Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены двум его формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции).docx

— 63.47 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Финансы  являются  неотъемлемой  частью  экономических   отношений,   а финансовый  контроль  –  неотъемлемой  частью   финансов.   Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового  контроля, так  и в оценке его  значении.

     Проблема  переориентации финансового контроля,  его  адаптация  к  новым условиям является, на мой взгляд, одной из  основных  на  сегодняшний  день. Потому что  он касается как государства (так как с его  помощью  государство  увеличивает  собираемость   налогов),   так   предприятия,   организации `и учреждения (которые с помощью финансового контроля   могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый  контроль, его  видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых  раскрывает  само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены  двум  его  формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в  Российской Федерации  осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и  специализированных органов. Каким образом и на  каком основании осуществляется  контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е.  контролю  со  стороны негосударственных структур,  прежде  всего со  стороны аудиторских фирм. Таким образом, моя курсовая работа  будет  представлять  собой  некое  теоретическое пособие, в  котором  будут  рассмотрены  все  аспекты  такого  понятия,  как финансовый контроль. 

 

     Глава 1. Финансовый контроль как экономическая  категория 

     1.1. Сущность финансового  контроля

     Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

     Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими.

     Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

     Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

     Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны  производственной, хозяйственной и  коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также  механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и  т. п.).

     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.

     Финансовый  контроль включает проверку:

  • соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
  • составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
  • финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:

  • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
  • содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
  • содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 

     1.2. Формы  финансового  контроля.

     Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения стоимостных  показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития, как отдельной сферы деятельности, так и всего государства.

     В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные  сферы: государственный  и негосударственный финансовый контроль.

     Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую  роль в организации финансового контроля играет конституция страны.  Правовой регламент контроля зависит от типа государства,  его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального     продукта.     Он распространяется на все каналы движения денежных  ресурсов,  так  или  иначе связанные  с формированием   государственных   ресурсов,    полнотой    и своевременностью их поступления  и целевым использованием.  Государственные  контролеры  наделены  правом  осуществлять  ревизии   и   проверки как в государственном  секторе, так и в сфере частного  и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

     Негосударственный  финансовый  контроль  подразделяется  на  внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

     Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются   конечными   целями.  Главная  цель государственного контроля — максимизировать поступление  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного  с (главным  образом,  внутрифирменного)  —  напротив,   минимизировать   свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью  повышения  нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы  контроля  ограничены правовыми рамками действующих законов.

     Мировое сообщество на  основе  многолетнего  опыта  разработало  основные принципы организации государственного  финансового  контроля,  к  реализации которых  стремится  каждое  современное  цивилизованное   государство. К  ним относятся такие универсальные  принципы, как независимость и  объективность, компетентность  и  гласность.  Независимость  контроля  должна   быть   обеспечена   финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными  по  сравнению  с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля,  а  также их конституционным  характером. Объективность и компетентность  подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего   законодательства, высокий  профессиональный  уровень  работы  контролеров  на  основе   строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.    Гласность предусматривает постоянную связь государственных    контролеров    с общественностью и средствами массовой информации.

     1.3. Методы и приемы  финансового контроля.

     Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность: контролировать можно  только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или  предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления  контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие  критерии определяются финансовым законодательством  и другими правовыми нормами  организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методов работы.

     Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей  деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.  

     Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория