Характеристика бюджетно-налоговой системы субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:20, контрольная работа

Описание

Мурманская область расположена на северо-западе европейской части России и объективно является одним из стратегических районов страны в составе северо-Западного федерального округа.
На юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе - с Финляндией и Норвегией. Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом и странами НАТО.

Содержание

Краткая характеристика Мурманской области……………………………...3
Анализ нормативов распределения налогов по бюджетам всех уровней бюджетной системы на 2011 г……………………………………………......8
Анализ структуры основных статей доходов бюджетов
за 2009 – 2011гг………………………………………………………………16
Анализ структуры налоговых доходов бюджетов за 2009 – 2011 гг……..26
Анализ динамики налоговых доходов за 2009 – 2011 гг…………………..34
Построение модели зависимости НДФЛ от средней заработной платы одного работающего……………...………………...…………………..……......41
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

мурманская область.docx

— 487.78 Кб (Скачать документ)

      Данные  отклонения абсолютных величины привели  к следующим изменениям структуры  доходов (рис. 3.6).

      

Рис. 3.5. Структура  доходной части бюджета города Апатиты в 2010 г.,% 

      Что касается структуры, то абсолютные изменения  сказались на удельном весе всех трех групп доходов. Так, доля налоговых  доходов по итогам года оказалась  ниже планируемой на 3,3%., доля неналоговых доходов увеличилась на 2%, безвозмездных поступлений увеличилась на 4.1%

      Для более полного изучения, перейдем к анализу изменения структуры на протяжении 2009 – 2011 гг. (табл.3.7). 

      Таблица 3.4. Изменение структуры доходов  бюджета города Апатиты в 2009 – 2011 гг.

Группа  доходов 2009 г. факт 2010 г. факт 2011 г. план
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 511 365.3 34.81 485 110.7 31.76 485 110.7 30.90
Неналоговые доходы 148234.7 10.09 209 673.1 13.73 209 673.1 13.36
Безвозмездные поступления 809 466.4 55.10 874 959.8 57.28 874 959.80 55.74
Доходы  бюджета всего 1 469 066.4 100.00 1 527 479.1 100.00 1 569 743.60 100.00
 

      Для более наглядного изображения, представим данные в виде диаграммы (рис. 3.7)

        Рис. 3.7. Изменение структуры доходов  бюджета города Апатиты в 2009 – 2011 гг.,%

      Таким образом, видно, что наибольший удельный вес в течение всех трех лет  принадлежит безвозмездным поступлениям – более 55%.

      В доходах бюджета города Апатиты также заметно больший удельный вес налоговых поступлений (порядка 30%) в сравнении с аналогичной долей данной группы доходов в областном бюджете (70%). Это свидетельствует о большем суверенитете областного бюджета, что также подтверждается удельным весом безвозмездных поступлений (55% в городском бюджете, 20 % в областном бюджете).

      Таким образом, по итогам анализа, проведенного в данной главе можно выделить следующие моменты относительно структуры основных групп доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы:

  • федеральный бюджет РФ как наиболее самостоятельный даже по своему определению, формируется прежде всего за счет налоговых доходов (более 65%), неналоговых доходов (около 34%), на долю же безвозмездных поступлений приходится лишь очень малая часть;
  • бюджет Мурманской области сравнительно более независим нежели городской, так, налоговые поступления как и на других уровнях бюджетной системы составляют наиболее весомую часть (более 70 %), доля безвозмездных поступлений составляет около 1%, а неналоговые доходы формируют более 20% доходной части областного бюджета.
  • Бюджет города Апатиты значительно зависим от безвозмездных поступлений, которые формируют более 55% доходов бюджета, налоговые доходы составляют столь же значительную часть (30 %), суммы неналоговых поступлений формирует около 10% доходов бюджета города.
 

 

    1. Анализ  структуры налоговых  доходов бюджетов за 2009 – 2011гг.
 

   Проанализируем  структуру налоговых доходов  бюджетной системы, так как они  составляют большую часть доходов  бюджетов. Для этого рассмотрим налоговые  доходы постатейно.

   Проанализируем  структуру налоговых доходов  федерального бюджета. (табл. 4.1). 

       Таблица 4.1. Структура федерального бюджета  в 2009 – 2011гг.

Вид дохода 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение, %
Факт, тыс.руб. Структура,% Факт, тыс.руб   Структура,% План, тыс.руб. Структура,% 2009-2010 гг. 2010-2011 гг.
Налог на прибыль  организаций 761128,76 14,55  
 
255026,14
5,64 894999,25 8,18 -8,91 2,54
Единый  социальный налог 506767,60 9,68 - - - - - -
Налог на добавленную стоимость 2132203,00 40,75  
 
2498263,84
55,23 3100953,21 28,35 14,48 -26,88
Акцизы 160491,27 3,07 290430,26 6,42 555911,34 5,08 3,35 -1,34
Налог на добычу полезных ископаемых 1623006,55 31,02  
1376639,48
30,43 1897274,90 17,34 -0,59 -13,09
Водный  налог 13016,55 0,25 6173,23 0,14 4424079,81 40,44 -0,11 40,31
Сбор  за пользование объектами животного  мира и водными биологическими объектами 1491,99 0,03 852,10 0,02 634,88 0,01 -0,01 -0,01
Госпошлина 33679,53 0,64 63123,11 1,40 64321,90 0,59 0,75 -0,81
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам 868,78 0,02  
 
33253,37
0,74 424,75 0,004 0,72 -0,73
Налоговых доходов всего 5232654,03 100,00 4523761,53 100,00 10938600,04 100,00 0,00 0,00
 

   Из  представленной выше таблицы видно, что наибольший удельный вес среди  всех налогов и сборов, зачисляемых  в бюджет, принадлежит налогу на добавленную стоимость. Следует  также отметить, что доля НДС в  2010 г., по сравнению с 2009 г., увеличилась на 14,48 %, а в 2011 г. снизилась на 26,88 %. Рост доли НДС можно объяснить в 2010 г. падением величины налога на прибыль организаций и падением величины налога на добычу полезных ископаемых, а снижение – увеличением доли налога на прибыль и существенного увеличения водного налога.

   Также велика доля налога на добычу полезных ископаемых в общей сумме налоговых поступлений, не смотря на падение данного показателя в 2011 г. до 30,43 %, а в 2011 г., по сравнению с 2010 г., на 13,09 %.

   Третье  место по величине занимает налог  на прибыль организаций (около 10%). Доля данного налога в 2010 г. снизилась на 8,91 %, а в 2011 г. наблюдается положительная тенденция. Доля увеличилась на 2,54%.

   На  момент своего существования, ЕСН также  занимал весомое место в налоговых  доходах (10-13%), но в результате его  отмены произошло перераспределение  долей в пользу налога на добычу полезных ископаемых и налога на добавленную стоимость.

   Также с каждым годом увеличивается  доля акциз. Так с 3,07% в 2009 году его  доля увеличилась до 5,08% в 2011г.(на 2,01%)

   Таким образом, проанализировав структуру  налоговых доходов федерального бюджета за 2009 – 2011 гг., можно сделать выводы, что наибольший удельный вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых; увеличение их доли произошло, за счет отмены единого социального налога и падения налога на прибыль. Предполагается, что величина водного налога в 2011 г. увеличится.

   Проведем  анализ структуры налоговых доходов  бюджета Мурманской области, для  этого рассмотрим как плановые так  и фактические показатели. Проведем сопоставление плановых и фактических величин зачисленных в областной бюджет в 2009г. (табл. 4.2). 
 
 
 

          Таблица 4.2. Плановая и фактическая структура  налоговых доходов бюджета Мурманской области в 2009 г.

Группа  доходов План  2009 г. Факт  2009 г. Исполнение, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налог на прибыль организаций 6674640.00 32.86 8249518.51 36.56 123.59
НДФЛ 9491405.40 46.73 10064637.29 44.60 106.04
Акцизы 693718.50 3.42 707960.10 3.14 102.05
УСН 245377.50 1.21 253094.93 1.12 103.15
ЕСХН 11979.80 0.06 12807.60 0.06 106.91
Налог на имущество организаций 2367043.80 11.65 2422780.94 10.74 102.35
Транспортный  налог 0.00 0.00 0.00 0.00 -
Налог на игорный бизнес 0.00 0.00 0.00 0.00 -
Налог на добычу полезных ископаемых 597487.20 2.94 607531.89 2.69 101.68
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 156876.50 0.77 173687.21 0.77 110.72
Гос. пошлина 550.70 0.00 491.24 0.00 89.20
Задолженность и перерасчеты по отмененным налога, сборам и иным обязательным платежам 73209.90 0.36 73393.11 0.33 100.25
Всего налоговые доходы 20312289.30 100.00 22565902.83 100.00 111.09
 

      Как видно из таблицы, на данном уровне бюджетной системы, наибольший удельный вес  принадлежит налогу на доходы физических лиц (44,6%), на втором месте по удельному весу – налог на прибыль организаций (36,6%), на третьем – налог на имущество организаций – (10,7%).

      Плановые  показатели были перевыполнены, наиболее результативными стали налог  на прибыль организаций (план перевыполнен на 23,6%), Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (на 10,7%), НДФЛ (на 6%) и ЕСХН (на 6,9%) . Только доходы от государственной пошлины не были получены в запланированном объеме - данное отклонение составило 10,8%. Однако величина доходов от государственной пошлины не велика и сильно не повлияла на ссумарные налоговые доходы, общее перевыполнение плана составило11,09%.

      Далее перейдем к анализу структуры  налоговых доходов бюджета Мурманской области в 2010 г. (табл.4.3). 

Таблица 4.3. Структура налоговых доходов бюджета Мурманской области в 2010 г.

Группа  доходов План 2010 г. Факт 2010 г. Исполнение, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налог на прибыль организаций 14046955.70 49.09 14711849.43 50.22 104.73
НДФЛ 9774462.90 34.16 9752493.38 33.29 99.78
Акцизы 1028542.50 3.59 1026013.47 3.50 99.75
УСН 301889.20 1.06 301960.87 1.03 100.02
ЕСХН 32400.00 0.11 32781.61 0.11 101.18
Налог на имущество организаций 2450000.00 8.56 2451604.88 8.37 100.07
Транспортный  налог 0.00 0.00 0.00 0.00 -
Налог на игорный бизнес 0.00 0.00 0.00 0.00 -
Налог на добычу полезных ископаемых 788258.00 2.75 811318.21 2.77 102.93
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 178260.00 0.62 195043.22 0.67 109.42
Гос. пошлина 4781.82 0.02 5067.52 0.02 105.97
Задолженность и перерасчеты по отмененным налога, сборам и иным обязательным платежам 6446.80 0.02 6422.15 0.02 99.62
Всего налоговые доходы 28611996.92 100.00 29294554.72 100.00 102.39

      Как видно из таблицы, в Бюджете Мурманской области за 2010г., наибольший удельный вес принадлежит налогу на прибыль организаций (50,2%), на втором месте по удельному весу– налог на доходы физических лиц (33,3%), , на третьем – налог на имущество организаций – (8,4%).

      Плановые  показатели были перевыполнены, по налогам: налог на прибыль организаций (план перевыполнен на 4,7%), Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (на 9,4%), государственная пошлина (на 6%), налог на добычу полезных ископаемых (на 2,9%). План был не выполнен по НДФЛ, Акцизам и по Задолженность и перерасчеты по отмененным налога, сборам и иным обязательным платежам, отклонения были менее 1%.

      Проанализируем изменения в структуре налоговых поступлений на протяжении 2009 – 2011 гг. Ниже представлена таблица за 2009 – 2011 гг., показывающая изменение структуры налоговых доходов бюджета Мурманской области (табл. 4.4): 

      Таблица 4.4. Структура налоговых доходов  бюджета Мурманской

                   области в 2009 – 2011 гг.

Вид дохода 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменение структуры, %
Факт, млн.руб. Структура,% Факт, млн.руб. Структура,% План, млн.руб. Струк тура,% 2010-2009 гг. 2011-2010гг.
Налог на прибыль организаций 8249518.51 36.56 14711849.43 50.22 13198581.60 42.52 13.66 -7.70
НДФЛ 10064637.29 44.60 9752493.38 33.29 11489889.60 37.02 -11.31 3.72
Акцизы 707960.10 3.14 1026013.47 3.50 1173997.50 3.78 0.37 0.28
УСН 253094.93 1.12 301960.87 1.03 705387.30 2.27 -0.09 1.24
ЕСХН 12807.60 0.06 32781.61 0.11 69821.70 0.22 0.06 0.11
Налог на имущество организаций 2422780.94 10.74 2451604.88 8.37 2846258.00 9.17 -2.37 0.80
Транспортный  налог 0.00 0.00 0.00 0.00 477536.70 1.54 - 1.54
Налог на игорный бизнес 0.00 0.00 0.00 0.00 2801.10 0.01 - 0.01
Налог на добычу полезных ископаемых 607531.89 2.69 811318.21 2.77 873165.00 2.81 0.08 0.04
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 173687.21 0.77 195043.22 0.67 170148.03 0.55 -0.10 -0.12
Гос. пошлина 491.24 0.00 5067.52 0.02 27392.00 0.09 0.02 0.07
Задолженность и перерасчеты по отмененным налога, сборам и иным обязательным платежам 73393.11 0.33 6422.15 0.02 5799.95 0.02 -0.30 0.00
Всего налоговые доходы 22565902.83 100.00 29294554.72 100.00 31040778.48 100.00 0.00 0.00

Информация о работе Характеристика бюджетно-налоговой системы субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области)