Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:02, дипломная работа

Описание

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любо

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 6
1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 6
2 Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 21
2.3. Ставки, порядок и сроки уплаты налога 30
3 Практическое исчисление единого социального налога: проблемы, возникающие в налоговом учете 41
3.1. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу 41
3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
3.3. Исчисление единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
Заключение 62
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Диплом ЕСН.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

      Финансовые  средства Федерального фонда ОМС  находятся в государственной  собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Минздравсоцразвития РФ.

      Доходы  бюджета Федерального ФОМС формируются за счет следующих источников17:

     • налогов, подлежащих зачислению в бюджет фонда в соответствии с нормами, установленными законодательством  Российской Федерации (ЕСН; единый налог, взимаемый в связи с применением  упрощенной системы налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

     • поступления недоимки, пени и штрафов;

     • суммы процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС;

     • средств федерального бюджета, передаваемых Федеральному ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

      Бюджет  ФОМС на 2007 г. утвержден по доходам  в сумме 139643,35 млн. руб., по расходам 39573,35 млн. руб., 55% всех расходов (76 723, 550 млн. руб.) будут заправлены в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных медицинских программ в рамках базовой программы18. Средства федерального фонда расходуются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам; финансирование медицинских программ; дополнительную диспансеризацию работающих граждан; мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов; развитие медицинской науки; улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

      В составе бюджета Федерального ФОМС в 2007 г. утвержден Фонд компенсаций, образованный за счет средств федерального бюджета в сумме 20 793,59 млн. руб. Средства фонда компенсаций направляются в виде субвенций в бюджеты территориальных фондов на осуществление денежных выплат (в размере 10 тыс. руб. 8 месяц) участковым врачам-терапевтам, врачам-педиатрам и врачам общей практики (семейным врачам), а также медицинским сестрам названных специалистов (в размере 5 тыс. руб. ежемесячно)19.  
 
 

 

2. Единый социальный  налог как средство  реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 

2.1. Экономическая сущность единого социального налога 

      Единый  социальный налог (ЕСН) – это новый  налог, который заменил уплачиваемые до 1 января 2001 года страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного страхования РФ).

      Сущность  данного налога заключается в  том, что он предназначен для мобилизации  средств с целью реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь20.

      Переход к взиманию ЕСН стал результатом  работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое использование.

      Отсутствие  опыта в организации функционирования государственных внебюджетных фондов и сложная, экономическая ситуация в стране стали причиной существенных недостатков в их деятельности (недостаточно эффективный сбор страховых взносов, отсутствие прозрачности в использовании средств) и изъятия платежей (сложность процедуры уплаты и высокая налоговая нагрузка на ФОТ). Многочисленные нормативные акты, вводимые социальными фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.

      Основная  проблема заключалась в том, что  существовавшие независимо Друг от друга  налоговая система и система  платежей во внебюджетные социальные Фонды приводили к неэффективному расходованию государственных средств и дублированию функций, различных органов. Введение ЕСН позволило снять проблему дублирования функций государственных внебюджетных социальных фондов и налоговых органов, повысило гарантии защищенности налогоплательщиков. Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы про водят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, Взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

      Подобный  опыт есть и в международной практике. Налоговые органы осуществляют сбор страховых взносов в пенсионные Фонды в целом ряде развитых стран мира, таких, как США, Канада, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания, Норвегия, Финляндия21.

      С введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы. Для них установлена единая налоговая база - выплаты, начисленные в пользу работников. Введен достаточно сложный механизм исчисления этого налога, предусмотрено несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохранено исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда.

      Особо следует отметить, что порядок  расходования средств социальных фондов установлен законодательством РФ. Другими  словами, за фондами остались функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Фонд обязательного медицинского страхования.

      Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен в соответствии с главой 24 НК РФ (в  ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, 29.05. 2002 г. № 57-ФЗ и от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ)22.

      Следует отметить, что внесение изменений (от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ) в первую очередь  связано с вступлением в силу с 20 декабря 2001 г. Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. С 2002 г. наряду с уплатой ЕСН налогоплательщики уплачивают в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии граждан. При этом доля ЕСН, ранее зачисляемая в Пенсионный фонд РФ, поступает в федеральный бюджет и предназначена для финансирования базовой части трудовой пенсии23.

      Законодателям предстоит работа над дальнейшим корректированием главой 24 НК РФ, регулирующей механизм исчисления и уплаты ЕСН.

      С 2005 года в рамках мер по дальнейшему  ослаблению налогового бремени снижена  эффективная ставка ЕСН на 20%. Одновременно со снижением применения регрессивной шкалы ставок ЕСН отменены условия, ограничивающие ее использование.

      Поступление ЕСН в консолидированный бюджет в четвертом квартале 2005 г.: октябрь  – 22,581 млрд. руб.; ноябрь – 22,163 млрд. руб.; декабрь – 31,743 млрд. руб. Всего за 2005 г. – 267,514 млрд. руб24. 
 
 

      2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 

      Налогоплательщиками ЕСН признаются25:

     1) лица, производящие выплаты физическим лицам (налогоплательщики - работодатели):

     - организации;

     - индивидуальные предприниматели;

     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

     2) индивидуальные предприниматели,  адвокаты, нотариусы, занимающиеся  частной практикой. 

      Если  налогоплательщик одновременно относится  к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог  по каждому основанию.

      Объектом  налогообложения26 для работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей - признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:

     - по трудовым договорам;

     - гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой);

     - авторским договорам.

      Объектом  налогообложения для работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:

     - по трудовым договорам;

     - гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

      Не  относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользован и имущества (имущественных прав).

      Объектом  налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

      Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу  крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные  указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

      Выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам налогоплательщиками-работодателями (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом налогообложения, если:

     - у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

     - у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

      Налоговая база27 работодателей - организаций и индивидуальных предпринимателей - определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

      При определении налоговой базы учитываются  любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе оплата:

     - коммунальных услуг, питания,  отдыха, обучения в его интересах; 

     - страховых взносов по договорам  добровольного страхования (за  исключением сумм страховых платежей (взносов) по договорам добровольного  личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; сумм платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей).

      Налоговая база работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.

Информация о работе Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ