Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:02, дипломная работа

Описание

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Налоги, налоговая система, налогообложение постоянно находятся в центре внимания всего общества в любо

Содержание

Введение 3
1 Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 6
1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 6
2 Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу 21
2.3. Ставки, порядок и сроки уплаты налога 30
3 Практическое исчисление единого социального налога: проблемы, возникающие в налоговом учете 41
3.1. Оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу 41
3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
3.3. Исчисление единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
Заключение 62
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Диплом ЕСН.doc

— 509.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Нижнетагильский государственный  профессиональный колледж (НТГПК)

имени Н.А.Демидова 
 

            

                  Специальность 080107

                  «Налоги и налогообложение»

 
 
 
 
 

                         ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 

Тема: «Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ»

  
 
 

Допустить к  защите       Консультант:

                                                            Брюханова Л.А. 

Зам директора  по УР       Руководил:

Сафонова Е.Г.        Брюханова Л.А. 

«___»______ 200_г.       Выполнил:

                                                            Кизилова О.А.

                                                                                               

                                               

 

                                                                 

                                                                        

Нижний  Тагил

2008

 

       Содержание 

    Введение 3
1   Социально-экономическое  значение государственных внебюджетных фондов 6
  1.1. Значение и  структура социальных внебюджетных фондов 6
2   Единый социальный налог как средство реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь 18
  2.1. Экономическая сущность единого социального налога 18
  2.2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному  налогу 21
  2.3. Ставки, порядок  и сроки уплаты налога 30
3   Практическое  исчисление единого социального  налога: проблемы, возникающие в  налоговом учете 41
  3.1. Оценка налоговой  нагрузки по единому социальному  налогу 41
  3.2. Проблемы исчисления единого социального налога индивидуальными предпринимателями 46
  3.3. Исчисление  единого социального налога юридическими лицами, применяющими две системы налогообложения 55
    Заключение 62
    Библиография 64
    Приложение  
 

 

Введение 

      Налоги  выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.

      Налоги, налоговая система, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом  государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении.

      Идея  единого социального налога возникла достаточно давно. В 1998 г. МНС России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству. Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был представлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам

      1 января 2001 г. со вступлением в действие гл. 24 НК РФ страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в РФ он назывался «единый социальный налог (взнос)». С 1 января 2001 г. этот налог получил новое наименование – «единый социальный налог» (ЕСН).

      Теперь  в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все  предусмотренные законодательством  мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

      Актуальность  проблемы заключается в том, что  введение ЕСН практически не упростило, а осложнило работу бухгалтерий организаций, так как налогоплательщики представляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, и появились новые, дополнительные формы отчетности.

      С введением ЕСН был ликвидирован Фонд занятости населения, но и другие социальные внебюджетные фонды остались: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Для них устанавливается единая налоговая база – выплаты, начисленные в пользу работников.

      Цель  данной работы заключается в оценке налоговой нагрузки по единому социальному налогу индивидуальных предпринимателей и организаций.

      Исходя  из поставленной цели определим задачи:

    1. Определить значение и структуру внебюджетных фондов.
    2. Рассмотреть экономическую сущность единого социального налога.
    3. Проанализировать практическое исчисление единого социального налога индивидуальных предпринимателей и организаций.

      Объектом  исследования является экономическая  сущность и структура единого  социального налога.

      Предметом исследования выступает налоговая нагрузка по единому социальному налогу.

      Практическая  значимость данной работы состоит в  анализе и оценке практического  исчисления единого социального  налога индивидуальных предпринимателей и организаций.

      В первой главе рассматривается значение и структура социальных внебюджетных фондов.

      Во  второй главе раскрывается экономическая  сущность единого социального налога; порядок формирования налоговой база по единому социальному налогу.

      В третьей главе анализируется оценка налоговой нагрузки по единому социальному налогу; практическое исчисление единого социального налога индивидуальных предпринимателей и организаций.

      В данной работе применены следующие  методы исследования: сравнительный  анализ, экономико-статистический анализ, способы графических изображений.

      Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты, такие как: Налоговый кодекс Российской Федерации; письмо Министерства финансов Российской Федерации, и учебно-методическая литература следующих авторов: Воробьева Е.В. «ЕСН 2007», Поляк Г.Б. «Финансы, денежное обращение, кредит», Кропивко М.Д «Учет, налогообложение, отчетность индивидуальных предпринимателей с учетом нового законодательства» и другие периодические издания, такие как: журналы «Финансы», «Налоги и платежи». 

 

       1. Социально-экономическое значение государственных внебюджетных фондов 

1.1. Значение и структура социальных внебюджетных фондов 

      Социальные  внебюджетные фонды впервые стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода к рыночной экономике  на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991 г1. В настоящее время в состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ, С 1993 по 2000 г. в Российской Федерации действовал Государственный фонд занятости населения, средства которого предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения, С 1 января 2001 г. этот фонд прекратил существование, В настоящее время расходы по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан, организации общественных работ, выплате пособий по безработице, содержанию органов службы занятости и т. п. осуществляются из бюджетов различных уровней, Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т. д. Специфика внебюджетных фондов определяется четким закреплением за ними доходных источников и, как правило, строго целевым использованием их средств.

      Таким образом, социальные внебюджетные фонды  являются относительно самостоятельными финансово-кредитными институтами  финансовой системы России. Эта самостоятельность  имеет свои особенности. Она существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, жестко регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

      Государственные внебюджетные фонды - это государственные  фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на2:

     • социальное обеспечение по возрасту;

     • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном' обеспечении;

     • социальное обеспечение в случае безработицы;

     • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

      Взносы  в социальные внебюджетные фонды с момента их создания имели обязательный характер, они были отнесены к числу первоочередных платежей и включались в себестоимость продукции (работ, услуг). Все годы существования внебюджетных фондов в РФ серьезную проблему представляли масштабы уклонения от уплаты этих платежей. Задолженность плательщиков страховых взносов во внебюджетные фонды имела хронический характер. Систематические нарушения финансовой дисциплины при уплате страховых взносов вели к увеличению числа территорий, нуждающихся в дотациях федерального правительства. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет (ст. 199 УК РФ).

      Серьезной причиной, не позволявшей эффективно использовать и контролировать поступление  и расходование средств внебюджетных фондов, в первую очередь Пенсионного  фонда, являлось то, что утверждение бюджетов фондов зачастую сильно запаздывало. Так, бюджеты Пенсионного фонда на 2000 и 2001 г. были утверждены только в августе этих лет, до июня 2002 г. не был утвержден бюджет Пенсионного фонда на 2002 г3.

      Неблагоприятная ситуация в государственных внебюджетных социальных фондах, сложившаяся в 1990-е гг., являлась, в том числе, следствием отсутствия прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств. В целях обеспечения стабильного и целевого расходования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, снижения задолженности организаций, финансируемых за счет федерального бюджета, в 1998 г. был принят Указ Президента РФ «O дополнительных мерах по снижению долгов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов»4. В соответствии с ним государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда) было запрещено привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.

      Положения о внебюджетных фондах предусматривают поступление в их бюджеты кроме обязательных взносов и доходов от инвестирования части временно свободных средств фондов в ликвидные государственные ценные бумаги. До экономического кризиса августа 1998 г. фонды должны были вкладывать в государственные бумаги не менее 70% свободных средств. Предложенная правительством схема была весьма продуктивна, и в период обращения на финансовом рынке ГКО не только давала немалую выгоду, но и существенно увеличивала финансовые риски фондов.

Информация о работе Единый социальный налог как аккумулятор средств для гарантий населения РФ