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физических лиц, которыми признаются лица, выступающие  в качестве его представителей в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

Законными представителями  налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским  законодательством являются:

- родители, усыновители или  попечители несовершеннолетних  детей в возрасте от 14 до 18 лет  (ст. ст. 26 и 33 Гражданского кодекса  Российской Федерации (ГК РФ));

- родители, усыновители или  опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и  32 ГК РФ);

- опекуны граждан, признанных  судом недееспособными вследствие  психического расстройства (ст. 32 ГК  РФ);

- попечители граждан,  ограниченных судом в дееспособности  вследствие злоупотребления спиртными  напитками или наркотическими  средствами (ст. 33 ГК РФ).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей долевой собственности  нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества  признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций3.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится  в общей совместной собственности  нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона эти физические лица несут равную ответственность  по исполнению налогового обязательства.

Гражданским кодексом  предусмотрен ряд оснований возникновения  права собственности на имущество. При этом их можно разделить на две основные группы:

1. Первоначальные, когда  право собственности на недвижимость  возникает впервые. 

2. Производные, когда право  данного собственника зависит  от  прав его предшественника,  то есть переходит от предыдущего  собственника. Итак, обратим внимание  на следующий момент: плательщиком  налога является только собственник  этого имущества.

А для того, чтобы стать  собственником, недостаточно просто въехать  в квартиру. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, а также законом РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним право собственности  возникает с момента государственной  регистрации. Лишь после того как  имущество будет внесено в  государственный реестр, счастливый обладатель недвижимости становится законным собственником и, соответственно, налогоплательщиком.

Плательщик налога на имущество  физических лиц обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок. Он также вправе исполнить  обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности  по уплате налога на имущество физических лиц в срок является основанием для  применения к налогоплательщику  со стороны налоговых органов мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговые органы обращаются в суд с иском о взыскании налога4. С налогоплательщика - физического лица сума задолженности по налогу на имущество физических лиц взыскивается за счет принадлежащего физическому лицу имущества в пределах суммы, указанной в требовании об уплате налога на имущество физических лиц5.

Объектами налогообложения  признаются следующие виды имущества6:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) комната;

4) дача;

5) гараж;

6) иное строение, помещение  и сооружение;

7) доля в праве общей  собственности на имущество, указанное  в пунктах 1 - 6.

Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения7.

Для исчисления налога на имущество  физических лиц налогооблагаемой базой  является инвентаризационная стоимость  строения, помещения, сооружения, определяемая органами Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой  базы.

Ставки налога на имущество  физических лиц устанавливаются  нормативными правовыми актами, которые  принимают представительные органы местного самоуправления. Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объекта и исчисляются  в процентах. Уполномоченные органы местного самоуправления вправе определять дифференциацию ставок налога на имущество  физических лиц в пределах, установленных  законодательством РФ, в зависимости  от суммарной инвентаризационной стоимости  объекта имущества, типа использования, а также по иным критериям8.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (Таблица 1).

Стоимость имущества, тыс.руб

Ставка налога, %

менее 300

до 0,1

300 - 500

0,1 - 0,3

более 500

0,3 - 2,0


Налоги зачисляются по месту нахождения (государственной  регистрации) объекта налогообложения  в местный бюджет9.

Для получения информации об установленных ставках по налогам  на имущество физических лиц налогоплательщик может обратиться в налоговый  орган по месту нахождения имущества. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан10:

  1. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  2. инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  3. участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  4. лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  5. лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
  6. военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  7. лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  8. члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Информация о работе Имущественные налоги