Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:37, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели решен комплекс задач:

- рассмотрены вопросы становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- рассмотрены особенности организации деятельности индивидуальных предпринимателей и их специфику в налогообложении;

- рассмотрена структура налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;

- дана оценка действующей системе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;

- определены направления развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- выработаны предложения по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...


1Теоретические основы налогообложения индивидуального

предпринимательства……………….....................................................................


1.1 Экономическая сущность налогов и налогообложения….………..……… .

1.2Становление и развитие предпринимательства в Республике

Беларусь………………………………………………………………………….

1.3Особенности организации деятельности индивидуальных

предпринимателей и их специфика в налогообложении………………………


2 Действующие системы налогообложения индивидуальных

предпринимателей в Республике Беларусь………………………………….


2.1Общий порядок налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………..………………...

2.2Упрощенная система налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………………..………..


2.3Система уплаты единого налога индивидуальных предпринимателей…...


3 Проблемы и пути совершенствования действующей системы

налогообложения индивидуальных предпринимателей

в Республике Беларусь…………………………………....................................


Заключение……………………………………………………………………….


Список использованных источников…………………………………………...

Работа состоит из  6 файлов

Введение и 1 раздел.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    Закон открыл широкие возможности для  осуществления хозяйственной и коммерческой  деятельности  физических лиц, повысив их заинтересованность в  сфере развития  малого бизнеса и  использования личных инвестиций. С этого времени выражение “частный предприниматель” вошло в наш обиход.

    Развитие  предпринимательской деятельности в Республике Беларусь со второй половины 80-х годов прошло следующие три основные этапа.

    Первый  этап - кооперативная предпринимательская  деятельность (1988-1991 годы).

    Предпринимательство в СССР до 1988 г. официально не признавалось. Именно с момента ввода в действие Закона «О кооперации в СССР» началось становление предпринимательского сектора экономики. В годы перестройки предпринимательство включилось в поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения.

    На  этапе первоначального становления предпринимательской деятельности лица, первыми освоившие оказание новых услуг или выпуск новых товаров,  создавшие  первые банки, финансовые или страховые  общества и т.д. получали солидную фору, которая позволила быстро развивать свое дело, накопить финансовые, людские и материальные ресурсы, получить необходимый опыт для последующих этапов развития предпринимательской деятельности.

    Достаточно  благоприятное экономическое положение  в сочетании с предоставлением  предпринимательским структурам большого числа льгот обеспечило быстрое накопление капиталов и значительную оплату труда наемных работников, размер в несколько раз превышал заработную плату в государственном секторе. Особенно большие доходы приносила перепродажа импортных компьютеров, а также посредническая деятельность.

    Второй  этап – работа в условиях свободного ценообразования (1992 – 1995 годы).

    Либерализация цен и ужесточение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу предпринимательства. Высокие темпы инфляции привели к обесценению ранее заработанных денег, снижению платежеспособности юридических лиц и населения, а также  к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита.

    В указанный период предпринимательство  развивалось достаточно высокими темпами.

    Второй  этап развития предпринимательской деятельности характеризовался также проявлением со стороны иностранного капитала намерений внедриться в нашу республику. Однако эти намерения были достаточно осторожными.

    Для второго этапа характерно также  явление, получившее в международной практике название “грюндерство”. Оно выражалось в возникновении большого числа малых предприятий, акционерных общество, бирж, банков, страховых и финансовых компаний. Поскольку сохранились хорошие возможности для получения высоких доходов от приватизации государственной собственности по заниженной цене, а также за счет проведения достаточно простых видов работ и оказания услуг, в предпринимательскую деятельность вовлекалось все большее число граждан.

    Этот  период характеризуется как наиболее благоприятный для развития предпринимательской активности в Республике Беларусь, когда предприниматели начали осознавать себя, как  социальный слой со своими экономическими интересами.

    Третий  этап – усиление централизованного  регулирования предпринимательской  деятельности (с 1996 года по настоящее время).

    Если  примерно до 1996 года предпринимательство  развивалось по законам первоначального  накопления капиталов, то в последующий  период стала четко проявляться  тенденция к усилению централизованного  регулирования предпринимательской деятельности.

    Предпринимательская деятельность на современном этапе  развития характеризуется  недолговечностью большинства предприятий, что обусловлено  не  только нестабильностью  общей  экономической ситуации, но и отсутствием  стимулов к долгосрочным частным инвестициям.

    Наиболее  распространенными способами сдерживания  развития предпринимательской деятельности являются следующие:

  • введение дополнительных требований на получение разрешений, лицензий, согласований различного уровня;
  • искусственное завышение платы за аренду помещений;
  • жесткий подход налоговых органов к предпринимательским структурам при одновременном предоставлении послаблений государственным предприятиям;
  • введение ограничений на приобретение товаров, производимых на государственных предприятиях. Ряд товаров вообще запрещается отпускать предпринимателям, а по другим видам обычно требуют предоплату, в то время как отгрузка государственным предпринимателям производится без предварительных условий.

    Наблюдалось  увеличение  количества индивидуальных предпринимателей и сокращения числа вновь регистрируемых коммерческих структур. Это связано с проблемами государственной регистрации коммерческих организаций, а также более простой системой налогообложения индивидуальных предпринимателей.

    Наиболее  бурный рост количества индивидуальных предпринимателей произошел в период с 2001г. по 2002г. – с 161200 до 182000 человек. Это связано с введением единого  налога с индивидуальных предпринимателей, который открыл более широкие  возможности для их деятельности.

    Начиная с 2004 года, наблюдается снижение численности  индивидуальных предпринимателей. Это  обусловлено введением с 01.05.2004 ограничений  в численности работников индивидуальных предпринимателей (не более трех человек). С 2006 года количество индивидуальных предпринимателей увеличивается. Правда, темп роста количества предпринимателей с 2008 года несколько уменьшился по сравнению с периодом 2006-2007гг. Изменения количества индивидуальных предпринимателей  связаны со вступившей с 1 января 2008 года  нормой  Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285», устанавливающей  запрет на привлечение  индивидуальными  предпринимателями к осуществлению своей предпринимательской деятельности физических лиц, не являющихся членами семьи или близкими родственниками индивидуального предпринимателя.

    На 01.01.2010 количество индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь составило 219605 человек, что на 4021 предпринимателя больше чем по состоянию на 01.01.2009, т.е. больше приблизительно  на 2 процента. Динамика изменения численности индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь представлена на рисунке 1. 

 

Рисунок 1 — Динамика изменения численности индивидуальных

предпринимателей в Республике Беларусь с 2001 по 2010 год

    Приложение Источник: собственная разработка на основе [economy.gov.by, nalog.by] 

    Таким образом, несмотря на то, что в Республике Беларусь предпринимательский сектор сформировался относительно недавно, уже сегодня можно констатировать, что, пройдя достаточно бурный период своего становления, он постепенно занял прочное место в экономической системе государства. Вместе с тем для обеспечения его дальнейшего развития важно создать эффективный  механизм  государственного  регулирования и поддержки предпринимательства. Первые шаги в этом направлении уже были сделаны, это принятие  Общей  части  Налогового Кодекса,  а  с  01.01.2010г  вступила  в силу и Особенная часть Налогового Кодекса, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.

    На  современно этапе можно говорить о наличии в экономике Беларуси разнообразных  организационных  форм  осуществления  предпринимательской  деятельности – как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. И это довольно многочисленный отряд налогоплательщиков.  Дифференциация  предпринимателей  значительна  –  от  крупных,  прочно закрепившихся  в  национальной экономике производителей и торговцев, до мелких предпринимателей,  занятых  “челночным”  бизнесом, в сфере услуг и  т.д. 
 

    
    1. Особенности организации деятельности индивидуальных     предпринимателей и  их специфика в  налогообложении
 
 

    Согласно  закону Республики Беларусь “О предпринимательстве  в Республике Беларусь” “…Предпринимательство (предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой  риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

    Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц).

    Субъектами  предпринимательства являются:

    - физические лица, не ограниченные  в правах в порядке определенном  законодательными актами  Республики  Беларусь, в том  числе  иностранные  граждане и лица  без гражданства  в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

    - группы граждан (партнеров) –  коллективы предпринимателей.

    Предпринимательство может осуществляться без образования  юридического  лица  и  с  образованием  юридического  лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Нужно заметить, что в соответствии с Указом  Президента  Республики  Беларусь от 18.06.2005  N  285  для  занятия предпринимательской деятельностью в качестве  индивидуального  предпринимателя  гражданин вправе  привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами. А с 1 января 2008 г., в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики  Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285»,  привлекаемыми физическими  лицами  для  занятия предпринимательской деятельностью  могут быть только члены семьи и близкие родственники.

    Формирование  и  развитие  рыночных  отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности  и  различных  секторов внутри  каждой  формы  собственности. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно. Существует крупный, средний и малый бизнес.

    Экономическую и техническую мощь страны в основном определяет крупный бизнес.

    Средний бизнес зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры  и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом.

    Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный класс мелких собственников, который  в силу своей  массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень развития страны.

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255  с 01.07.2009 действует  следующая классификация субъектов  малого предпринимательства: 

    - индивидуальные предприниматели,  зарегистрированные в Республике Беларусь;

    - микроорганизации - зарегистрированные  в Республике Беларусь коммерческие  организации со средней численностью  работников за календарный год  до 15 человек включительно;

    - малые организации - зарегистрированные  в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. 

    По  состоянию на 01.01.2010 года в Республике Беларусь зарегистрировано 219605 индивидуальных предпринимателей.

    Индивидуальным  предпринимателем может стать и быть любое физическое лицо, достигшее 18 лет и не являющееся государственным служащим. В соответствии со ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь “Гражданин вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя”.

    Статус  индивидуального предпринимателя  приобретается посредством государственной  регистрации в соответствии с  Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», осуществляемой облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

ДИПЛОМ.doc

— 891.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 50.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖНИЕ.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей