Учет расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание

В работе приводится обзор литературы, рассматриваются документация по учету расчетов с покупателями и пути его улучшения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 4

1.1 Теоретические основы учета дебиторской и кредиторской 4

задолженности 4

1.2 Нормативная правовая база, разрешающая расчеты с дебиторами и кредиторами 8

2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИШМИНСКОГО ФИЛИАЛА «ДИМ» ГУСП МТС «БАШКИРСКАЯ» 11

2.1 Организационно-экономическая характеристика Чишминского филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» 11

2.2 Экономическая характеристика Чишминского филиала «Дим» ГУСП МТС «Башкирская» 14

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА 30

3.1 Состояние учетно-аналитической работы в организации 30

3.2 Первичный учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности 32

3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности 38

4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА 46

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая учет расчетов с покупателями.docx

— 171.81 Кб (Скачать документ)

К недостаткам аккредитивной  формы расчетов следует отнести  замораживанием средств покупателей  на период действия аккредитива до его фактического использования, а  также возможность задержки отгрузки поставщиком до поступления аккредитива. Однако это форма расчетов гарантирует  немедленную оплату счетов поставщиков  и способствует соблюдению расчетно-платежной  дисциплины.

Аналитический учет этих расчетов на 55-1 ведется по каждому  выставленному аккредитиву с  указанием наименования поставщика, на которого открыт аккредитив и с  указанием срока его действия.

Расчетный чек содержит письменное поручение владельца  счета (чекодателя) обслуживающему его  банку на перечисление указанных  в чеке суммы денег с его  счета на счет получателя (чекодержателя). В основном применяется при иногородних  расчетах. При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает его представителю  поставщика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка на следующий день со дня его выписки, для зачисления денег на его расчетный  счет.

Депонирование средств, при  выдаче чековой книжки у плательщика  учитываются на счете 55-2 «Чековые книжки»  проводкой: Д 55-2 - К 51. Чековые книжки могут выдаваться в подотчет экспедиторам, механикам для получения ТМЦ, при этом выписывается доверенность и составляется проводка: Д 71 - К 76. При  возврате книжки: Д 76 - К 71.

По мере оплаты задолженности  чеками их списывают проводкой Д 60,76 - К 55-2. Неиспользованные суммы чековой  книжки возвращаются на расчетный счет, с которого была получена чековая  книжка: Д 51 - К 55-2.

Предприятия могут производить  расчеты между собой в порядке  плановых платежей. Плановые платежи  применяются при наличии между  предприятиями длительных, хозяйственных  связей, если расчеты между предприятиями  носят постоянный характер и не завершается  поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Сущность этой формы заключается  в том, что покупатель оплачивает поступающий товар равными суммами  и в сроки, установленные договором  между поставщиками и покупателями, как правило, не реже чем через 5 дней. Оплата производится платежными поручениями  или поручениями-требованиями. Стороны  периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска  товаров производят окончательный  расчет. При этом может производиться  доплата, а переплата засчитывается  в последующие платежи (проводки, составляемые при расчетах в порядке  плановых платежей).

К расчетам по нетоварным операциям относят расчеты, не связанные  с приобретением и реализацией  товарно-материальных ценностей и  готовой продукции. Это, в частности, расчеты предприятий с бюджетом по налогам; по платежам органам социального  страхования и обеспечения и  другие внебюджетные платежи, расчеты  по претензиям, расчеты с разными  дебиторами и кредиторами, расчеты  по возмещению материального ущерба и некоторые другие. Общим для  всех этих расчетов является применение платежных поручений на перечисление платежей. Однако учет конкретных платежей по нетоварным операциям имеет свои особенности.

К расчетам с разными  дебиторами и кредиторами относятся  расчеты с разными организациями  по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями), с железнодорожными и водными  транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками. Учет этих сумм ведется на счете 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами». Учет дебиторской и кредиторской задолженности на одном счете  объясняется тем, что в процессе расчетов по конкретным предприятиям и лицам один вид задолженности  может переходить в другой вид  и наоборот в зависимости от состояния  расчетов. Аналитический учет по счету 76 ведется отдельно по каждому дебитору и кредитору. В балансе отражается сальдо счета 76 развернуто: дебиторская  задолженность в активе, кредиторская в пассиве.

3.3 Синтетический и аналитический  учет расчетов дебиторской и кредиторской задолженности

 

Для отражения дебиторской  и кредиторской задолженности в  бухгалтерском учете используются счета раздела VI "Расчеты" Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организаций. Счета этого  раздела предназначены для обобщения  информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также  о внутрихозяйственных расчетах. Кредиторская задолженность отражается в основном на счетах 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Счет 60 обобщает следующую  информацию: по расчетам за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая услуги по предоставлению электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также доставке или переработке  материальных ценностей; о расчетных  документах, которые акцептованы  и подлежат оплате через банк; по расчетам за товарно-материальные ценности, работы и услуги, по которым расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили, - так называемым неотфактурованным поставкам; по расчетам за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при приемке; по расчетам за полученные услуги по перевозкам, в  том числе по недоборам и переборам  тарифа; по расчетам за все виды услуг  связи; по расчетам генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договоров строительного подряда  и договоров на осуществление  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и аналогичных работ, услуг.

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете  счет 60 в синтетическом учете  кредитуется согласно расчетным  документам поставщика на соответствующую  сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными кредиторами  и дебиторами", субсчет "Расчеты  по претензиям", если: при приемке  на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача  сверх предусмотренных в договоре величин; недостача имела место  при сравнении с фактурованным  количеством; были обнаружены несоответствия цен, обусловленных договором.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а при расчетах в порядке  авансовых платежей - по каждому  поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения  необходимых данных в разрезе: поставщиков  по акцептованным и другим расчетным  документам, срок оплаты которых не наступил; поставщиков по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщиков  по не отфактурованным поставкам; авансов выданных; поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщиков по просроченным оплатой векселям; поставщиков по полученному коммерческому кредиту.

Дебиторская задолженность  организации находит отражение  на счетах 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами". Счет 62, предназначенный для обобщения  информации о расчетах с покупателями и заказчиками, дебетуется на суммы, установленные в расчетных документах, в корреспонденции со счетами 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы", а кредитуется на суммы поступивших  платежей в корреспонденции со счетами  учета денежных средств, расчетов.

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при  расчетах авансовыми платежами - по каждому  покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения  необходимых данных: по покупателям  и заказчикам по не оплаченным в  срок расчетным документам; по авансам  полученным; по векселям, срок поступления  денежных средств по которым не наступил; по векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; по векселям, по которым  денежные средства не поступили в  срок.

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". На сумму создаваемых  резервов делаются записи по дебету счета 91 и кредиту счета 63. При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 в корреспонденции  с соответствующими счетами учета  дебиторов. В связи с этим организации  при разработке рабочих планов счетов должны предусмотреть соответствующие  субсчета на счетах учета расчетов с покупателями и поставщиками, а  также открыть субсчета к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" согласно специфике  своей деятельности и условиям хозяйствования.

С введением нового Плана  счетов организации имеют право  использовать счет "Товары отгруженные" для учета наличия и движения отгруженной продукции (товаров), выручка  от продажи которой согласно НБУ 9/99 "Доходы организации" определенное время не может был признана в  бухгалтерском учете, например при  поставках продукции на экспорт, при перевозках грузов водным транспортом  внутри страны или при перевозках, которые сопряжены с дополнительным риском потери в пути следования, и  в других случаях. Положения ГК РФ и План счетов предполагают использование  счета 45 "Товары отгруженные" при  исполнении договоров мены и комиссии .

При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности  она списывается с кредита  счета 62 в дебет счетов денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетные  счета", 52 "Валютные счета" и  др.). Организация в качестве поставщика товарно-материальных ценностей, подрядчика работ может заключить договоры с покупателями (заказчиками), в которых  предусматривается получение предоплаты, аванса либо оплаты продукции или  работ по частичной готовности. В  случае предоплаты поставщик (подрядчик) выписывает и направляет покупателю расчетные документы на предстоящую  поставку. Покупатель получает и оплачивает расчетные документы, после чего производится отгрузка ценностей, выполнение работ.

В случае получения авансового платежа и оплаты по частичной  готовности поставщик предъявляет  расчетные документы в общем  порядке на полную стоимость отгруженных  ценностей (на полный объем работ). Одновременно суммы полученных авансов и оплаты частичной готовности идут в уменьшение задолженности за покупателями, начисленной  согласно расчетным документам. С  момента поступления сумм аванса и предоплаты покупатели и заказчики  выступают как кредиторы организации, на суммы полученных от покупателя авансов и предоплаты начисляется  кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность  по полученным авансам и предоплате погашается по факту продажи ценностей, выполнения работ при предъявлении покупателям (заказчикам) расчетных  документов. Кредиторская задолженность  по полученной предоплате принимается  к учету проводкой по дебету счета 51 "Расчетный счет" и кредиту  счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Погашение задолженности  перед покупателями (заказчиками) по факту отгрузки продукции, выполнения работ отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом счета 90 "Продажи". При продаже  имущества, первоначально не предназначенного для перепродажи (за исключением  основных средств), его стоимость  по ценам продажи списывают в  дебет счета 62 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы", а  в случае продажи основных средств - стоимость имущества списывают  с кредита счета 99 "Прибыли  и убытки". Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому счету, предъявленному покупателю или заказчику, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю или  заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение  данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам  полученным.

Уставный капитал акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью на момент регистрации  общества должен быть оплачен его  участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного  капитала общества подлежит оплате его  участниками в течение первого  года деятельности общества.

Дебиторская задолженность  за участниками (учредителями) по вкладам  в уставный капитал начисляется  при учреждении общества и должна быть погашена в течение первого  года деятельности организации. Состояние  расчетов с учредителями по вкладам  в уставный капитал обобщается на счете 75 "Расчеты с учредителями", предназначенном для обобщения  информации о всех видах расчетов с учредителями организации: по вкладам  в уставный (складочный) капитал, по выплате доходов и др.

По дебету счета 75, субсчет 75-1 по факту создания (государственной  регистрации) общества отражается сумма  объявленного в учредительных документах уставного капитала в корреспонденции  с кредитом счета 80 "Уставный капитал". Данной проводкой начисляется дебиторская  задолженность за учредителями по вкладам  в уставный (складочный) капитал. По кредиту счета 75, субсчет 75-1 отражается стоимость фактически поступивших  вкладов учредителей в корреспонденции  с дебетом счетов по учету денежных средств, а также счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы" и т.п. в зависимости  от содержания вклада. Внесенные материальные ценности приходуются в оценке по договоренности учредителей, которая  фиксируется в учредительных  документах. При этом производятся следующие записи. Начислен уставный капитал в момент создания организации: Д-т сч.75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал" К-т сч.80 "Уставный капитал". Внесены  вклады учредителей в уставный капитал: Д-т сч.10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 51 "Расчетные счета", 50 "Касса" и др. К-т сч.75 "Расчеты с учредителями", субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал".

Аналитический учет по счету 75 ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с акционерами - собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Организация может иметь  в своем составе обособленные структурные подразделения: филиалы, представительства, отделения, хозяйства  и пр. В целях предоставления обособленным подразделениям большей самостоятельности  или в случае нахождения их в других местностях организация может выделить свои подразделения на отдельные  балансы без предоставления им прав юридического лица.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями