Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Содержание

Введение
1. Экономическая характеристика предприятия, организация учета.
2. Состояние учета расчетов в хозяйстве.
2.1 Договорная политика как инструмент регулирования расчетов с бюджетом.
2.2 Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика.
2.3 Состояние учета расчетов в с поставщиками и подрядчиками.
2.4 Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками.
3. Совершенствование организации и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

курс готовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

К основным обязанностям поставщика относят: поставку продукции  на условиях договора, обеспечение  сертификатами качества на поставленный товар, производить замену товара ненадлежащего качества, кроме случаев, когда недостатки товара возникли после передачи его покупателю, вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы.

К основным обязанностям покупателя относят: получить товар на склад, осуществить проверку при приеме товара по количеству, качеству и ассортименту, в присутствии представителя продавца, составить доверенность на получение товара, подписать накладные, счет-фактуру. Продавец вправе изменять ассортимент и комплектность товара при поставке следующих партий товара при получении согласия покупателя. Покупатель предварительно дает заявку на следующую партию товара, определяет ассортимент и количество продукции.

 

2.2. Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика.

 

Большинство расчётов между  предприятиями, с бюджетом и внебюджетными  фондами производится в виде безналичных  платежей.

Безналичные расчёты  осуществляются посредством безналичных  перечислений по расчётным, текущим  и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Для хранения денежных средств  и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

Для открытия расчётного счёта организация должна в учреждение выбранного им банка представить  следующие документы:

заявление на открытие счёта  установленного образца;

нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

справку налогового органа о регистрации предприятия в  качестве налогоплательщика;

копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;

копию письма о присвоении статистических кодов;

карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

Движение средств на расчётном счёте оформляются  платёжными документами.

Денежный чек - письменное распоряжение владельца счёта банку  о выплате указанной суммы  денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск печати.

По чеку предприятия  получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос  денег наличными - письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить  на расчётный счёт деньги, сдаваемые  из кассы. В нём проставляются  номер расчётного счёта, сумма взноса и дата.

После сдачи денег  в кассу банка, кассир предприятия  получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение - письменное распоряжение владельца счёта банку  на перечисление средств с его  счёта на счет получателя.

Безналичные расчёты предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю - продажу сырья, материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных работ. Их учитывают на счетах 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".

К нетоварным операциям относят  расчёты с коммунальными учреждениями, научно - исследовательскими организациями  и т.д. Их учитывают на счёте 76 "Расчёты  с разными дебиторами и кредиторами".

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями - требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями - требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

При расчётах платёжными поручениями - требованиями, получатель средств  представляет в обслуживающий его  банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений - требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта.

Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

При расчётах платёжными поручениями - требованиями расчёты у поставщиков  отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 41 "Товары", 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками". Покупатель использует счета 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками", 51 "Расчётный счёт".

Аккредитивная форма применяется  в двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив  денежный документ, содержащий поручение о выплате определенной суммы денег физическому или юридическому лицу в соответствии с условиями, указанными в документе. Денежные аккредитивы являются именными; они позволяют получить указанную в аккредитиве сумму полностью или частями в течение определенного периода времени;

2) форма безналичных расчетов  за товары и услуги, при которой  оплата предъявленных поставщиком  документов об отгрузке товаров  или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящегося на его расчетном счете в другом, обычно иногороднем, банке. Банк плательщика дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном заявлении плательщика. Распространена в международной практике расчетов. 1

Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Аккредитив выставлен за счёт собственных  средств и в счет целевого финансирования. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской проводкой: Дебет 55.1 "Специальные счета в банках" Кредит 51 "Расчётный счёт". Во втором: Дт 55.1 "Специальные счета в банках" Кт 86 "Целевое финансирование. Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью: Дебет 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" Кт 55.1 "Специальные счета в банках".

Наиболее распространенной формой безналичных расчётов являются платёжные поручения.

Платёжное поручение  представляет собой распоряжение владельца  счёта банку на перечисление денежных средств с его расчётного счёта  на счёт получателя денег. В нём обязательно  указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом, как и при расчётах, платёжными поручениями - требованиями.

Расчёты чеками. Расчётный  чек содержит письменное поручение  владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной  в чеке суммы денег с его  счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).

Данная форма расчётов всё шире используется при одногородних расчётах.

Расчёты в порядке  плановых платежей производят в тех  случаях, когда между подрядчиком  и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками", подрядчики - на счёте 62 "Расчёт с покупателями и заказчиками".

Расчёт, основанный на зачёте взаимных требований. При данной форме  расчётов взаимные требования и обязательства  должников и кредиторов друг к  другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платёж в установленном порядке.

Взаимные расчёты могут  быть разовыми и постоянными, между  двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются  соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

Все реже в последнее  время применяется такой вид  расчетов, как факторинг. Факторинг  перепродажа права на взыскание  долгов, коммерческие операции по доверенности, услуга, связанная с получением денег  за продажу в кредит. Вид операций, характер которых тождествен понятию "дисконтирование счета-фактуры", за исключением того, что фактор обычно принимает на себя и ответственность за контроль над кредитными операциями, взысканием долга, за риск, связанный с кредитными операциями, и, естественно, назначает, поэтому более высокую плату за свои услуги. Комиссионер покупает дебиторские счета компании на наличные с дисконтом, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому компания продала товар или оказала услуги. Обычно фактор-компания в течение 2-3 дней оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде аванса, остаток предоставляется после взыскания всего долга. Фактор-банки, то есть банки, в деятельности которых включен факторинг, готовы регулярно информировать своих клиентов о платежеспособности потенциального партнера, кроме того они могут брать на себя гарантию за платежи в других странах. Дополнительные услуги фактор-компаний обычно заключаются в предоставлении "тихого" или "открытого" факторинга. При "тихом" факторинге клиент заключает со своим фактор-банком договор факторинга, по которому клиент присылает копии всех счетов по заключенным с любым партнером сделкам и информирует о них банк, а фактор-банк выплачивает клиенту 80% суммы этих счетов немедленно. Клиент рассчитывается с банком по получении от партнера всей суммы сделки. Если партнер клиента не в состоянии или не готов оплатить счет в течение установленного срока (обычно 60 дней), клиент информирует его об уступке своих требований фактор-банку, который принимает все меры, вплоть до выставления иска к должнику. Стоимость "тихого" факторинга обычно от 0,5 до 1% суммы счетов клиента. К этому добавляется еще обычная рыночная ставка для кредитов по финансированию сделок, так как фактор-банк выплачивает клиенту деньги раньше, чем партнер клиента оплачивает свои счета. При "открытом" факторинге клиент обязан указать на своих счетах к партнеру, что платежное требование передано фактор-компании. В этом случае клиент, получив обычные 80% суммы счетов, получит оставшиеся 20% от фактор-компании через 90 дней независимо от того, сумеет ли он добиться оплаты счета своим партнером. Такая услуга стоит 0,7-1,5% общей суммы счетов.

Еще одним видом расчетов является расчеты с применением  векселей.

Учет расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей осуществляется на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.

Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" с кредита счетов по учету денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.

При выдаче векселей, предусматривающих  выплату процентов за пользование  полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят  на увеличение операционных расходов. При этом если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные". Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90 "Продажи") или другого вида имущества (91 "Прочие расходы и доходы").

Оплаченные векселя  отражаются по дебету счетов учета  денежных средств и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками".

В соответствии с ПБУ 9/99 (п.6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.

Следует отметить, что  Инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками") предусмотрено  осуществлять учет процента по векселю на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.) и кредитовать счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками