Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности. Кроме того, установление стабильных хозяйственных связей с поставщиками и подрядчиками является важной задачей управления и менеджмента любой организации.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……9
1.2 Понятие кредиторской задолженност……………………………….11
1.3 Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………..17
1.4 Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками…………………………………………………..23
1.5 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...42
1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………...47
1.7. Учет неотфактурованных поставок…………………………………..59
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………………65
2.2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………......68
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер» ……………………...73
Заключение………………………………………………………………..76
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

БУ Поставщики.docx

— 133.42 Кб (Скачать документ)

Инкассовое поручение  является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения  применяются:

1)               в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2)               для взыскания по исполнительным документам;

3)               в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Отсутствие условия о  списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

·                   по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

·                   при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

·                   по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому  поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в  нем группы очередности и календарной  очередности поступления документа  внутри группы.

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Существуют денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются  для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные  расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д.

Расчетные чеки – это чеки, используемые для безналичных расчетов.              Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования  чеков в платежном обороте  регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а  также другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими  правилами.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к  оплате. Для осуществления безналичных  расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Статья 879 ГК РФ предусматривает  для чекодателя финансовую ответственность  за выписку непокрытых чеков. Однако банк-плательщик может иметь договоренность с чекодателем об оплате чеков на определенную сумму сверх имеющихся у него на счете средств путем автоматически предоставляемого кредита – овердрафта. 

При расчетах по аккредитиву  банк, действующий по поручению плательщика  об открытии аккредитива (далее – банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Банками могут открываться  следующие виды аккредитивов:

1)               покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

2)               отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет  за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет  исполняющему банку право списывать  средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает  в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных  по аккредитиву в соответствии с  его условиями.

Условия безотзывного аккредитива  считаются измененными или безотзывный  аккредитив считается отмененным с  момента получения исполняющим  банком согласия получателя средств. Частичное  принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств  не допускается.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке.

Перечисление денежных средств  в исполняющий банк в целях  увеличения суммы покрытого (депонированного) аккредитива осуществляется платежным  поручением банка-эмитента, составляемым на основании распоряжения плательщика  об увеличении суммы аккредитива.

Закрытие аккредитива  в исполняющем банке производится:

·                   по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

·                   при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку. Условиями аккредитива может быть предусмотрено получение согласия плательщика и (или) банка-эмитента на отказ от использования аккредитива получателем средств. Отказ от использования подтвержденного аккредитива возможен с согласия подтверждающего банка;

·                   при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между  поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя. 

 

Вексель – это безусловное  письменное долговое обязательство  строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении  срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) – письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.

Переводной вексель (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

Положение о простом и  переводном векселе предусматривает, что платеж по акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно  гарантирован посредством выдачи поручительства (аваля), которое дается третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за каждого другого обязанного по векселю лица.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента).

Возможность индоссирования векселей должна расширить границы их использования, превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.

Организации не всегда располагают  достаточным количеством свободных  денежных средств на покупку имущества, техники, товаров или материалов. Существуют иные возможности, используя  которые организация ведет активную хозяйственную деятельность. Наиболее широко распространение в практической деятельности организации имеют  такие формы неденежных расчетов, как товарообменные операции, вексельные расчеты, исполнение долговых обязательств путем взаимозачетов, отступного или новации, уступка прав требования.

Юридической основой для  проведения расчетов неденежными средствами служит ГК РФ;  правила бухгалтерского учета таких хозяйственных операций установлены Положениями по бухгалтерскому учету, а налоговые обязательства участников этих расчетов определяются в соответствии с положениями НК РФ.

Бартерные, или обменные, операции довольно широко применяются  в современных условиях работы организаций. В ситуации, когда стороны обменивают один товар на другой, заключается  договор мены.

Отношения сторон регулируются в рамках договора мены главой 31 ГК РФ. В соответствии со статьей 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

При этом к договору мены применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит специальным  правилам, применимым к договору мены, и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который  она обязуется принять в обмен.

Законодательством не установлены  ограничения на виды обмениваемых товаров, то есть ими могут быть любые вещи, кроме тех, оборот которых запрещен или ограничен. Однако к договору мены не могут, в частности, применяться  как противоречащие существу мены правила  о купле-продаже, касающиеся денежных расчетов, поскольку денежные расчеты  при мене, как правило, не производятся. Предполагается, что товары, подлежащие обмену, равноценны. Но в договоре может  быть предусмотрено, что обмениваемые товары имеют разную цену. В этом случае сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно  до или после передачи товара. Неравноценность  товаров должна быть заранее оговорена  в заключаемом договоре, а не быть результатом последующих оценок обмениваемых товаров.

Расходы на передачу и принятие обмениваемых товаров осуществляются в каждом случае той стороной, которая  несет соответствующие обязанности. Такими расходами могут быть, например, затраты на перевозку, затраты по оформлению соответствующих прав на обмениваемое имущество.

По общему правилу, переход  права собственности на обмениваемые товары происходит одновременно и после  исполнения обеими сторонами их обязательств по передаче товаров. Это в интересах  обоих участников договора мены, однако, на практике определить такой момент технически непросто, особенно при  встречных отгрузках обмениваемых товаров. Поэтому допускается установление законом и договором иных правил о переходе права собственности.

В соответствии с ПБУ 9/99, величина выручки по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров.

Стоимость товаров (работ, услуг), передаваемых по договору мены (бартера), определяется исходя из тех цен, которые  обычно применяются передающей организацией, или исходя из рыночных цен.

Себестоимость же приобретаемых  товаров определяется согласно методологии  бухгалтерского учета, утверждаемой соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, в соответствии с  пунктом 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При невозможности установить стоимость активов, переданных или  подлежащих передаче организацией, стоимость  материально-производственных запасов, полученных организацией, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах приобретаются  аналогичные материально-производственные запасы.

Подобные же принципы определения  стоимости используются и при  приобретении основных средств и  нематериальных активов, оплачиваемых не денежными средствами (п.11 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, п.11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов  ПБУ 14/2007). 

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с покупателями и заказчиками