Шпаргалка по "Бухгалтерский финансовый учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 08:17, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы к зачету по предмету "Бухгалтерский финансовый учет"

Работа состоит из  1 файл

шпоры БФУ.doc

— 623.00 Кб (Скачать документ)


1. Бухгалтерский финансовый учет в информационной системе управле­ния экономикой предприятия

Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем:

1.                 конструкторской

2.                 технологической

3.                 экономической

4.                 прочая  информация

Среди перечисленных подсистем экономическая занимает наибольший удельный вес по объему и значимости для предприятия. В свою очередь экономическая информация подразделяется на следующие группы:

- плановая (используется при составлении планов, смет, бюджетов)

- нормативная (нормы, нормативы, тарифные ставки, ценники)

- учетная (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета)

- прочая информация (материалы аудиторских проверок, ревизий, объяснительных и докладных записок, переписок с другими организациями)

В общей совокупности экономической информации около 2/3 всего её объема составляют данные БУ. 

Хозяйственная деятельностьть предприятия – это непрерывные взаимосвязанные хозяйственные процессы снабжения, производства продукции, её сбыта и продажи. И эти процессы в учете отражаются 3 видами учета:

1.                 Оперативный учет, который осуществляется на местах производства работ, выполнения различных хоз. функций (участок, цех, склад). И сведения оперативного учета ограничиваются рамками предприятия. Данные используются для текущего повседневного руководства и управления предприятием.

2.                 Статистический учет – это наблюдение за общими процессами производства на макроуровне, а не на уровне конкретного предприятия. Статистика подходит к предприятию, как к части экономического пространства страны. Статистическая информация формируется на основе данных не только БУ, но и специальных приемов, таких как выборки и переписи.

3.                 Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного документального учета операций.

Организация БУ – это такое его построение, которое создает условие для полноценного контроля за деятельностью предприятия для осуществления анализа хозяйственной деятельности с наименьшими затратами труда и времени и возможности своевременного и качественного составления расчетов и форм отчетности для всех пользователей информации.

 

 

 

2. Пользователи информации бухгалтерского финансового учета

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на 3 группы:

1.                 Администрация организации (Представляет собой совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители  и специалисты подразделений. Представители администрации – это основные пользователи бухгалтерской информации. Состав информации для каждого представителя определяется  в зависимости от функции, выполняемых представителем и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей больше интересует прибыльность и ликвидность предприятия – соотношение платежных средств и обязательств. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, уровня себестоимости и  рентабельности отдельных изделий и т.д.)

2.                 Сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом (Это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, которая содержится в бухгалтерской отчетности и на основе её данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации).

3.                 Сторонние пользователи информации с непрямым, косвенным финансовым интересом (Это налоговые органы, казначейства, контрольно-ревизионное управление МФ РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, пенсионный фонд, фонд социального страхования, медстрах, а также органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и др.пользователи – фондовые биржи, покупатели, работники профсоюзов. Пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней информации обязаны хранить коммерческую тайну организации)

 

 

 

3. Основное содержание бух­галтерского (финансового) учета

Основные правила (принципы) ведения БУ определены:

              Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"Федеральным;

              Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ", 

              ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». 

Основные правила-требования к ведению БУ:

1.                                         БУ имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ в рублях

2.                                         БУ ведется непрерывно с момента регистрации организации до ликвидации или реорганизации.

4.                 БУ ведется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ

5.                 Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах БУ без каких-либо пропусков или изъятий.

6.                 Текущие затраты на производство и капитальные вложения учитываются раздельно.

7.                 Основанием записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после её окончания и содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом №129-ФЗ.

8.                 План счетов предусматривает ведение только собственных средств предприятия, а имущество, принадлежащее другим организациям должно учитываться на забалансовых счетах.

Существуют также и требования к ведению БУ:

1.                 Требования полноты – означает необходимость отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.

2.                 Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) – означают большую готовность к учету потерь расходов и пассивов, чем возможность отражения доходов и активов, не допуская скрытых резервов. Проявлением данного требования является ассиметричный учет прибылей и убытков, т.е. прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться  с момента возникновения предположения о его существовании.

3.                 Требование приоритета экономического содержания перед юридической формой – означает, что в БУ факты хозяйственной деятельности должны отражаться не только из их правовой основы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования, например, выдача кредита  руководителю в период неустойчивого состояния предприятия.

4.                 Требование непротиворечивости – это тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число каждого месяца.

5.                 Требование рациональности – это необходимость рационального, экономного ведения БУ, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

6.                 Требование нейтральности – не выделение информации в пользу одних участников перед другими.

В международной практике, особенно на крупных предприятиях учет практически делится на управленческий и финансовый. Управленческий учет ведется в целях управления. Потребителями информации являются пользователи на всех уровнях контроля, задействованного на предприятии. 

 

 

 

 

5. Система нормативного регулирования бухгалтерского (финансового) учета в Российской Федерации

В настоящее время сложилось 4 уровня нормативного регулирования БУ:

1 уровень – законодательный. Законы прямого действия (№129-ФЗ «О БУ», Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Финансовый кодекс, указы Президента и Постановления Правительства.

2 уровень – стандарты или положения по БУ. Учетный стандарт можно определить, как свод основных правил, устанавливающих порядок учета объекта или их совокупности. Учетные стандарты в отечественном учете – это ПБУ, которые призваны конкретизировать Закон о БУ. 

3 уровень – методические рекомендации, указания, которые призваны конкретизировать учетные стандарты. Методические рекомендации разрабатываются МФ РФ. А существующие Министерства разрабатывают методические указания для своих подведомственных предприятий.

4 уровень – рабочие документы самого предприятия по БУ. И в первую очередь это приказ «Об учетной политике организации», а также распоряжение Руководителя, связанные с ведением БУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Учетная политика предприятия, принципы ее формирования и рас­крытия

Учетная политика (УП) – это двухуровневое понятие. Различают общенациональную учетную политику и учетную политику предприятия.

Формирование учетной политики предприятия должно осуществляться в соответствии с допущениями и требованиями, установленными ПБУ 1/2008:

1.                 Имущественная обособленность организации – это имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

2.                 Непрерывность деятельности организации – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у неё отсутствуют намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности.

3.                 Последовательность применения учетной политики – учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

4.                 Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности отражаются в БУ и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени, связанного с этими фактами.

Общенациональная УП представлена в ПБУ 1/2008 «УП организации» и на основании этого Положения каждая организация составляет свою УП. УП организации предполагает формирование 2-х блоков:

1.                                         УП для бухгалтерского учета

2.                                         УП для налогового учета

Так как гл.25 НК РФ предлагает организациям самостоятельно формировать таблицы для расчетов по Налогу  на прибыль, т.е. появились регистры налогового учета, которые необходимо зафиксировать в УП. Рассмотрим только порядок формирования УП для БУ.

УП организации – это правило, порядок и традиция осуществления хозяйственных операций. 

УП организации оформляется организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением). Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п.9 ПБУ 1/2008). Содержание приказа об УП для БУ принято подразделять на 2 группы вопросов:

1.                 Организационно-технические

-организация учетной работы (кто ведет на предприятии БУ);

-вопросы функционирования филиалов (выделены ли они на отдельный баланс или находятся в составе организации);

-разработка единого рабочего плана счетов;

-если в альбоме унифицированных первичных документов отсутствуют документы, необходимые организации, то они должны быть утверждены в УП организации;

-перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

-разработка порядка организации документооборота;

-выбор формы ведения БУ и технологии обработки учетной информации;

-разработка  наменклатуры учета МПЗ;

-порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

1.10. утверждение внешней и внутренней отчетности организации;

1.11. оформление других решений, необходимых для организации ведения учета.

2.                 Методические 

Представляют собой совокупность способов ведения БУ. К способам ведения БУ принятых при формировании УП организации и подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы начисления амортизации ОС и материальных активов и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции, работ и услуг и др.способы).

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об УП организации по конкретным вопросам БУ устанавливаются соответствующими ПБУ. Существенные способы ведения БУ подлежат раскрытию в Пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. В ПБУ 1/2008 определены Правила внесения изменений в УП. Изменения возможны согласно п.10 ПБУ1/2008 в случае:

              изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

              разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

              существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерский финансовый учет"