Экономические основы учета процесса реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является углубление, закрепление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции.
Выделим следующие задачи, необходимые для достижения цели работы:
1. Выявить сущность процесса продажи продукции;
2. Определить момент перехода права собственности на продукцию;
3. Привести учет расходов на продажу;
4. Изучить основы процесса продажи продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ И ВЛИЯНИЕ МОМЕНТА ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА МЕТОДОЛОГИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 5
1.1. Понятие продукции 5
1.2. Понятие процесса продажи, реализации продукции 6
1.3. Момент перехода права собственности на продукцию 8
1.4. Признание выручки 10
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ 16
2.1. Учет реализации продукции 16
2.2. Документальное оформление продажи продукции 18
2.3. Учет расходов на продажу продукции 21
2.4. Учет финансовых результатов от продажи продукции 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с этими взаимоотношениями  осуществляется бухгалтерский учет реализации продукции на комиссионных началах. Принятые для продажи товары отражаются у комиссионера на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию».

     Основной  поставщик (комитент) учитывает продукцию, переданную на комиссию:

     Дебет счета 45 «Товары отгруженные»

     Кредит  счета 43 «Готовая продукция» или 41 «Товары».

     Эта продукция будет числиться у  поставщика до момента продажи.

     Выручка от реализации товаров и продукции, включающая НДС, отражается в учете  по мере поступления извещения комиссионера об отгрузке продукции покупателю. При этом стоимость реализованной продукции списывается:

     Дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость»

     Кредит счета 45 «Товары отгруженные».

     Выручка от реализации отражается:

     Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

     Кредит счета 90 «Продажи».

     Выручкой от реализации у комитента является вся сумма, поступившая от покупателя комиссионеру по договору комиссии, независимо от того, в каком виде установлено комиссионное вознаграждение: твердой суммы, процентов от сделки или торговой наценки. Оплата услуг посреднической организации по сбыту продукции и товаров учитывается в составе расходов на продажу организации-комитента.

       Таким образом, учет продаж продукции зависит  от того или иного вида договора.

2.2. Документальное оформление  продажи продукции

 
 

      Отгрузку и отпуск продукции обеспечивает отдел сбыта (маркетинга) организации. Сотрудники этой службы заключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемую продукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируют выполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступления средств от покупателей.

       Отгрузка  продукции осуществляется в соответствии с договором поставки, заключаемым между продавцом и покупателем. По договору поставки продавец обязуется передать продукцию в собственность покупателю, а покупатель - принять и оплатить ее. В договоре указываются наименование, количество, ассортимент, качество, комплектность поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, почтовые и платежные реквизиты поставщика и покупателя, отгрузочные документы, последствия нарушения условий договора и т.д.

     Отпуск  готовой продукции покупателям  оформляется накладными. В качестве типовой формы накладной можно  использовать форму № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

     В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

     Основанием  для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации  или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком). Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.

     Накладные формы М-15 выписываются на складе или  в отделе сбыта в четырех экземплярах, и все они передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

     Из  бухгалтерии подписанные накладные  возвращаются в отдел сбыта (или  другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр передается кладовщику (или другому материально-ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счет-фактуры, третий и четвертый – передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

     При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа  на груз. Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает накладные по описи в бухгалтерию, где на их основе делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

     Счета-фактуры  выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается или передается покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС.

     В последнее время многие организации  применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируются.

     Как и по материальным запасам, по готовой  продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатывают справочники  продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости.

     Данные  платежных документов по отгруженной  продукции ежедневно записывают в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг), форма №16 или №16а. В ведомости указывают дату и номер платежного документа, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета товаров отгруженных. Готовую продукцию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам. Ведомость формы №16 используют при определении выручки по отгрузке, а №16а – при определении выручки по оплате.

     Отгрузка  продукции производится в порядке  продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продаж через розничную торговлю.

     Если  сроки поставки не установлены договором  или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать  поставки в любое время. Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям. В договоре обязательно должно быть отражено, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

     Франко-станция  назначения означает, что расходы  по доставке оплачивает поставщик и  включает их в отпускную цену продукции.

     Франко-станция  отправления означает, что поставщик  оплачивает расходы только по отгрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.

     При отгрузке товаров обычно заполняется  товарная накладная формы № ТОРГ-12 в двух экземплярах, один из которых остается у поставщика и является основанием для списания товаров, а второй – передается покупателю.  

2.3. Учет расходов на продажу продукции

 
 

     В процессе реализации продукции организация, осуществляющая промышленную и иную производственную деятельность, производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы. Они включают расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах организации; на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; на рекламу и др. 2

     Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость  проданной продукции.

      Расходы по содержанию складских помещений  готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанные с этим начисления по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

     Расходы на продажу продукции группируются по следующим статьям аналитического учета:3

    • расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
    • расходы на транспортировку продукции;
    • комиссионные сборы;
    • прочие расходы по сбыту.

      Рассмотрим  более подробно каждую статью расходов на продажу в отдельности.

      а) Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции

      По  этой статье отражается стоимость услуг вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковке продукции, а также покупной тары, услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий на складе. При затаривании изделий в производственных цехах стоимость тары не включается в расходы на продажу, а отражается в производственной себестоимости продукции по соответствующим калькуляционным статьям (сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование и др.).

      б) Расходы на погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку продукции.

      В процессе продажи продукции производятся погрузочные работы на складе поставщика, доставка на станцию или в порт отправления, транспортировка на автомобильном, железнодорожном, воздушном или ином транспорте до пункта назначения и склада покупателя, а также погрузочно-разгрузочные работы на станциях отправления и назначения и на складе получателя. Все расходы на перечисленные работы согласно договору поставки распределяются между поставщиком и покупателем.

      Расходы организации на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы обычно учитываются на счете 23 «Вспомогательных производств».

      Например:

      Дебет счета 23 «Вспомогательные производства»

      Кредит  счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на оплату труда начисленную рабочим, занятым погрузкой, разгрузкой и транспортировкой продукции.

      в) Расходы на рекламу

      В условиях постоянно растущей конкуренции  во всех секторах экономики реклама является обязательным и неотъемлемым условием эффективного хозяйствования. А значит, расходы на рекламу обязательно должны быть учтены как расходы на продажу.

     Для целей налогообложения в соответствии с п.4 ст.264 гл.25 НК РФ, к расходам организации на рекламу относятся:

  • Расходы на рекламные мероприятия через СМИ;
  • Расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества;

     На  себестоимость реализованной продукции  расходы на рекламу относятся  в фактическом объеме, а для  целей налогообложения они учитываются в размере, который устанавливается в процентах от объема выручки за реализованную продукцию, товары, работы, услуги, включая НДС.

     Выделение учета расходов на рекламу позволяет  контролировать их общую сумму, правильно  исчислять налог на рекламу, следить за превышением предельного размера затрат на рекламу, учитываемого при налогообложении прибыли.

     Все перечисленные выше расходы по продаже  продукции учитываются на счете 44 «Расходы на продажу», по дебету которого отражаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете, а по кредиту — их списание на проданную продукцию. По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:

     Счета 10 «Материалы» - на стоимость израсходованной  тары;

     Счета 23 «Вспомогательное производство» - на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

     Счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

Информация о работе Экономические основы учета процесса реализации продукции