Формы и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 00:49, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 3
Сущность, основные формы и методы налогового контроля 3
Информационная база проведения налогового контроля 10
Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 24
2.1. Характеристика деятельности ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края 24
2.2. Характеристика и анализ контрольно-проверочной работы ИФНС по г. Новороссийску 27
2.3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки 34
2.4 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки 42
ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК 48
3.1. Направления совершенствования организации и проведения налогового контроля 48
3.2. Повышение эффективности контрольной работы налогового контроля 53
3.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Работа состоит из  1 файл

формы и методы налоговой проверки (курсовая) Н-1299 Мамулашвили.docx

— 181.18 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК                                                                                                              3

    1. Сущность, основные формы и методы налогового контроля         3
    2. Информационная база проведения налогового контроля             10
    3. Методика проведения налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц                                                                                  16

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ                                                                                         24

2.1. Характеристика деятельности  ИФНС по городу Новороссийск  Краснодарского края                                                                                             24

2.2. Характеристика и анализ  контрольно-проверочной работы ИФНС  по г. Новороссийску                                                                                              27

2.3. Порядок проведения  камеральной налоговой проверки                  34

2.4 Порядок назначения  и проведения выездной налоговой  проверки 42

ГЛАВА III ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК                                                                                  48

3.1. Направления совершенствования  организации и проведения налогового  контроля                                                                                             48

3.2. Повышение эффективности  контрольной работы налогового  контроля                                                                                                              53

3.3. Зарубежный опыт проведения  налоговых проверок                         55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           60

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как известно взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих  налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые  зачастую не заинтересованы принимать  участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных  средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями  от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о  доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства - налоговый контроль.

Налоговый контроль - ежедневная деятельность налоговых  и иных государственных органов  по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный  внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Актуальность темы исследования заключается в том ( актульность должна быть в начале вывода) что в сложившейся ситуации, при которой доходные источники федеральных, региональных и местных бюджетов не соответствуют расходам, возложенным на органы всех уровней власти, возникает необходимость повышения качества системы налогового контроля. В частности, стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля за поступлением налогов с юридических лиц, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение  путей совершенствования контрольной  работы налоговых органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить действующие формы и методы налогового контроля;
  • определить состав информационной базы проведения налогового контроля;
  • рассмотреть организацию проведения налоговых проверок юридических лиц на примере ИФНС по городу Новороссийск Краснодарского края;
  • выявить основные направления совершенствования организации и проведения налогового контроля.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие, в процессе осуществления налогового контроля.

Предмет исследования - совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы.

При проведении исследования были использованы диалектический метод, методы системного и функционального  анализа, статистические группировки.

Теоретической и  методологической основой исследования являются научные труды по вопросу  сущности и функций налогов, теории и практики налогового контроля РФ, в той или иной степени получившие освещение в работах С.В., Брызгалина, Овчинникова Н.О., Крохина Ю.А., Князева В.Г., Малис Н.И., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Романовского М.В., Русаковой И.Г., Черника Д.Г., Шаталова С.Д. и других.

ВЫВОД по описанным пунктам!!!Актуальность, цель…….ит.д.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

 

    1. Сущность, основные формы и методы налогового контроля

 

Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контроля в частности развернулась еще в советское время. Такого многообразия научных мнений не вызывал даже вопрос о сущности самого контроля. Принятие Налогового и Бюджетного кодексов, нормативно закрепивших формы налогового и финансового контроля, также окончательно не решило проблему соотношения форм и методов соответствующих видов контроля.

До проведения радикальной  экономической реформы 1990-х гг. теоретической  и практической разработкой методов и форм проведения контроля занималась преимущественно экономическая наука, которая создала теоретическую базу и основы классификации различных форм и методов осуществления контроля.

Во многом это объясняется тем, что контроль за хозяйственной деятельностью предприятий ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо значительной самостоятельности в сфере экономической деятельности.

Поэтому выбор того или иного метода контроля, как правило, не приводил к каким-либо существенным правовым последствиям для самой организации, а юридическое значение имел только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

В настоящее время  в условиях полной экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов методы и формы осуществления контрольной деятельности в сфере налогообложения значительно трансформировались, они приобрели юридическую значимость и нашли свое закрепление в налоговом законодательстве.

Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям, например, к отмене решений, принятых на основании результатов налогового контроля, полученных неправомерным образом, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц, и т.д.

Деятельность налоговых  и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом РФ в рамки правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля. При этом все действия налоговых органов должны соответствовать предписаниям правовых норм.

В интерпретации  разных авторов ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, способами, видами либо формами контроля[13, c.22]:

Эти понятия подчас употребляются как взаимозаменяемые: одни специалисты трактуют формы контроля как слагаемые его метода, а, по мнению других, наоборот, методы контроля положены в основу классификации его форм.

Форма налогового контроля как внешнее выражение конкретного содержания отражается, прежде всего, в совершении конкретных действий по применению тех или иных приемов и способов для установления фактов объективной действительности, а также в документах налогового контроля, закрепляющих его результаты.

Организация контрольной  деятельности в целом предполагает организационное единство ряда контрольных процедур, являющихся совокупностью действий, объединенных общей конкретной целью (например, исследование помещений, предметов, документов и т.д.), которые представляют собой не что иное, как конкретное мероприятие налогового контроля.

Таким образом, форму  налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.

В гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ перечислены следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических; порядок проведения налоговых проверок;  участие свидетеля; доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки; проведение осмотра; истребование документов при проведении налоговой проверки; истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках; выемка документов и предметов;  экспертиза; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля; участие переводчика; участие понятых[20, c.31].

Анализ перечисленных  контрольных мероприятий позволяет  сделать вывод о том, что все  они имеют разное значение для  работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов  и соблюдения налогового законодательства 

Выше уже было отмечено, что содержание контрольной деятельности и конкретная форма контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными контролирующими органами, т.е. форма существует в неразрывном единстве с методами контрольной деятельности. 
Сама реализация контрольной деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля.

Метод обычно понимается как способ (или совокупность способов) практического осуществления или познания изучаемых явлений. Кроме того, категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. 
Как и при определении форм контроля, в отношении методов и методологии контроля также существует довольно большое многообразие точек зрения.

Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Реализация контрольной  деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих  методов контроля. Под методом  обычно понимается способ (или совокупность способов) практического осуществления  или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться  как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. А. С. Кормильцин отмечает, что существуют различные методы налогового контроля:

- общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

- специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т. д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

- методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.[14, c.24].

Информация о работе Формы и методы налогового контроля