Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

- выявление и устранение  причин, порождающих совершение  нарушений в сфере налогообложения;

- установление оснований  и применение соответствующих  мер ответственности за совершение  нарушений в сфере налогообложения;

- выявление и устранение  недостатков правового регулирования  в сфере налогообложения;

- установление и повышение  уровня исполнения законодательства  о налогах и сборах участниками налоговых правоотношений[24, c.600].

Согласно ст. 2 НК РФ, общим  объектом налоговой проверки являются отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля над  уплатой (удержания, перечисления) налогов и сборов. Родовым объектом называют какую-либо сферу социально значимых ценностей.

Наряду с определением объекта налоговой проверки весьма целесообразно выделить в его  структуре такой элемент, как  предмет налоговой проверки. 

По мнению Украинцева А.В. предметом налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика. При этом предмет налоговой проверки в каждом конкретном случае зависит от объекта налоговой проверки[26, с.20].

Налоговые проверки проводятся в отношении как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и налоговых  агентов. Согласно нормам статьи 87 НК РФ налоговые органы имеют право проводить два вида налоговых проверок - камеральные и выездные налоговые проверки.

Пункт 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ предусматривает, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Конституционный суд РФ в Определении от 08.04.10 №441-О-О напомнил, что данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки очень похожей на ту, что проводилась ранее в 90-е годы прошлого столетия. Тогда такая проверка называлась документальной налоговой проверкой.

В настоящее время, если у  налогоплательщика отсутствует  возможность предоставить помещение  для проведения такой проверки, она  может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако это не означает, что выездная налоговая проверка на территории налоговой инспекции  в таком случае совпадает по своим  параметрам и предназначению с камеральной  проверкой.

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех  нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной. Для их выявления  требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда предварительных  и специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные  злоупотреблениями налогоплательщика  в налоговой сфере, стремлением  уклониться от налогообложения.

Камеральная же налоговая  проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства. Данный контроль проводится на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, представленных налогоплательщиком, и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки камеральная проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и на оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Это позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения ими положений налогового законодательства[22, c.44].

Помимо подразделения  налоговых проверок по месту проведения и объему проверяемой документации на камеральные и выездные, используется классификация проверок и по другим признакам, представленным на рисунке  1[17, c.13].

 

Способы классификации  налоговых проверок

По способу организации

По целям проведения

 

По месту проведения

 

Целевые

 

Тематические

 

Комплексные

 

Плановые

Внеплановые

Обычные

Контрольные

Выездные

Камеральные

По объему проверяемых  вопросов

 

Рисунок 1 - Способы классификации налоговых проверок.

Целевые проверки - проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика или  определенным финансово-хозяйственным  операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям  и т. п.). Как правило, целевые проверки проводятся в ходе комплексных или  выборочных проверок, но могут проводиться  и как самостоятельные.

Тематические проверки - это проверки финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика по вопросам начисления и уплаты отдельных  видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.).

Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за проверяемый  период по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Плановые проверки подчинены  определенному планированию, а внеплановые - осуществляются в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое  законодательство не ограничивает налоговые  органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной  деятельности налоговых органов  следует признать плановый контроль. Внеплановые же проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Целью налоговых проверок является не только обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых  правонарушений и преступлений. Эта  цель может быть обеспечена методами налогового контроля.

Закрепление форм и методов  осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений между органами и налогоплательщиками. В то же время налоговое законодательство оставляет за налоговым инспектором право самостоятельно выбирать метод проведения налоговой проверки, опираясь на свой опыт.

Методы налогового контроля представляют собой совокупность приемов, способов и процедур его осуществления.

Можно выделить два уровня методов налогового контроля: общенаучные  и имперические методы. Общенаучные методы, такие, как анализ и синтез, дедукция, индукция, моделирование, абстрагирование, а также статистические методы применяются при осуществлении любого вида деятельности, в то время как применение империческиех методов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как налогово-контрольная деятельность.

Всю совокупность методов  налогового контроля, применяемых для  более эффективного осуществления  контрольно-проверочных мероприятий  в налоговой сфере, можно наглядно представить на рисунке 2[33].

 

Методы налогового контроля

Общенаучные методы

Имперические методы

Анализ 

Синтез

Дедукция

Индукция

Абстрагирование

Инвентаризация

 

Истребование документов

 

Формальная проверка

 

Арифметическая проверка

 

Письменный или устный опрос

 

Контрольные замеры

 

 

Методы статистики

Рисунок 2 – Методологические приемы и методы, применяемые при  проведении налогового контроля.

Основная цель инвентаризации - сопоставление фактического наличия  имущества и финансовых обязательств с данными финансового учета. Заинтересованным лицом является руководитель, так как он несет ответственность  перед собственниками предприятия  за имущество, фактическое наличие  которого выявлено в результате инвентаризации. Результаты инвентаризации применяют  налоговые инспектора для проверки правильности уплаты налоговых платежей.

Осмотр территорий, помещений  налогоплательщика, в отношении  которого проводится налоговая проверка, документов и предметов, может быть произведен должностным лицом налогового органа, проводящим выездную налоговую  проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты  проверки.

Осмотр используемых для  осуществления предпринимательской  деятельности территорий или помещения  проверяемого лица, либо осмотр объектов налогообложения может проводиться  для определения соответствия фактических  данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым  лицом. Осмотр производится в присутствии  понятых. При проведении осмотра  вправе также участвовать лицо, в  отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы  посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о  представлении документов.

Истребование документов проводится в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой  проверки. Истребование документов может  быть одним из дополнительных мероприятий  налогового контроля, решение о проведении которого принимает руководитель налогового органа или его заместитель по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

В рамках истребования документов налоговые органы вправе потребовать  от лиц контрагентов документы и  сведения, касающиеся только деятельности данного налогоплательщика.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Выемка документов и предметов  производится на основании мотивированного  постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую  проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Выемка необходимых документов и предметов производится должностным  лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица, а также в случаях, если у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут  быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

О производстве выемки, изъятия  документов и предметов составляется протокол. Изъятые документы и  предметы перечисляются и описываются  в протоколе выемки либо в прилагаемых  к нему описях с точным указанием  наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

Развитие правовой основы налогообложения, постоянное увеличение количества законодательных актов  и нормативных документов, регулирующих взимание налогов с юридических  лиц, активное вовлечение хозяйствующих  субъектов в налоговые отношения  предопределили возникновение потребности  в организации и проведении налоговых  проверок, позволяющих обеспечить необходимые  доходы государственного бюджета без  увеличения налоговой нагрузки, путем  повышения собираемости налоговых  изъятий.

Назначение налогового контроля заключается не только в содействии успешной реализации фискальной политики государства, но и обеспечении баланса  интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязательства.

Однако существующая в  настоящий момент система налогового контроля не вполне соответствует реформированию налоговой системы на современном  этапе, что обусловлено несовершенством  работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства в том числе ив порядке проведения контрольно-проверочной деятельности.

 

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

2.1. Характеристика  деятельности ИФНС по городу  Новороссийск Краснодарского края

 

Объектом исследования данной дипломной работы является Инспекция  Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску Краснодарского края. Главной задачей работы ИФНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в субъектах Российской Федерации, правильностью их исчисления, полнотой и своевременным поступлением налогов и других платежей в бюджет соответствующего уровня.

Организация государственной  службы в Инспекции отвечает требованиям  федерального закона Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в какой редакции?)

Инспекция Федеральной  налоговой службы России по г. Новороссийску Краснодарского края имеет типичную для всех ИФНС структуру отделов с присущими им функции. Организационная структура ИФНС по г. Новороссийску построена по принципу иерархической лестницы. Руководство деятельностью осуществляет начальник Налоговой инспекции ФНС РФ Каськов Евгений Михайлович. (на сегодняшний день начальник ИФНС по г. Новороссийску другой, Каськов не работает уже 2 года)

Он назначается на должность  и освобождается от должности  руководителем Управления ФНС. Руководитель имеет двух заместителей и определяет их полномочия. В то же время у каждого заместителя в подчинении имеются отделы: Велигура Светлана Александровна-начальник отдела работы с налогоплательщиками и Катаранова Юлия Юрьевна - начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков. 

Информация о работе Формы и методы налогового контроля