Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:37, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение сложившейся в Республике Беларусь системы налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей и выработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения цели решен комплекс задач:

- рассмотрены вопросы становления и развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- рассмотрены особенности организации деятельности индивидуальных предпринимателей и их специфику в налогообложении;

- рассмотрена структура налогов и сборов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями;

- дана оценка действующей системе налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей;

- определены направления развития предпринимательства в Республике Беларусь;

- выработаны предложения по совершенствованию налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...


1Теоретические основы налогообложения индивидуального

предпринимательства……………….....................................................................


1.1 Экономическая сущность налогов и налогообложения….………..……… .

1.2Становление и развитие предпринимательства в Республике

Беларусь………………………………………………………………………….

1.3Особенности организации деятельности индивидуальных

предпринимателей и их специфика в налогообложении………………………


2 Действующие системы налогообложения индивидуальных

предпринимателей в Республике Беларусь………………………………….


2.1Общий порядок налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………..………………...

2.2Упрощенная система налогообложения индивидуальных

предпринимателей……………………………………………………..………..


2.3Система уплаты единого налога индивидуальных предпринимателей…...


3 Проблемы и пути совершенствования действующей системы

налогообложения индивидуальных предпринимателей

в Республике Беларусь…………………………………....................................


Заключение……………………………………………………………………….


Список использованных источников…………………………………………...

Работа состоит из  6 файлов

Введение и 1 раздел.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.

    Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

    Необходимость налогов вытекает из классических функций  государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти...". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 — 90 % всех бюджетных поступлений.

    Через налоги реализуется главное их общественное назначение — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах; необходимых для осуществления  собственных  функций  государства  (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.) [Язкова, с23].

    Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом возникновения финансовых отношений является прибавочный продукт. Одна его часть направляется на расширенное воспроизводство части израсходованных средств и рабочей силы, а вторая часть направляется в доход государства. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

    Налоги  являются одним из элементов системы  финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями.

    Принимая  участие в перераспределительном  процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

    Именно  прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений. [Язкова, с19]

    Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние  на основные факторы общественного производства и различные социальные группы.

    Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны.

    Постепенно функции государства усложнялись. Соответственно усложнялись и налоговые системы. Они стали многообразными и многофункциональными.

    Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием  государства, и  их  значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития общества.

    Налоги  представляют собой объективную  реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в  отношениях между государственной  властью, хозяйствующими субъектами и  отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные  нужды. Специфичность  этих  отношений  состоит в том,  что  они  не являются  равноправными. Государство выступает главным действующим  лицом, устанавливая  в законодательном  порядке  правила изъятия   в  свое  распоряжение  части  доходов  предприятий  и  населения  на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы.

    Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, отсрочка в уплате налогов и др. [11, с. 35].

    Существуют  следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы.

    В числе налоговых функций обычно выделяются:

    - фискальная функция выступает в качестве первоначальной. Эта функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики;

    - стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям;

    -  распределительная функция;

    - социальная функция, которая обеспечивает  поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания неравенства между ними; 

    - регулирующая функция налогов  состоит в их способности воздействовать  на развитие экономики, обеспечивая  ей устойчивый рост, устраняя  возникающие диспропорции между  объемом производства и платежеспособным  спросом;

    -  контрольная.

     

    Налогам присущ ряд элементов. Элементы налога — это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога. Характеристика элементов налога (налоговая терминология) отражается в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия организации, порядок исчисления и взимания налогов.

    В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов и налоговая терминология: налогообложение, субъект налога (плательщик), носитель налога, объект налога (объект обложения, источник налога, налоговая база (основа налогообложения), единица обложения, налоговый период,  налоговая система, налоговая ставка, налоговые льготы, налоговая декларация, налоговое бремя, налоговое обязательство, налогообложение двойное,  налогоплательщики.

    Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:

      - они являются источниками формирования  республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;

      -  имеют обязательный, безэквивалентный  и безвозмездный характер.

    Учитывая  многообразие налогов и сборов, целесообразно  их классифицировать.

    Классификация налогов — это группировка  налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия — на прямые и косвенные [Язкова, с30].

    К прямым налогам относятся подоходно-имущественные налоги, которые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и непосредственно связаны с величиной объекта обложения. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог и т.д.

    Среди прямых налогов выделяют: личные и  реальные налоги.

    Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

    Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся  подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий  и организаций, и др.

    Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг или  с чистых оборотов – добавленной  стоимости. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины [3, с.179]. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя. Косвенные налоги считают наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. 

    В зависимости от полномочий органов  власти различных уровней в вопросах введения налогов выделяют республиканские  налоги и сборы и местные налоги и сборы.

    По  принципу зачисления в соответствующие  бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленные – на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного  бюджета, и регулирующие налоги –  ежегодно перераспределяются между  бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита.

    По  субъекту-налогоплательщику можно  выделить следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог  с физических лиц), налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.), а так же смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (налог на недвижимость, земельный налог, госпошлина и др.).

    По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж различают республиканские  и местные налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты

    В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

    Состав  налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.

    Становление налоговой системы в постсоциалистических странах и в Республике Беларусь, в частности, не является единовременным актом, а представляет собой процесс адаптации мирового опыта к условиям конкретного государства. Осознание сущности налогов имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение для научной организации налоговой системы, для повышения ее эффективности в мобилизации доходов государственного бюджета.

    Сложность налоговой системы и чрезмерность налоговой нагрузки является предметом  активного обсуждения в экономической  печати. Вносится много предложений  по ее упрощению. Но, только совокупность различных налогов позволяет наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков и разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости, эффективно регулировать процессы потребления и накопления. Необходимо совершенствование налоговой системы в направлении усиления стимулирующей функции налогов. Технология исчисления налогов должна быть ясной и нетрудоемкой. Это уменьшит число ошибок при уплате платежей в бюджет, позволит переориентировать инициативу налоговых органов с контрольных функций на профилактику налоговых нарушений.

ДИПЛОМ.doc

— 891.50 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 43.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Литература.doc

— 50.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

СОДЕРЖНИЕ.doc

— 26.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Cовершенствования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей