Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности. Кроме того, установление стабильных хозяйственных связей с поставщиками и подрядчиками является важной задачей управления и менеджмента любой организации.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……9
1.2 Понятие кредиторской задолженност……………………………….11
1.3 Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………..17
1.4 Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками…………………………………………………..23
1.5 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...42
1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...47
1.7. Учет неотфактурованных поставок…………………………………..59
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………………65
2.2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………......68
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер» ……………………...73
Заключение………………………………………………………………..76
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

БУ Поставщики.docx

— 133.42 Кб (Скачать документ)

При импорте расчеты по аккредитиву чаще всего производятся в иностранной валюте. В случае если организация-импортер хочет воспользоваться  покрытым аккредитивом, она должна иметь достаточную сумму на валютном счете. Если валюты не хватает, то организация  поручает банку-эмитенту докупить ее. Также можно взять у банка  кредит. Затем эти деньги перечисляются в исполняющий банк. Кроме того, импортер перечисляет ту же сумму, но в рублях, банку-эмитенту как гарантию, что товар ввезут на территорию РФ. Вернуть эту рублевую сумму импортер сможет, только если подтвердит ввоз товаров в РФ. Для этого надо представить в банк-эмитент копию грузовой таможенной декларации.  

 

Когда организация открывает  непокрытый аккредитив, то процедура  в целом аналогична, кроме одного момента. За импортера необходимую  сумму уплачивает банк из собственных  средств. После чего он списывает  истраченную сумму с валютного  счета покупателя. Бухгалтерский  учет операций по аккредитиву у импортера  зависит от вида аккредитива, которым  он воспользовался. Когда покупатель открывает покрытый аккредитив, используется субсчет "Аккредитивы" счета 55 "Специальные  счета в банках".

При этом купленная иностранная  валюта отражается в бухучете по курсу, который установлен Центральным  банком РФ на дату зачисления средств  на валютный счет. Обычно этот курс ниже того, по которому банк покупает валюту, поэтому в учете возникают  разницы.

В результате валютных операций возникают курсовые разницы, их организация  должна учесть при налогообложении  прибыли. Это необходимо сделать  потому, что, согласно пункту 11 статьи 250 Налогового кодекса РФ, положительные  курсовые разницы включаются во внереализационные доходы. Отрицательные курсовые разницы, в свою очередь, являются внереализационными расходами (подпункт 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ). Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить и на уплаченные банку вознаграждения, так как в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ плата за услуги банка относится к внереализационным расходам.

В настоящее время в  хозяйственной практике вексель  является одним из наиболее распространенных инструментов, используемых для неденежных расчетов.  

Законодательство выделяет два типа векселя: простой и переводной. Особенность переводного векселя  состоит в том, что плательщиком по нему может быть не сам векселедатель, а иное лицо, акцептовавшее вексель. В остальном  порядок обращения этих двух типов векселей аналогичен.

Операции, осуществляемые с  векселями, в зависимости от их характера  подразделяются на две категории:

расчеты векселями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные  услуги;

использование векселя в  целях инвестирования свободных  денежных средств.

Соответственно и сами векселя подразделяются на товарные (используемые в расчетах за товары) и финансовые (изначально используемые в качестве объекта инвестиций).

Товарные векселя являются обязательствами непосредственно  векселедателя оплатить указанную  в них сумму. При этом такого рода обязательства возникают, как правило, при расчетах предприятий (или индивидуальных предпринимателей) между собой за поставленные товары (выполненные работы или оказанные услуги). Условно  говоря, оплата векселем в данном случае представляет собой не что иное, как отсрочку платежа, выраженную в  обязательстве должника заплатить  указанную сумму по истечении  определенного времени. Соответственно, по согласованию сторон такой вексель  может быть как беспроцентный (только в размере основного долга), так  и процентный (то есть, за предоставленную  на срок векселя отсрочку платежа продавец взимает определенный процент к сумме векселя (задолженности)).

Бухгалтерский учет финансовых векселей регламентируется ПБУ 19/02. Финансовые векселя принимаются к учету  в сумме фактических затрат на приобретение, включая стоимость  информационных, консультационных, посреднических и других аналогичных услуг, связанных  с их покупкой.

Если вексель служит самостоятельным  объектом купли-продажи, то он является финансовым векселем, то есть полностью  выполняет функции ценной бумаги (имущества организации). При этом не играет роли, был ли выпущен данный вексель в целях привлечения  денежных средств (например, банковский вексель) или вексель как обязательство  покупателя-должника был переуступлен по индоссаменту третьему лицу.

Учет процентов и дисконта по выданным векселям в обеспечение  договора займа установлен ПБУ 15/08. По выданным векселям в составе кредиторской задолженности отражается полная вексельная сумма, указанная в векселе. Разница  между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных товаров (работ, услуг) представляет собой дисконт, размер которого организация, выдавшая собственный вексель, включает в  затраты, связанные с получением и использованием займа (как и  в случае начисления процентов по займу) (п. 11 ПБУ 15/08). 

 

 

 

1.5 Документальное оформление  расчетов с поставщиками и подрядчиками  

 

Договор поставки (Приложение 1) является видом договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие нормы о купле-продаже.

Отличия договора поставки от иных договоров купли-продажи  определены ст. 506 ГК. Договором поставки признается договор, по которому поставщик  – продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать в  обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным применением. Договор поставки с учетом характерных для него черт является возмездным, двусторонним, консенсуальным.

При выполнении условий договора поставки оформляются следующие  документы:

1)    накладная (Приложение 2), в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а (ред. От 06.04.01.) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

2)    доверенность, которую должны иметь  лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);

3)    акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;

4)    транспортные документы при доставке:

1)   автотранспортом или речным транспортом:

- товарно-транспортная накладная  (4 экземпляра);         

- путевой лист со штампами  автопредприятия;

2)   железнодорожным транспортом:

- железнодорожная накладная  (1 экземпляр);              

- грузовая квитанция  (1 экземпляр);

3)   воздушным транспортом:

- накладная отправителя;          

- грузовая накладная  (3 экземпляра, выписывается перевозчиком);

4)   морским транспортом:

-         коносамент (выписывает порт);

-         расчетные документы:

-         счет;

-         счет-фактура (Приложение 3), который должен быть зарегистрирован в книге покупок (Приложение 4) (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние изменения внесены в Правила постановлением Правительства РФ от 16.02.04 №84);

-         приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет);

-         расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы организации).

В случае предъявления покупателем  претензий в связи с недопоставкой  товаров поставщик, допустивший недопоставку товаров, обязан в соответствии со ст. 511 восполнить недопоставленное количество товаров. Обязанность восполнения установлена на случай недопоставки товаров, просрочки поставки или ненадлежащего исполнения поставщиком указаний покупателя о поставке товаров получателям (нарушения отгрузочной разнарядки). Недопоставка означает не только нарушение условий о количестве, но и о сроке, следовательно, недопоставка одновременно является и просрочкой поставки. Покупатель вправе отказаться от переданного товара, если же товар уже оплачен, - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новая счет –  фактура на фактически полученный покупателем  объем товаров с указанием  «По пересчету» и ссылкой на номер  ранее оформленного счета – фактуры. 

Стороны вправе избрать любую  из тех форм расчетов, которые указаны  в ст. 862 ГК. Если же в договоре отсутствует  условие о форме расчетов, то применяется  форма, предусмотренная нормой ст. 516 ГК, т.е. расчеты осуществляются платежными поручениями.

При расчетах по аккредитиву  плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Аккредитив выписывают в 4 экземплярах.

Вексель должен быть составлен  только на бумаге, любым способом –  от руки, на компьютере, на пишущей машинке. Вексель подписывается собственноручно  уполномоченным на то лицом.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя с помощью индоссамента.

Индоссамент – это специальная надпись на векселе (или на добавочном листе – аллонже), которая передает права по векселю новому держателю векселя.

Передаточная надпись  должна содержать собственноручную подпись лица, передающего вексель.

Лицо, передающее вексель  по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получающее вексель, - индоссатом.

При передаче векселя по индоссаменту оформляется акт приема-передачи. Составление акта приема-передачи не предусмотрено законодательством  о векселях. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»  все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые выполняют функции первичных учетных и на основании которых ведется бухгалтерский учет. Акт приема-передачи векселя имеет значение не только для целей бухгалтерского учета (устанавливает точную дату принятия векселя на баланс), но и при возникновении спорной ситуации между сторонами (актом юридически грамотно фиксируется факт приема-передачи векселя).

Операции взаимозачета оформляются  актом взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств (Приложение 5), акт сверки взаимных требований). Этот документ должен содержать  информацию об основаниях возникновения  задолженностей, сумму зачтенных  взаимных требований и дату проведения зачета.

Уступка права требования оформляется путем заключения двустороннего  соглашения (договора) между прежним  и новым кредитором (ст.382 ГК РФ). Договор  уступки права требования называется договором цессии, а стороны, участвующие  в этом договоре, - цедент (прежний  кредитор) и цессионарий (новый кредитор). До заключения договора лицо, которое  будет цедентом, направляет своему кредитору письмо с просьбой дать согласие на перевод долга на лицо, которое будет цессионарием. После  получения согласия заключается  договор уступки прав требования в обмен на принятие долга.

Отступное оформляется соглашением (статья 409 ГК РФ), к которому предъявляются  следующие требования к наличию  обязательных реквизитов - размер, сроки  и порядок предоставления отступного.

Если отступное при  одностороннем отказе от полного  или частичного исполнения договора не было предусмотрено условиями  договора, то в него вносятся соответствующие  изменения, устанавливающие объект и размер отступного, а также сроки  и порядок исполнения обязательства.

Соглашение юридических  лиц об отступном между собой  и с физическими лицами должно быть заключено в письменной форме. Если в качестве объекта отступного выступает недвижимое имущество, то соглашение об отступном действительно  только после его государственной  регистрации.

Факт прекращения обязательства  отступным должен быть зафиксирован сторонами сделки посредством оформления документов (актов), констатирующих приемку-передачу имущества (оказание работ, выполнение услуг), выступающего в качестве отступного.

1.6 Синтетический  и аналитический учет расчетов  
с поставщиками и подрядчиками

Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних  организаций. От поставщиков на предприятие  поступают товарно-материальные ценности. Подрядные организации выполняют  строительные, научно-исследовательские  и другие работы.

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг либо одновременно с  ними с согласия организации или  по ее поручению.

Без согласия организации  в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками