Финансовый контроль как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых раскрывает само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены двум его формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и специализированных органов. Каким образом и на каком основании осуществляется контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции).docx

— 63.47 Кб (Скачать документ)

     Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

     По  приемам и способам осуществления финансового  контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.

     Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

     Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.

     Надзор — это контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за этой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

     Анализ  финансового состояния как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

     Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.  Наблюдение может устанавливаться стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводить арбитражным судом при установлении признаков финансовой не состоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

     Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.

     В зависимости от объекта различают  ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

     По  характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются  на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические  (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

     Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается  цель, объект, тема и основные вопросы  ревизии.

     1.4. Виды финансового  контроля 

     Виды   финансового   контроля   весьма   разнообразны.    Их    принято  классифицировать по следующим критериям:

     1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

     Обязательный  контроль  за  финансовой   деятельностью   физических   и юридических  лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например,  к налоговым  проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных  ресурсов, обязательному  аудиторскому  подтверждению  данных   финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и  т. д.,  осуществляемым  в  основном внешними, независимыми контролерами.

     Инициативный  (внутренний) контроль  не   вытекает   из   финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления  финансами  для достижения тактических  и стратегических целей.

      2. Время проведения —   предварительный,   текущий   (оперативный), последующий;

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для  предупреждения  финансовых  нарушений.

     Он  предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов   для  предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. 

     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в   момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд  и  субсидий  и т. д.  Он  предупреждает  возможные   злоупотребления   при   получении и расходовании  средств,  способствует  соблюдению  финансовой  дисциплины и своевременности  осуществления денежных расчетов. Большую  роль  здесь  играют бухгалтерские  службы.

     Последующий финансовый контроль, проводимый  путем  анализа  и  ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации,  предназначен  для оценки результатов  финансовой деятельности экономических  субъектов,  эффективности осуществления  предложенной  финансовой  стратегии,   сравнения   финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

     3. Субъекты контроля — президентский,  контроль  законодательных органов власти и местного  самоуправления,  контроль  исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных органов,   внутрифирменный, аудиторский;

     4. Объекты контроля  — бюджетный,  контроль  за  внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

       Глава 2. Государственный финансовый контроль.

 

     2.1. Осуществление государственного  финансового контроля

     Само  понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя следующие положения:

  • контроль за исполнением федерального бюджета;
  • контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • контроль за организацией денежного обращения;
  • контроль за использованием кредитных ресурсов;
  • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
  • контроль за состоянием государственных резервов;
  • контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;
  • контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;
  • контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

     В настоящее время в Российской Федерации нет ни единого органа государственного финансового контроля. Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины, осуществляемый в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных актов.

     Функции финансового контроля выполняет  также Главное контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

     Главное   контрольное   управление   наделено   правом   требовать   от руководителей   государственных   органов,   организаций   и    предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой  информации,  необходимой  для  проведения  проверок;  привлекать к проверкам специалистов и представителей  правоохранительных  органов   и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам  проверок. Оно вправе  направлять  предписания  об  устранении  финансовых  нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно  не  имеет  права самостоятельно применять какие-либо санкции.

     Органы  исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.

     Правительство РФ на основании Конституции РФ и  Федерального закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

     Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ  занимает  Министерство  финансов  РФ   (Минфин),   которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде  всего Минфин  осуществляет:

  • финансовый   контроль   в   процессе   разработки   федерального    бюджета;
  • контролирует  поступление  и  расходование  бюджетных  средств   и   средств федеральных внебюджетных фондов;
  • участвует в проведении валютного  контроля;
  • контролирует  направление  и   использование   государственных   инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.

         По результатам контроля Минфин  вправе:

    • требовать  устранения  выявленных нарушений;
    • ограничивать и приостанавливать  финансирование  из  федерального бюджета предприятий и организаций  при  наличии  у  них  фактов  незаконного расходования  средств,   а   также   непредставления   ими   соответствующей отчетности; 
    • взыскивать  государственные  средства,   используемые   не   по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

     Большую роль в проведении финансового  контроля  играет  осуществляемое Минфином  методическое  руководство  организацией  бухгалтерского  учета   в стране,  а  также  проведение  аттестации   по   аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности (сюда не входит аудит  банков).

     Следует   отметить,   что    контрольные    полномочия    Минфина    РФ распространяются  на финансовые  средства   только   федерального   уровня.

     Бюджетное законодательство РФ предусматривает  финансовую  самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления.  Они  сами  несут  ответственность  за  формирование   и   использование   своих   бюджетов   и внебюджетных фондов.

       Оперативный  контроль использования   государственных средств осуществляет  действующий в рамках Минфина  Департамент  государственного финансового контроля и аудита, а также органы  Федерального  казначейства.

     Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, созданный  Постановлением Правительства  РФ  от  6  марта  1998г.,  является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные  подразделения  обязаны  проводить  комплексные  ревизии  и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных   внебюджетных   фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности  по  заданиям правоохранительных  органов,  а  также   органов   государственной   власти субъектов РФ и местного самоуправления.

     Органы  Федерального казначейства призваны осуществлять  государственную бюджетную политику; управлять процессом  исполнения  федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

Информация о работе Финансовый контроль как экономическая категория