Разработанные 
проекты правил (стандартов) в значительной 
мере соответствуют международным стандартам 
аудита, разработку которых осуществляет 
Международный комитет по аудиторской 
практике (IAPC). Им изданы более 45 документов, 
входящих в систему Международных стандартов 
проведения аудита – правил (стандартов) 
(МСА) и положений о международной аудиторской 
практике (ПМАП). Международные стандарты 
не превалируют над национальными и в 
разных странах их применяют по-разному. 
В России, также как в Австралии, Индии 
и Бразилии, МСА используются в качестве 
базы для создания собственных национальных 
стандартов аудита. В некоторых странах 
(Кипр, Нигерия, Малайзия, Шри-Ланка) МСА 
принимаются в качестве национальных 
стандартов аудита. А в наиболее развитых 
странах, имеющих собственные национальные 
системы стандартов, таких как США, Великобритания, 
Франция и Канада, МСА принимаются аудиторами 
к сведению.  
      Основной 
целью аудиторской деятельности 
является установление достоверности 
бухгалтерской или финансовой отчетности 
экономических субъектов и соответствия 
совершенных ими финансовых и хозяйственных 
операций нормативным актам, действующим 
в РФ. Следовательно, назначение аудита 
– это проверка финансовых отчетов с целью:
  - - подтверждения 
  достоверных отчетов или консультации 
  их недостоверности;
 
  - - проверки 
  полноты, достоверности и точности отражения 
  в учете и отчетности затрат, доходов и 
  финансовых результатов деятельности 
  предприятия за проверяемый период;
 
  - - контроль 
  за соблюдением законодательных и нормативных 
  документов, регулирующих правила ведения 
  учета и составления отчетности, методологической 
  оценки активов, обязательств и собственного 
  капитала;
 
  - - выявление 
  резервов лучшего использования собственных 
  основных и оборотных средств, финансовых 
  резервов и заемных источников.
 
  - Цель аудита 
  расчетов с подотчетными лицами — установление 
  правильности и достоверности данных 
  операций и определение их влияния на 
  финансовую (бухгалтерскую) отчетность, 
  установление соответствия применяемой 
  в организации методики учета и налогообложения 
  по этим операциям нормативным документам, 
  действующим в Российской Федерации.[18]
 
  - Достижение 
  поставленной цели обуславливает решение 
  следующих задач:
 
  - рассмотреть 
  порядок учета, состав первичных и учетных 
  регистров расчетов с подотчетными лицами 
  в соответствие с действующими правилами 
  бухгалтерского учета и нормативными 
  документами;
 
  - подтверждение 
  своевременности погашения и правильности 
  отражения на счетах бухгалтерского учета 
  расчетов по подотчетным суммам;
 
  - проверка 
  порядка проведения инвентаризации расчетов;
 
  - на основании 
  полученных знаний провести аудиторскую 
  проверку расчетов с подотчетными лицами 
  и сделать выводы по ведению учета и осуществлению 
  контроля над расчетами с подотчетными 
  лицами.[15]
 
  - Раскрытие 
  информации в рамках поставленных задач 
  опирается на соответствующие источники, 
  с помощью которых аудитор может получить 
  ответ о предмете проверки. 
 
  - Проверка 
  правильности ведения учета расчетов 
  с подотчетными лицами производится сплошным 
  образом, так как в расчетах данного вида 
  задействована денежная наличность. Источниками 
  информации для аудиторской проверки 
  учета расчетов с подотчетными лицами 
  могут быть как внешними, к ним относят 
  сообщения третьих лиц о проведении расчетов 
  с аудируемым предприятием, информация 
  о курсах иностранных валют, установленных 
  Центральным банком Российской Федерации, 
  так и внутренние. К внутренним источникам 
  относится:
 
  -  перечень 
  подотчетных лиц, утвержденный приказом 
  руководителя предприятия на текущий 
  год;
 
  -  заявления 
  на имя руководителя организации от подотчетных 
  лиц о выдаче необходимых сумм под отчет;
 
  -  приказы 
  руководителя о разрешении выдачи подотчетным 
  лицам необходимых сумм под отчет;
 
  -  приказы 
  руководителя предприятия о направлении 
  работников в командировки;
 
  -  командировочные 
  удостоверения работников предприятия;
 
  -  расходные 
  кассовые ордера (по выданным подотчетным 
  суммам);
 
  -  авансовые 
  отчеты и приложенные к ним оправдательные 
  документы (билеты, проездные документы, 
  товарные чеки, счета за гостиницу, кассовые 
  чеки, бланки строгой отчетности и др.);
 
  - отчеты о 
  командировках, предоставляемые работниками 
  по возвращении из командировок;
 
  - акты на списание 
  в производство материалов, купленных 
  за счет подотчетных сумм;
 
  - журнал-ордер 
  №7 или другие аналитические регистры, 
  если же на предприятии автоматизированный 
  учет, то используются аналитические карточки 
  счета 71;
 
  - Главная книга 
  организации, счет 71 «Расчеты с подотчетными 
  лицами», обороты, сальдо;
 
  - Бухгалтерская 
  отчетность: бухгалтерский баланс организации, 
  строки 240, 625; отчет о движении денежных 
  средств строка «Средства, направленные 
  на оплату приобретенных товаров, работ, 
  услуг, сырья и иных оборотных активов» 
  и т.д
 
 
       Глава 
2. Планирование аудита 
расчетов с подотчетными 
лицами в администрации 
Жирятинского района 
       2.1 
Изучение и оценка 
систем бухгалтерского 
учета и внутреннего 
контроля расчетов подотчетных 
лиц 
      К 
документам, регулирующим внутренний 
контроль в администрации Жирятинского 
района относятся:
      - 
положение об отделе бухгалтерского и 
налогового учёта;
      - 
график документооборота;
      - 
разработаны должностные инструкции на 
каждого сотрудника бухгалтерской службы;
      - 
заключены договоры на материальную ответственность.
       За 
организацию и состояние системы 
внутреннего контроля на предприятии 
несет ответственность руководство 
общества. Функции внутреннего контроля 
осуществляются главным бухгалтером. 
Руководством общества назначена инвентаризационная 
комиссия и комиссия по приёму, вводу в 
эксплуатацию, списанию основных средств, 
материалов. К внешнему контролю относится 
обязательная аудиторская проверка, проводимая 
ежегодно на предприятии. На основе данных 
предварительного планирования было принято 
решение о целесообразности проведения 
аудита расчетов с подотчетными лицами, 
а также определены общие затраты времени 
аудитора на проведение аудита, заключен 
договор на проведение аудиторской проверки.
      Для 
оценки эффективности функционирования 
системы внутреннего контроля в 
администрации Жирятинского района использовался 
вопросник. По результатам вопросника 
получена следующая информация (таблица 
1).
      По 
результатам проведенных опросов 
и наблюдений установлено, что все хозяйственные 
операции выполняются только с одобрения 
руководства, имеется распределение обязанностей 
в бухгалтерском учете в соответствии 
с законодательством и учетной политикой, 
отчетность составляется своевременно, 
а также проводятся процедуры контроля 
(арифметический пересчет, сверка расчетов, 
инвентаризация расчетов с подотчетными 
лицами). 
      Таблица 
1 Вопросник для оценки системы 
внутреннего контроля расчетов с 
подотчетными лицами в администрации 
Жирятинского района
|       Вопросы | 
        Да 
  (+),
         Нет 
  (-)  |  
|       Имеется 
  ли приказ руководителя об определении 
  круга подотчетных лиц? | 
        - |  
|       Имеется 
  ли приказ о сроках отчетности и 
  подотчетных сумм? | 
        + |  
|       Соответствует 
  ли порядок расчетов с подотчетными 
  лицами Порядку ведения кассовых 
  операций в РФ и другим нормативным 
  документам? | 
        + |  
|       Своевременно 
  ли сдаются авансовые отчеты в 
  бухгалтерию организации? | 
        + |  
|       Проверяются 
  ли авансовые отчеты по формальным 
  признакам и по существу отраженных 
  операций, осуществляется ли арифметическая 
  проверка авансовых отчетов и прилагаемых 
  к ним документов? | 
        + |  
|       Применяются 
  ли компьютерные программы для расчетов 
  с подотчетными лицами? | 
        + |  
|       Используются 
  ли унифицированные формы первичных 
  документов? | 
        + |  
|       Осуществляется 
  ли контроль лимита расчетов наличными 
  между юридическими лицами? | 
        + |  
|       Какие 
  документы применяются для организации 
  аналитического учета расчетов с 
  подотчетными лицами? | 
        Ведомости |  
|       Соблюдается 
  ли своевременность расчетов с подотчетными 
  лицами по выданным суммам? | 
        + |  
 
 | 
 
Продолжение таблицы 
№ 1
|       Правильно 
  ли отражаются на счетах бухгалтерского 
  учета операции с подотчетными лицами? | 
        + |  
|       Сверяются 
  ли записи аналитического и синтетического 
  учета по счету 71, а также записи 
  в Главной книге? | 
        + |  
|       Имеется 
  ли на предприятии список лиц, которым 
  разрешено выдавать деньги на хозяйственные 
  нужды, утвержденный приказом по предприятию? | 
        + |  
|       Выдаются 
  ли новые авансы лицам, не отчитавшимся 
  по ранее полученным подотчет суммам? | 
        + |  
|       Оформляются 
  ли письменные распоряжения руководителя 
  предприятия при направлении 
  работников в командировки? | 
        + |  
|       Облагаются 
  ли НДФЛ суточные сверх норм, возмещаемые 
  по разрешению руководителя предприятия? | 
        + |  
|       Организован 
  ли аналитический учет представительских 
  расходов в пределах и сверх норм 
  для целей налогообложения? | 
        - |  
|       Организован 
  ли аналитический учет командировочных 
  расходов в пределах и сверх норм для 
  целей налогообложения? | 
        - |  
|       Проводится 
  ли инвентаризация расчетов с подотчетными 
  лицами? | 
        + |  
 
 | 
 
 
Обнаружены 
также и недостатки системы внутреннего 
контроля, так как лицам, не отчитавшимся 
за полученные ранее суммы подотчет, 
выдаются новые авансы, т.е. предприятие 
нарушает п.1.1. Порядка ведения кассовых 
операций в РФ. Обнаруженные факты послужили 
основанием для формирования мнения о 
том, что система внутреннего контроля 
за расчетами с подотчетными лицами организована 
достаточно эффективно.
       
Однако данное мнение является предварительным, 
более подробно система внутреннего контроля 
будет оценена в работе далее. При изучении 
деловой репутации администрации Жирятинского 
района не выявлено претензий, что косвенно 
свидетельствует о наличии и организации 
контроля, соблюдением условий договора 
с партнерами. Относительно простая структура 
управления. Администрации Жирятинского 
района позволяет предположить незначительный 
аудиторский риск при проведении аудита. 
 
      Таблица 
2 Объем аудита и аудиторские процедуры 
применяемые при проверке расчетов с подотчетными 
лицами в администрации Жирятинского 
района
|       Объем 
  аудита | 
        Аудиторская 
  процедура |  
|       1.Аудит 
  приказов руководителя организации | 
        1.1. 
  Определение наличия приказов 
  руководителя организации о закреплении 
  подотчетных лиц, отчетности по подотчетным 
  суммам и порядка выдачи подотчетных сумм
         1.2. 
  Исследование приказов по существу 
  на соответствие действующему 
  законодательству оформления  |  
|       2.Аудит 
  оформления первичных документов | 
        2.1 
  Определение степени унификации 
  первичных документов по учету расчетов 
  документов с подотчетными лицами
         2.2. 
  Проверка учета выдачи и возврата 
  подотчетных сумм 
        2.3. 
  Проверка правильности оформления 
  авансовых отчетов и приложенных 
  к ним оправдательных документов 
        2.4. 
  Проверка правильности документального 
  оформления расходов  |  
|       .Аудит 
  расчетов с подотчетными лицами | 
        3.1. 
  Аудит выдачи подотчетных сумм 
  лицам, установленным приказом 
  руководителя лицами организации
         3.2. 
  Аудит своевременности отчетности 
  по подотчетным суммам 
        3.3. 
  Аудит законности операций и остатков 
  по подотчетным суммам, числящимся в подотчете 
  работников организации 
        налогообложения  |  
|       4.Аудит 
  налогообложения расходов, произведенных 
  через подотчетных лиц | 
        4.1. 
  Аудит правильности применения 
  налоговых вычетов по НДС
         4.2. 
  Аудит правильности и законности 
  налогообложения доходов, предоставленных 
  работникам в форме подотчетных сумм 
        4.3. 
  Аудит законности и правомерности 
  отнесения расходов для целей 
  налогообложения налогом на прибыль 
  организации  |  
|       5.Аудит 
  организации аналитического учета 
  расчетов | 
        5.1. 
  Проверка достоверности подотчетных сумм, 
  отраженных в аналитической ведомости 
  учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными 
  лицами»
         5.2. 
  Проверка наличия задолженности 
  по подотчетным суммам  |  
|       6.Аудит 
  достоверности сальдо по счету 
  71 | 
        6.1. 
  Проверка правильности отражения 
  оборотов по счетам и субсчетам в Главной 
  книге с аналогичными показателями регистров 
  синтетического и аналитического учета |  
 
 | 
 
  
      .
      Таким 
образом, результаты проведенных вышеперечисленных 
аудиторских процедур позволяют 
на предварительном этапе оценить 
уровень надежности системы внутреннего 
контроля и учета на высоком уровне. Исходя 
из полученных предварительных данных 
об организации расчетов с подотчетными 
лицами в администрации Жирятинского 
района определим объем аудита и аудиторские 
процедуры, которые следует применить 
для выявления возможных нарушений или 
злоупотреблений (таблица 2).
      Далее 
можно разработать программу 
аудиторской проверки, которая включает 
более детальный перечень работ 
по проведению аудита расчетов с подотчетными 
лицами с указанием сроков проведения, 
используемых методов и перечня применяемых 
документов.  
2.2 
Существенность и аудиторский 
риск подотчетных лиц 
      Вид 
заключения в значительной мере зависит 
от уверенности аудитора в том, содержит 
или нет бухгалтерская отчетность 
организации существенные искажения. 
Поэтому очень важно уяснить, какие ошибки, 
искажения, неточности, допущенные проверяемым 
субъектом, являются существенными, а 
какие — нет.Существенность 
– качественная мера, это свойство информации, 
которое делает ее способной влиять на 
экономические решения квалифицированного 
пользователя. Существенным признается 
такое искажение информации, которое превышает 
уровень существенности.
Уровень 
существенности – количественная мера. 
Под уровнем существенности понимают 
такое предельное искажение бухгалтерской 
отчетности, начиная с которого квалифицированный 
пользователь этой отчетности не сможет 
на ее основе сделать правильные выводы 
и принять обоснованные экономические 
решения Разрабатывая программу аудита 
расчетов с подотчетными лицами необходимо 
установить приемлемый уровень существенности 
и аудиторский риск [21].  
Таблица 
3 Оценка внутрихозяйственного риска и 
риска средств контроля
| Проверяемые 
  вопросы | 
  Влияние
   (+,-)  | 
  Комментарий |  
| 1.Внутрихозяйственный 
  риск |  
| Честность 
  персонала и руководства | 
  + | 
    |  
| Условия 
  ведения хозяйственной деятельности | 
  + | 
  Предприятие в 
  течении нескольких лет пользуется 
  услугами одной аудиторской фирмы, 
  четко выполняет обязанности 
  перед кредиторами |  
| Месторасположение 
  предприятия | 
  + | 
  Благоприятное, 
  т.к. в Липецке созданы благоприятные 
  условия для развития промышленности |  
| Риски 
  деловой среды, экономическая ситуация 
  в отросли | 
  + | 
  Деятельность 
  предприятия в значительной степени 
  зависит от спроса потребителей |  
| Зависимость 
  деятельности предприятия от его 
  финансовых результатов | 
  + | 
  Деятельность предприятия 
  в значительной степени зависит от спроса 
  потребителей |  
| Состояние 
  имущества | 
  + | 
  Благоприятное, 
  угроза банкротства отсутствует |  
 
 |