Характеристика бюджетно-налоговой системы субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:20, контрольная работа

Описание

Мурманская область расположена на северо-западе европейской части России и объективно является одним из стратегических районов страны в составе северо-Западного федерального округа.
На юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе - с Финляндией и Норвегией. Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом и странами НАТО.

Содержание

Краткая характеристика Мурманской области……………………………...3
Анализ нормативов распределения налогов по бюджетам всех уровней бюджетной системы на 2011 г……………………………………………......8
Анализ структуры основных статей доходов бюджетов
за 2009 – 2011гг………………………………………………………………16
Анализ структуры налоговых доходов бюджетов за 2009 – 2011 гг……..26
Анализ динамики налоговых доходов за 2009 – 2011 гг…………………..34
Построение модели зависимости НДФЛ от средней заработной платы одного работающего……………...………………...…………………..……......41
Список использованной литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

мурманская область.docx

— 487.78 Кб (Скачать документ)
 

      Как видно из таблицы 3.1 доля безвозмездных  поступлений в федеральный бюджет мала (в 2009 году она и составила порядка 0,07%, то по итогам 2011 года ее величина составит по ожиданиям лишь 0,001%). Это объясняют абсолютные показатели их сумма безвозмездных поступлений снижается на протяжении всех лет: в 2010г. она составила 277 млн. руб. (что более чем на 5 млрд. руб. ниже показателя 2009г.), а по итогам 2010г. ее ожидаемая величина составляет лишь 171 млн. руб.

      Что же касается налоговых и неналоговых  доходов – они практически  полностью составляют доходы федерального бюджета. Их доли колеблются. Так в 2010г. было увеличение доли неналоговых доходов на 7,28 % и составила 54% от общей величины доходов, в то время как доля неналоговых доходов увеличилась до 46% . Но в 2010 году ожидается более значительный рост налоговых доходов в сравнении с ростом неналоговых поступлений, что приведет к очередному перераспределению долей. Ниже наглядно представлено изменение их долей в общей сумме доходов за три года (рис. 3.1):

        

      Рис. 3.1. Структура доходов федерального бюджета в 2009 – 2011гг.,%

      Из  рисунка видно, что налоговые  доходы составляют наибольшую долю доходов  федерального бюджета (более 50%).

      Так имея общую картину о формировании доходов федерального бюджета РФ, можно перейти к анализу структуры  доходов Мурманской области.

      Поскольку в данном случае мы располагаем данными  как о плановых, так и о фактических  размерах доходов областного бюджета, то имеются основания также для  сравнения плановой и фактической  структуры. [7]

      Начнем  с анализа показателей за 2009 год (табл. 3.2).  

        Таблица 3.2. Плановая и фактическая структура  доходов бюджета 

                   Мурманской области в 2009 г.

Группа  доходов План  2009 г. Факт  2009 г. Исполнено, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 20312289.3 60.20 22565902.83 62.90 111.09
Неналоговые доходы 437864.8 1.30 451913.2447 1.26 103.21
Безвозмездные поступления 12989500.52 38.50 12857779.5 35.84 98.99
Доходы  бюджета всего 33739654.62 100.00 35875595.57 100.00 106.33
 

      Из  представленной таблицы видно, что  в отличие от федерального бюджета, в областном доля безвозмездных  поступлений гораздо более значительна (так в 2009г. она составила около 40,3 %).

      В то же время доля неналоговых доходов  значительно ниже в сравнении  с федеральным бюджетом, что говорит  о меньшей доле самостоятельности  региона по сравнению с государством. Так, в 2009г. доля неналоговых поступлений  в областной бюджет составила  порядка 1%.

      Доля  же налоговых доходов также велика, и они являются наиболее весомым  источником формирования средств бюджета. В представленном году их доля составляет более 60%.

      При планировании бюджета на 2009 г. ожидалось получить налоговых поступлений в меньшем объеме, чем было исполнено (по факту на 2,1 млрд. руб. больше). Это произошло за счет увеличения налоговых доходов на 2,25 млрд.руб. и неналоговых поступлений на 14 млн.руб., однако безвозмездных поступлений на 131,7млн.рубпоступило меньше.

      С тем чтобы наглядно сравнить изменение  долей отдельных групп в результате названных отклонений абсолютных величин, представим данные в виде круговых диаграмм (рис. 3.2).

   

        Рис. 3.2. Структура доходной части бюджета  Мурманской области в 2009 г.,%

   Из  диаграммы видно, что по итогам 2009г., фактический удельный вес налоговых  доходов оказался выше планируемого на 2,7%, в то время как доля неналоговых доходов оказалась ниже на 0,04%, а безвозмездных поступлений на 2,66 %.

   Также проведем анализ плановых и фактических  показателей за 2010г. данные представим в таблице 3.3. 

        Таблица 3.3. Плановая и фактическая структура доходов бюджета

                   Мурманской области в 2010 г.

Группа  доходов План 2010 г. Факт 2010 г. Исполнено, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 28611996.92 72.26 29294554.72 73.02 102.39
Неналоговые доходы 505421.84 1.28 523960.168 1.31 103.67
Безвозмездные поступления 10476493.33 26.46 10301147.07 25.68 98.33
Доходы  бюджета всего 39593912.09 100.00 40119661.97 100.00 101.33

      Из  представленной таблицы видно, что  доля безвозмездных поступлений  значительна (так в 2010г. она составила около 26,46 %), доля неналоговых доходов низка, так, в 2010г. доля неналоговых поступлений в областной бюджет составила порядка 1,3%. Доля же налоговых доходов также велика, и они являются наиболее весомым источником формирования средств бюджета. В представленном году их доля составляет более 70%.

      При планировании бюджета на 2010 г. ожидалось получить налоговых поступлений в меньшем объеме, чем было исполнено (по факту на 526млн.руб. больше). Это произошло за счет увеличения налоговых доходов на 682млн..руб. и неналоговых поступлений на 18,5 млн.руб., однако безвозмездных поступлений на 175млн.руб. поступило меньше.

      С тем чтобы наглядно сравнить изменение  долей отдельных групп в результате названных отклонений абсолютных величин, представим данные в виде круговых диаграмм (рис. 3.3).

        Рис. 3.3. Структура доходной части бюджета Мурманской области в 2010 г.,%

   Из  диаграммы видно, что по итогам 2010г., фактический удельный вес налоговых доходов оказался выше планируемого на 0,75%, доля неналоговых доходов оказалась выше на 0,03%, в то время доля безвозмездных поступлений оказалась меньше на 0,78 %.

       Для более полной картины анализу изменения структуры за 2009 – 2011 гг. (табл.3.4)

      Таблица 3.4. Изменение структуры доходов  бюджета Мурманской

            области в 2009 – 2011 гг.

Группа  доходов 2009 г. факт 2010 г. факт 2011 г. план
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 22565902.83 62.90 29294554.72 73.02 31040778.48 74.73
Неналоговые доходы 451913.2447 1.26 523960.168 1.31 513490 1.24
Безвозмездные поступления 12857779.5 35.84 10301147.07 25.68 9982364.289 24.03
Доходы  бюджета всего 35875595.57 100.0 40119661.97 100.00 41536632.77 100.00

      Представим изменение структуры в виде диаграммы (рис. 3.4).

      

        Рис. 3.4. Изменение структуры доходов  бюджета Мурманской области в 2009 – 2011 гг.,% 

      На  представленной диаграмме видно, что  на протяжении рассматриваемого периода  структура доходов областного бюджета  достаточно разнообразна. Величина налоговых  доходов с каждым годом увеличивается. И если прогнозное значение 2011 г. подтвердится, то есть возможность роста данных доходов на 8,5 млрд.руб.(с2009г.) Величина безвозмездных поступлений на протяжении трех лет снижается на 2,9 млрд.руб. Что касается неналоговых поступлений, то их величина за рассматриваемый период колеблется незначительно.

      Таким образом, проведя анализ структуры  основных статей доходов бюджета  Мурманской области за 2009 – 2011 гг., можно сказать, что областной бюджет формируется в большей мере за счет налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Так же, как и в доходах федерального бюджета, налоговые доходы областного бюджета увеличиваются и составляют более 50% в общей структуре доходов.

      Далее перейдем к анализу структуры  доходов бюджета города Апатиты и также начнем анализ с сопоставления плановых и фактических показателей. По итогам 2009 г. структура доходов бюджета представилась следующим образом (табл. 3.5). 

      Таблица 3.5. Структура доходов бюджета города Апатиты в 2009 г.

Группа  доходов План 2010 г. Факт 2010 г. Исполнено, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 511 365.3 34.81 516 980.0 35.51 101.1
Неналоговые доходы 148 234.7 10.09 146 386.5 10.05 98.8
Безвозмездные поступления 809 466.4 55.10 792 563.8 54.44 97.9
Доходы  бюджета всего 1 469 066.4 100.00 1 455 930.3 100.00 99.1
 

      Как видно из данной таблицы в 2009 году плановые показатели по доходам не были выполнены на 1,9 тыс.руб. На это огромное влияние оказало недополучение безвозмездных поступлений на 2,1% и неналоговых доходов на 1,2%. Однако по налоговым доходам план был перевыполнен на 1,1%.

      В результате структура изменилась следующим  образом (рис. 3.5).

     

Рис. 3.5. Структура  доходной части бюджета города Апатиты в 2009 г.,% 

      Из  данной диаграммы видно, что фактическая  доля налоговых доходов в 2009 году увеличилась менее чем на 1 %, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений снизилась также менее 1%.

      В следующем 2010г. также можно заметить отклонения прогнозных значений от фактических (табл.3.6). 

      Таблица 3.6. Структура доходов бюджета города Апатиты в 2010 г.

Группа  доходов План 2010 г. Факт 2010 г. Исполнено, %
тыс.руб. % тыс.руб. %
Налоговые доходы 529 689.7 35.05 485 110.7 31.76 91.6
Неналоговые доходы 177 690.0 11.76 209 673.1 13.73 118.0
Безвозмездные поступления 803 673.9 53.19 874 959.8 57.28 108.9
Доходы  бюджета всего 1 511 053.5 100.00 1 527 479.1 100.00 101.1

      В 2010г. план по доходам города Апатиты  был перевыполнен на 1,1%. На это повлияло повышение безвозмездных поступлений  на 71286тыс.руб. (8,9% больше чем по плану), также поступления по неналоговым  доходам оказались выше запланированных  на 18% (31985тыс.руб), однако план по налоговым  доходам выполнен не был (на 8,4% - 44579тыс.руб).

Информация о работе Характеристика бюджетно-налоговой системы субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области)