Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Содержание

Введение
1. Экономическая характеристика предприятия, организация учета.
2. Состояние учета расчетов в хозяйстве.
2.1 Договорная политика как инструмент регулирования расчетов с бюджетом.
2.2 Формы безналичных расчетов и их краткая характеристика.
2.3 Состояние учета расчетов в с поставщиками и подрядчиками.
2.4 Состояние учета расчетов с покупателями и заказчиками.
3. Совершенствование организации и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

курс готовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Номинальную  сумму отказного векселя с  процентами списывают со счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные", в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".

До наступления срока  оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" и дебету счетов учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.).

При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.

Применение безналичных  расчётов сокращает потребность  в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций обеспечивает их более надёжную сохранность.

В некоторых случаях  организация покупатель (заказчик) по согласованию с контрагентами могут прибегать к не денежным формам оплаты кредиторской задолженности за ТМЦ, приобретенные услуги.

К не денежным формам относятся:

Договор мены

Взаимозачеты требований

В соответствии с ГК РФ договор мены предусматривает обмен  между контрагентами равноценный по стоимости имущества, если иное не предусмотрено договором.

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность  другой стороны один товар в обмен  на другой. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который  она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ст.576 ГК РФ).

К договору мены применяются  соответственно правила о купле - продаже, если это не противоречит существу мены. Однако особенность  заключается в том, что договор  купли - продажи предусматривает обязанность продавца передать товар в собственность покупателя и обязанность покупателя уплатить за товар определенную денежную сумму. В то же время договор мены не предполагает денежные обязательства (при обмене равноценными товарами).

В соответствии со ст.568 ГК РФ товары, подлежащие обмену, должны быть равноценными. Если обмениваемые по договору мены товары неравноценны, то сторона, передающая более дешевый товар, должна доплатить покупателю разницу  в ценах.

Для учета расчетов, основанных на зачете взаимных требований в децентрализованном порядке и расчетов по сальдо взаимных требований, предназначены журнал-ордер N 5 и ведомость N 4. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты по указанному счету, в ведомости - дебетовые. Записи в журнале-ордере и в ведомости производятся на основании выписок банка из лицевого счета участника зачета с указанием сальдо зачета в порядке, предусмотренном для отражения операций по расчетному счету в банке.

В соответствии со ст.570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеим сторонам.

Пунктом 9 Положения о  ведении бухгалтерского учета установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым реализация товаров на счетах бухгалтерского учета отражается в момент перехода права собственности на него к покупателю.

Таким образом, при бартерных  операциях исполнение встречных обязательств, по сути, является оплатой товара контрагентом, поэтому момент перехода собственности на товар и момент его оплаты совпадают.

В соответствии с НК РФ обмен должен совершаться по текущей  рыночной стоимости, кроме того ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/07 предусматривают, что в бухгалтерском учете приобретенное имущество (МПЗ, ОС, нематериальные активы) принимаются к бухгалтерскому учету по цене переданного в обмен имущества. Налоговое законодательство предусматривает также, что НДС, выплаченный контрагентом от стоимости обмениваемого имущества, должен быть перечислен контрагенту платежным поручением. При отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете каждая из сторон договора мены выступает одновременно и получателем и поставщиком. Право собственности на обмениваемое имущество переходит только в том отчетном периоде, в котором каждая из сторон выполнила свои обязательства по договору. В том случае, если отгрузка имущества, являющегося предметом договора мены, произведена в разных отчетных периодах, то контрагент, отгрузивший имущество в более раннем отчетном периоде использует счет 45 "Товары отгруженные". А контрагент принявший это имущество до исполнения своих обязательств учитывает его на забалансовом счете 002 "ТМЦ принятые на хранение". После выполнения всех обязательств забалансовый счет закрывается, и имущество принимается на баланс. На основании сопроводительных документов договор может предусматривать обмен неравноценный по стоимости имущества, в этом случае, контрагент, получивший более дорогое по стоимости имущество должен оплатить разницу в стоимости обмениваемого имущества.

 

2.3. Состояние  учета расчетов с поставщиками  и подрядчиками.

 

Счет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты  по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг  связи и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Все операции, связанные  с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени  оплаты.

Счет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей") или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в  аналитическом учете счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется  согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").

За неотфактурованные  поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со счетами  учета денежных средств и др. При  этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей - по каждому  поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по просроченным оплатой векселям; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособлено.

Общая методология учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками связана с обязательствами, вытекающими в основном из договоров поставки и подряда и, в сущности, объясняется старым правилом Э. Дегранжа:

"Тот, кто получает, дебетуется, тот, кто выдает, кредитуется".

Аналитический учет ведут  в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику или подрядчику, причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям; неотфактурованным поставкам и т.д.

На суммы предъявленных, на оплату счетов поставщиков за поставленные ценности, оказанные услуги (работы) или фактически поступившие товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская запись:

Дебет 10 "Материалы",

41 "Товары",

08 "Вложения во внеоборотные  активы"

20 "Основное производство"

15 "Заготовление и  приобретение материальных ценностей"

11 "Животные на выращивание  и откорме"

25 "Общепроизводственные  расходы",

26 "Общехозяйственные  расходы" и т.д.

Кредит 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками".

Сумма налога на добавленную  стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:

Дебет 19 "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным материально - производственным запасам"

Кредит 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками".

По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.

Это отражается записью:

Дебет 68 "Расчеты с  бюджетом"

Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям".

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления  товарно-материальных ценностей, а  при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

Дебет 76 "Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами",

субсчет 2 "Расчеты  по претензиям"

Кредит 60 " Расчеты  с поставщиками и подрядчиками ".

Оплата счетов поставщиков, т.е. погашение задолженности перед  ними, отражается на счетах следующей  записью:

Дебет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками"

Кредит 51 "Расчетные счета",

52 "Валютные счета",

55 "Специальные счета  в банках",

71 "Расчеты с подотчетными  лицами".

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные  документы поставщиков (неотфактурованные  поставки), по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя их условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками