Экономическая характеристика бухгалтерской отчетности.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерской отчетности предприятия, сущности бухгалтерского баланса, его структуры и содержания, порядка составления бухгалтерского баланса и остальных форм бухгалтерской отчетности, а также проведение анализа финансового положения предприятия с использованием данных, представленных в бухгалтерском балансе и отчетных формах.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 86.89 Кб (Скачать документ)

Содержание, структура и методика составления форм бухгалтерской  отчетности определены инструкцией "Порядок  заполнения форм годовой бухгалтерской  отчетности", утвержденной приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января 2000 года № 23 с учетом внесенных изменений и дополнений от 29 декабря 2000 года № 131, от 6 февраля 2001 года № 8 и от 17 декабря 2001 года № 121.

Отчетные формы представляют собой  таблицы, показатели которых дают системное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В качестве приложения к годовому бухгалтерскому отчету дается пояснительная записка, которая имеет большое значение бухгалтерской отчетности. В ней описывается организационная структура предприятия, дается характеристика его производственно-коммерческой деятельности за отчетный период; раскрывается информация о статьях бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, данные которых являются существенными, то есть их сумма составляет не менее пяти процентов к общему итогу отчетных показателей; раскрываются те основные элементы учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов; проводится анализ финансового положения предприятия за отчетный период; описываются причины, объясняющие сложившееся финансовое положение.

Бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Отчетным формам присуща логическая и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Информационная взаимосвязь выражается в отражении в отчетных формах разных аспектов одних и тех же хозяйственных операций и явлений.

Бухгалтерская отчетность, являясь одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивает каждого  пользователя необходимой ему финансовой информацией. Надежность и обоснованность выводов и рекомендаций, получаемых пользователями бухгалтерской отчетности, зависят от качества содержащихся в ней данных. Поэтому построение бухгалтерской отчетности предполагает строгое соблюдение принципов ведения бухгалтерского учета и специальных требований, предъявляемых к отчетности.

Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим основным требованиям:

            -данные отчетности должны достоверно и реально отражать хозяйственные средства (имущество), расчеты, собственный капитал и обязательства, производственные процессы, протекающие на предприятии. Это обеспечивается   документальным   обоснованием   хозяйственных   операций, отраженных и сгруппированных в учетных регистрах;

-при составлении бухгалтерской  отчетности субъекты хозяйствования должны руководствоваться принципами осмотрительности (обеспечения большей готовности к учету расходов, потерь и обязательств, чем доходов и активов). Осмотрительность представляет собой определенную степень предусмотрительности при выработке и принятии управленческих решений;

-приоритета содержания над формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности предприятия исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования);

-нейтральности (бухгалтерская  отчетность не должна делать  акцентов на удовлетворение интересов одних групп пользователей ее информации перед другими). Факты хозяйственной деятельности предприятия (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы, прибыли и убытки) должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

-существенность отчетной  информации (отражение в бухгалтерской  отчетности всех достаточно значимых данных). Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случае их существенности, и, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности.

Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для  понимания работников предприятия, других пользователей информации, содержащейся в отчетах. Она должна быть полной, то есть содержать в минимальных  размерах всю необходимую информацию. Отчетность должна быть экономичной, то есть затраты на ее составление должны быть минимальными, а выгоды и доходы от использования ее данных не превышать затраты на составление бухгалтерских отчетов.

Однако бухгалтерская отчетность в республике не полностью удовлетворяет  предъявляемым к ней требованиям, так как развитие законодательной базы отстает от хода экономических преобразований. Чтобы информация бухгалтерской отчетности стала эффективным средством в поиске и реализации резервов роста экономического потенциала предприятий, повышения эффективности хозяйствования, она должна удовлетворять определенным качественным параметрам по ее содержательности, полезности, достоверности и аналитичности. В связи с этим необходимо создать действенную систему показателей бухгалтерской отчетности, руководствуясь международными стандартами по учету и отчетности, учитывая принципы составления бухгалтерских отчетов фирм и компаний ведущих западных государств. Однако международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности разработаны с учетом потребностей развитой рыночной экономики и их простой перенос в экономическую жизнь нашей республики не приведет к положительным результатам. Необходима такая структура и содержание бухгалтерской отчетности, которые бы, основываясь на международных стандартах, учитывали национальные особенности экономики Республики Беларусь, нормативно-правовой базы, методологии, методики и организации бухгалтерского учета.

Необходимо отметить, что в нашей  республике проводится определенная работа в данном направлении. В мае 1998 года была принята "Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь", которая предполагает реформирование всей системы бухгалтерского учета и отчетности. Первым шагом этой реформы стало принятие в июне 1998 года "Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь", которая является основой построения новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, разработки национальных стандартов по учету и отчетности,других новых и совершенствования действующих нормативных актов по данной проблеме.В частности,с 2000 года внесены значительные изменения в состав и содержание бухгалтерской отчетности,составляемой предприятиями Республики Беларусь.Существенно изменена структура бухгалтерского баланса.Он стал более компактным,обозримым и аналитичным.Введены новые формы:отчет о движении фондов и других средств (форма №3) и отчет о движении денежных средств (форма №4).Изменено содержание приложения к бухгалтерскому балансу ( форма №5).С 1 января 2002 года введен в действие в новой редакции Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности".

Решение проблемы дальнейшего  реформирования и совершенствования бухгалтерской отчетности в нашей республике становится одной из приоритетных, поскольку совершенствование и развитие отчетности требует решения многих теоретических, методологических и методических вопросов бухгалтерского учета. В результате указанной реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной и нужной информации о результатах их деятельности, финансовых возможностях и финансовом положении. При этом должны быть обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника для принятия управленческих решений широким кругом заинтересованных пользователей. С учетом разнообразных запросов на информацию внешних пользователей бухгалтерская отчетность должна быть формализованной, а требования коммерческой тайны делают ее строго дозированной.

 

                          Анализ бухгалтерского баланса.  

   В процессе своей деятельности предприятие ежедневно совершает множество хозяйственных операций, которые оформляются первичными документами и отражаются в учетных регистрах. По истечении определенного периода времени данные повседневного, непрерывного учета обобщаются и обобщенная учетная информация представляется в виде бухгалтерской отчетности, основной формой которой является бухгалтерский баланс.

Выдающийся русский  ученый А.П.Рудановский писал в  середине 20-х годов: "Баланс есть душа хозяйства, существование которой  не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только, что осязает и, самое большее, видит своими глазами".

Сущность бухгалтерского баланса  проявляется в его назначении. С одной стороны он является элементом метода бухгалтерского учета, который подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм бухгалтерской отчетности, дающая обобщенное представление в денежной оценке состояния средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату.

Значимость бухгалтерского баланса  очень велика, поэтому его форма  во многих странах мира утверждается законодательно.

Любой бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и других), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и других). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.

Бухгалтерский баланс формируется  исходя из следующих основных принципов.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любое предприятие, составляющее самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Этот принцип означает, что предприятие предполагается функционирующим в течение неопределенно длительного периода времени и его ликвидация еще не намечается.

Принцип денежного измерения. Он заключается  в том, что в бухгалтерском балансе все показатели приводятся в едином денежном выражении. Это позволяет сопоставлять, складывать и вычитать неоднородные факторы хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип учета по себестоимости. Сущность этого принципа заключается в том, что в бухгалтерском учете активы регистрируются по первоначальной стоимости и затем, как правило, не переоцениваются. Однако необходимо иметь в виду, что в балансе-нетто (такой тип бухгалтерского баланса применяется в настоящее время в Республике Беларусь) не все активы отражены по первоначальной стоимости. Например, основные средства,

нематериальные  активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в нем представлены по остаточной стоимости, которая регулярно изменяется за счет накапливаемого износа. Кроме того, в условиях инфляции допускаются переоценки активов государственным регулированием. /23, с. 173/

Правильно построить бухгалтерский  баланс значит: во-первых, полностью охватить хозяйственный процесс предприятия во всем его многообразии; во-вторых, дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; в третьих, изучить связь между этими явлениями, то есть установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение имущественных средств предприятия. /20, с.40/

Основой построения бухгалтерского баланса выступает двойственная группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе производства и по источникам образования.

Схематически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, состоящую из двух равновеликих частей (рис. 1). Левая сторона ее называется активом и служит для отражения средств предприятия по их функциональной роли в процессе производства - по составу и размещению. Правая ее сторона называется пассивом и служит для отражения этих же самых средств, но по источникам их образования.

 

Актив

На начало года

На конец года

Пассив

На начало года

На конец года

1 .Внеоборотные активы

   

3. Собственный капитал

   

2. Оборотные активы

   

4. Долгосрочные обязательства

   
     

5. Краткосрочные обязательства

   

Баланс

   

Баланс

   

 

Поскольку в активе и пассиве  баланса отражаются одни и теже средства, только в разных группировках, то одним из обязательных требований, предъявляемых к бухгалтерскому балансу, является равенство итога актива итогу пассива. Это состояние равновесия - важнейший внешний признак бухгалтерского баланса.

Информация о работе Экономическая характеристика бухгалтерской отчетности.