Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 03:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение действующего механизма исчисления и уплаты акцизов, выявление проблем и перспектив его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть исторические этапы становления акцизного налогообложения.
2.Провести сравнительную характеристику ФЗ и НК по акцизному налообложению.
3.Классифицировать основные элементы акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1 Ретроспективнвый анализ акцизного налогообложения 5
1.2 Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации 9
1.3 Международная практика акцизного налогообложения. 15
Глава 2. Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 20
2.2 Налоговая декларация по акцизам и особенности ее заполнения на алкогольную и спиртосодержащую продукцию 30
2.3 Порядок исчисления, сроки уплаты акциза на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию 37
Глава 3. Проблемы акцизного налогообложения и пути их решения 47
3.1 Арбитражная практика 47
3.2 Перспективы развития акцизного налогообложения 51
Заключение. 60
Список используемой литературы. 62

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Восстановлен).docx

— 126.77 Кб (Скачать документ)

До 1 января 1881г. существовал  акциз с соли.

  1. Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых - 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых - 2 коп.

Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и  удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу. [12, с. 24].

Дальнейшее развитие акцизного  налогообложения в России с XX века по наше время составлено автором и представлено в таблице 1, на основе систематизации учебного материала (Приложение 1).

С конца XIX века начался поэтапный переход от системы питейных акцизов к восстановлению казенной винной монополии. Во время налоговой реформы акцизы и другие косвенные налоги были отменены, как пережитки буржуазного общества. В Россию акцизы вернулись с принятием закона в 1991 году «Об акцизах» с переходом к рыночной экономике. И по сегодняшний день акцизное налогообложение существует и развивается в основном за счет повышения ставок.

1.2. Нормативно-законодательная база акциза и его роль в формировании федерального бюджета Российской Федерации

Основным федеральным  законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических  и физических лиц является Налоговый кодекс РФ. Он устанавливает принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей [15, с. 68].

  В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» глава 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001 года.

Акцизы представляют собой  один из косвенных налогов, взимаемых  с налогоплательщиков, производя  и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя [18, с. 363].

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны  методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы».

В соответствии с законом  Российской Федерации «Об акцизах» акцизами облагаются: спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, алкогольная  продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные  изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные  виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством. Список товаров, облагаемых акцизами, с введением части 2 НК РФ был существенно изменен.

Помимо товаров, определенных Федеральным законом от 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах», к подакцизным товарам  в части 2 НК РФ отнесены все легковые автомобили, а также мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 150 л. с. Кроме того, под акцизное обложение  попали:

- дизельное топливо, масло  для дизельных и/или карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

- сырье для табачной  продукции;

- этиловый спирт сырец.

Подакцизное минеральное  сырье, кроме ранее включенных в  него нефти и стабильного газового конденсата, пополнилось еще одним  крупным налоговым объектом - природным  газом.

По ювелирным изделиям, напротив, проведен ряд изъятий. В  отличие от прежней редакции Закона об акцизах, в части 2 НК РФ не относятся  к подакцизным ювелирным изделиям государственные награды, медали, знаки  отличия и различия, статус которых  определен Законами РФ или указами  Президента РФ. Не признаются также  подакцизными товарами монеты, имеющие  статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения, предназначенные  для использования в храмах при  священнодействиях (за исключением  обручальных колец), а также ювелирная  галантерея.

Нормы части 2 НК РФ уточняют порядок определения объектов налогообложения  по отдельным группам подакцизных  товаров и подакцизного минерального сырья. Кроме того, уточняются особенности  исчисления акцизов по отдельным  видам хозяйственных операций (производство продукции из давальческого сырья, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России в различных таможенных режимах и т.д.).

В целом новые акцизные нормы, устанавливаемые НК, делают более  простым порядок исчисления и  уплаты акцизов. Глава 22 НК РФ вводит существенные новации в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкоголь и  спиртосодержащую продукцию. Так, с 01.01.2001 согласно п/п 2 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизной продукцией считается любая спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды жидких изделий) с объемной долей этилового спирта более 9%. По действовавшему до 01.01.2001 Федеральному закону от 07.03.96 №23-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах"" (в редакции от 02.01.2000) эта величина составляла 12%.

Ранее существовало положение, согласно которому не являлись подакцизными спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, парфюмерно-косметические средства, препараты ветеринарного назначения, спиртсодержащие отходы, образующиеся при производстве этилового спирта и водок и подлежащие дальнейшей переработке. С 01.01.2001 эта продукция облагается акцизами лишь при определенных условиях. Согласно ст. 181 НК РФ для ее производства без акциза следует придерживаться определенных ограничений по объему разлива.

Предел - не более 100 миллилитров - установлен для емкостей, в которые  разливаются лекарственные и  лечебно-профилактические средства, прошедшие  государственную регистрацию и  внесенные в Государственный  реестр, а также лекарственные  и лечебно-профилактические средства, включая гомеопатические, изготавливаемые  аптеками по рецептам и требованиям  лечебных организаций. Такой же объемный предел разлива (100 мл) установлен для  препаратов ветеринарного назначения, разработанных для применения в  животноводстве на территории РФ.

Для парфюмерно-косметической  продукции предельный объем разлива  составляет 270 мл (п/п 2 п. 1ст. 181 НК РФ). Превышение указанных норм разлива приводит к тому, что продукция становится подакцизным товаром.

Согласно ст.24 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ - п. 1 ст. 193 НК РФ, касающейся табачного сырья, табачных отходов, прочего промышленно изготовленного табака и его промышленных заменителей, используемых в качестве сырья для  производства табачной продукции, - вступило в действие с 1 января 2002 года.

Полностью освобождены от налогообложения коньячный спирт  при выполнении условий соответствия, указанных в п. 2.1. "Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" НК РФ (подакцизные товары)", а также реализация денатурированного спирта и спиртосодержащей денатурированной продукции в пределах выделенных квот (п/п. 2 и 3 п. 1 ст. 183 НК РФ).

Сравнительная характеристика главы 22 НК РФ «Акцизы» и Федерального закона от 06.12.91 №1993-1 «Об акцизах» представлена в таблице 2 (Приложение 2).

Со дня вступления в  силу главы 22 «Акцизы» произошло множество  изменений, касающихся налоговых ставок, утратили силу многие статьи и пункты, в частности, в соответствии с  Федеральным законом от 27.11.2010 N 306-ФЗ приведены в схеме 1 (Приложение 3).

Структура доходов консолидированного Бюджета Российской Федерации характеризуется  высокой долей косвенных налогов, в частности  доля акцизов за последние  семь лет была выше 11%. Стабильность доходов обуславливается высокой  собираемостью, также регулярным повышением ставок на товары, широко используемые во внешнеторговом или потребительском  обороте внутри страны.

По данным ФНС России около  четверти всех поступлений акцизов  в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Как известно, акцизы зачисляются  как в федеральный бюджет, так  и в бюджеты субъектов Федерации. В целом поступления акцизов  немного выросли на 37%, но при этом в 2011 году, в федеральный бюджет по сравнению с 2010 годом поступления выросли на  104%, а в региональные бюджеты - увеличились на 14%. Это связано с ростом поступлений акцизов на нефтепродукты, которые полностью зачисляются в бюджеты субъектов Федерации. Надо отметить, что реализация нефтепродуктов на территории РФ практически не сократилась, а цены, если и упали, то незначительно.

При этом поступления в  бюджеты РФ с алкогольной и  спиртосодержащей продукции составили  в 2010 году – 3,4  млрд. рублей, а в 2011 – 2,9 млрд. рублей таблица 3.

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2010-2011 гг.

Таблица 3

 

Январь –сентябрь

2010 года, млрд. руб

Январь –сентябрь

2011 года,

млрд. руб

В % к 2010 году

Акцизы

327,2

449,3

137,3

В федеральный бюджет

83,6

170,7

204,3

В консолидированные бюджеты  субъектов РФ

243,7

278,6

114,3

Из них:

     

На спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию

3,4

2,9

84,4

В федеральный бюджет

1,8

1,5

82,9

В консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1,6

1,4

85,9

Информация о работе Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию: действующий механизм, проблемы и пути их развития