Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

- принцип поэтапности создания и внедрения методологии предпроверочного автоматизированного налогового контроля обеспечивает более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля.

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок. Необходимыми признаками любой  действенной системы налогового контроля является:

- наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков  для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее  оптимальное направление использования  ограниченных кадровых и материальных  ресурсов налоговой инспекции,  добиться максимальной результативности  налоговых проверок при минимальных  затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок  таких налогоплательщиков, вероятность  обнаружения налоговых нарушений  у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных  форм, приемов и методов налоговых  проверок, основанных как на разработанной  налоговым ведомством единой  комплексной стандартной процедуры  организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной  базе, представляющей налоговым  органам широкие полномочия в  сфере налогового контроля для  воздействия на недобросовестных  налогоплательщиков;

- использование системы  оценки работы налоговых инспекторов,

позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

-увеличение размеров  наказания за налоговые правонарушения.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля.

Также одной из действенных  форм налогового контроля должны стать  перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предписаний по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Весьма полезным в работе налоговых инспекций является применение перекрестных проверок, сущность которых  состоит в выезде сотрудников  отделов одной налоговой инспекции  на территорию другой инспекции.

В практике контрольной работы налоговых органов, в настоящее  время распространены факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера  налогооблагаемой базы. Особая сложность  работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных  механизмов борьбы с подобными явлениями.

Не имея достаточного времени  и кадровых ресурсов, необходимых  для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции  вынуждены брать за основу для  исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные  в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания  сделать вывод, что указанные  документы искажаются.

Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать широко распространенные в развитых странах так называемые косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенным из них являются следующие[12, c.10]:

А: Метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления налогооблагаемой базы данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

2) учет производственного  и личного потребления за отчетный  период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного употребления, с другой, сопоставляются с декларированными  доходами за отчетный период. На основании прироста имущества  неизвестного происхождения делается  вывод о том, что он стал  следствием недекларированных доходов за отчетный период.

Б: Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Предоставленное НК РФ право  проводить в необходимых случаях  инвентаризацию имущества налогоплательщиков позволяет применять эти методы в практике контрольной работы налоговых  органов России. Наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков с применением этих методов и  соблюдением вышеуказанных принципов  позволит выбрать наиболее оптимальное  направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой  инспекции.

Совершенствование форм и  методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям: увеличение количества совместных проверок с территориальными органами; повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах; проведение перекрестных проверок; использование описанных выше косвенных методов исчисления.

Однако следует отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

3.2 Повышение эффективности  контрольной работы налоговых  органов

 

Задачи, поставленные президентом  и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты  для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение  делового климата в стране. Решение  этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной  налоговой службы.

Можно выделить следующие  направления повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов[11, c.17]:

  1. Повышение эффективности использования возможностей информационных ресурсов налоговых органов. Ближайшая задача — модернизация данных ресурсов, повышение мобильности их работы, включая автоматизацию отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, проведения предпроверочного анализа, взаимоувязки ресурсов между собой. 

В конце 2011 был запущен  в промышленную эксплуатацию программный  продукт по электронному обмену информацией  и документами с налогоплательщиками  и банками в рамках 229-ФЗ, что  должно значительно ускорить обработку  документов и повысить эффективность  работы. 
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 10.06.2011 № 1011-р) принято решение о создании федерального информационного адресного ресурса – ФИАС, оператором которого определена Служба. 

  1. Совершенствование системы отбора налогоплательщиков на ВНП. Выездная налоговая проверка является важнейшей формой налогового контроля: этой работе уделяется повышенное внимание на всех уровнях налоговой системы, поскольку она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений.

В связи с появлением совокупности законодательных, организационно-технических  и научных предпосылок существует возможность создания автоматизированной информационной методики с помощью  построения экономической и факторной  моделей отбора налогоплательщиков.

  1. Введение проекта «Электронная регистрация» на территории РФ. С марта 2011 года в Управлении ФНС России по городу Москве реализован проект «Электронная регистрация», который позволяет подавать документы на регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя в электронном виде, используя программу, размещенную на сайте ФНС России. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании аналогичного сервиса в Санкт-Петербурге, Тульской и Оренбургской областях.
  2. Повышение открытости и упрощение налоговых процедур с помощью электронных сервисов. Существующий сегодня на сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет» будет преобразован в ключевое средство взаимодействия между Федеральной налоговой службой и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). 

С 14 июня 2011 года работает сервис «Сбербанк-Онл@йн», доступ к которому предоставлен непосредственно из интерфейса сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». С 10 августа 2011 налогоплательщики получили возможность оплатить задолженность через КИВИ Банк. Заключено Соглашение о взаимодействии ФНС России и «Газпромбанка».

Итак, улучшая качество и эффективность работы, внедряя  новые, передовые технологии, ФНС  России обязана решать главную задачу — обеспечивать доходы бюджетов всех уровней в полном объеме. От этого зависит выполнение всего комплекса экономических и социальных задач, поставленных Правительством РФ и направленных на модернизацию экономики и улучшение жизни российских граждан.

 

 

3.3. Зарубежный  опыт проведения налоговых проверок

 

На современном  этапе способы построения органов налогового контроля в зарубежных странах и методика осуществления ими контрольных мероприятий представляет огромный интерес для РФ.   Некоторые элементы осуществления мероприятий налогового контроля в зарубежных государствах могли бы с успехом применяться и в Российской Федерации. Для этого в данной статье рассмотрим организацию налоговых проверок в зарубежных странах с различной формой правления: Великобритании и Японии.

В Японии сложилась  система "синих" деклараций, которые, как лакмусовая бумажка, отражают степень  доверия налоговых властей к  исправным плательщикам взносов  в бюджет. Обладание правом заполнять  синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению  с другими декларантами. Ответственность  заключается в ведении бухгалтерских  книг и постоянных бухгалтерских  счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия  у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц[10, c.192].

Методы проверки, имеющиеся в арсенале налоговых  органов Японии, различны в зависимости  от типа и масштаба контролируемого  бизнеса. Они могут проводиться  как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа. Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие  роскошный образ жизни, не соответствующий  их официальным доходам.

В случае возникновения  обоснованных подозрений в уклонении  от уплаты налога или сокрытии части  дохода проводится проверочное расследование  обстоятельств нарушения налогового законодательства. При установлении фактов, указывающих на признаки налогового преступления, проводится уголовно-процессуальное расследование дела следователем налогового управления с разрешения суда. Налоговые следователи работают в каждом налоговом управлении и в своей деятельности подконтрольны и подотчетны руководителям налоговых органов.

Наряду с довольно жесткой системой налогового контроля, законодательством Японии созданы  эффективные механизмы защиты законных интересов налогоплательщиков. Первичное  обращение налогоплательщика с  жалобой в налоговый орган  в порядке служебной защиты своих  прав называется требованием для  пересмотра. Срок подачи такого требования - два месяца после принятия первичного решения по делу. Проверку законности и обоснованности оспариваемого  решения (действия) обязано проводить  должностное лицо, не участвующее  в принятии первичного решения по делу, либо штатный проверяющий.

Если налогоплательщика  не удовлетворяет решение, принятое по его требованию для пересмотра, он вправе обратиться в вышестоящий  налоговый орган или в суд  с требованием расследования, которое  может быть подано в вышестоящий  налоговый орган в течение  месяца после получения решения  по его требованию для пересмотра или в Национальный налоговый  суд в течение двух месяцев, считая с этой же даты. Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового суда в обычном гражданском суде.

Перейдем к изучению налогового контроль в Великобритании. В последние годы Министерство финансов Великобритании получило возможность использовать специальные права в области налогового контроля. Служащие управления таможенных пошлин и акцизов имеют доступ к компьютерам, используемым клиентами, возможность работы на этих компьютерах с целью проверки информации и право использовать помощь сотрудников проверяемой фирмы[31].

Управление таможенных пошлин и акцизов допускает также  заполнение деклараций раз в год. В частности, такое предусмотрено  для предприятий мелкого бизнеса, ограниченных в персонале, для которых заполнение ежеквартальных деклараций представляет большую сложность.

Предусматривается также месячное заполнение налоговых  деклараций. Это удобно в том случае, если зарегистрированное лицо вынуждено  часто обращаться в управление за возмещением уплаченного налога.

Поскольку налогообложение  осуществляется по принципу самообложения, служащие управления таможенных пошлин и акцизов осуществляют регулярные проверки с интервалами от года до девяти лет. Однако для крупных предпринимателей проверки могут производиться ежемесячно. Вся документация должна сохраняться  в течение шести лет. Специальных  форм для ведения учетных книг не существует. Единственным требованием, предъявляемым к торговцам, является простота оформления и доступность  проверки записей. Для их подтверждения  необходимо сохранять ваучеры (счета) и счета-фактуры.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля