Аудит дебиторской кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей, принципов и задач проведения аудиторских проверок расчетных операций с контрагентами и подотчетными лицами в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы учета кредиторской и дебиторской задолженности, определить ее место в общей системе расчетов предприятия;

Работа состоит из  1 файл

теория бух учета.docx

— 152.76 Кб (Скачать документ)
tyle="text-align:justify">Денежные средства, полученные учредителем управления в счет причитающейся  прибыли по договору, учитывают по дебету счетов учета денежных средств  и кредиту счета 79-3.

Причитающиеся учредителю управления суммы возмещения убытков, причиненных  утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды от доверительного управления отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При получении указанных средств учредителем управления они отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76.

По окончании договора доверительного управления имуществом возвращенное учредителю управления имущество  отражается у него по дебету счетов 01, 04, 58 и др. и кредиту счета 79 в  той же оценке, по которой оно  было передано в доверительное управление.

Одновременно на суммы  начисленной амортизации в рамках отдельного баланса кредитуют счета 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» и дебетуют счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

При составлении бухгалтерской  отчетности учредителя управления в  нее включаются показатели отчетности, представленной доверительным управляющим, путем построчного суммирования аналогичных показателей. В бухгалтерском  балансе учредителя управления данные по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», не включают.

Учет у доверительного управляющего. Доверительный управляющий  должен обеспечить самостоятельный  учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных  с имуществом доверительного управляющего. Для каждого договора доверительного управления открывается отдельный  субсчет к счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», внутри которого по каждому договору ведется аналитический учет в разрезе учредителя управления и выгодоприобретателя.

Имущество, полученное от учредителя управления, отражается по дебету соответствующих  счетов учета имущества (01, 04, 58 и  др.) и кредиту счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя на дату вступления договора в силу. Одновременно на сумму начисленной амортизации кредитуют счета 02 и 05 и дебетуют счет 79-3.

Учет операций, связанных  с осуществлением договора доверительного управления, формирование и учет затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг), расчет и учет финансовых результатов осуществляются в общеустановленном  порядке. Обязательным условием при  этом является открытие отдельного банковского  счета для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением  имуществом.

Начисление амортизации  по полученному от учредителя имуществу  осуществляется в общеустановленном  порядке способом и в пределах срока полезного использования, которые были приняты учредителем. Начисленная сумма амортизации  отражается по дебету счетов учета  затрат и кредиту счетов 02 и 05.

Учет приобретения или  создания новых объектов долгосрочных вложений ведется также в общеустановленном  порядке.

 Имущество, возвращаемое  учредителю управления по окончании  договора, списывают с кредита  счетов учета имущества в дебет  счета 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».

Причитающиеся доверительному управляющему суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов по управлению имуществом учитывают  по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а при фактическом перечислении указанных сумм - по дебету счета 76 с кредита счетов учета денежных средств.

Доверительный управляющий  представляет учредителю управления и  выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и порядке, установленные договором доверительного управления (в пределах сроков, установленных законом о бухгалтерском учете). Кроме того, доверительный управляющий представляет бухгалтерскую отчетность о своей деятельности, включая доверительное управление имуществом, в общеустановленном порядке.

Учет у выгодоприобретателя. Причитающийся выгодоприобретателю доход учитывается у него по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» как внереализационные доходы.

Поступившие денежные средства отражаются по дебету счетов учета  денежных средств и кредиту счета 76.

Причитающиеся выгодоприобретателю суммы возмещения упущенной выгоды отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». При получении денежных средств от доверительного управляющего дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 76.

Выгодоприобретатель представляет бухгалтерскую отчетность о своей деятельности с учетом финансовых результатов, полученных по договору доверительного управления имуществом, в общеустановленном порядке.

Раскрытие информации о расчетах в бухгалтерской отчетности.

Сведения о движении дебиторской  и кредиторской задолженности (остаток  на начало отчетного года, возникновение  обязательств, их погашения и остаток  на конец года) приведены в разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

При этом из общих сумм дебиторской  и кредиторской задолженности выделяется просроченная задолженность, а из нее - задолженность длительностью свыше 3 месяцев.

В справке к разделу 2 приведены  данные о наличии и движении векселей (выданных и полученных). Кроме того, в справке приведен перечень организаций-дебиторов  и организаций-кредиторов, имеющих  наибольшую задолженность на конец  года, в том числе длительностью  свыше 3 месяцев.

В бухгалтерском балансе  на начало и конец отчетного периода  приводятся данные об общей сумме  долгосрочной и краткосрочной задолженности  с выделением задолженностей по покупателям  и заказчикам, векселям к получению, дочерним и зависимым обществам, авансам выданным и прочим дебиторам.

В пассиве баланса приведена  общая сумма кредиторской задолженности  и показаны ее виды (по поставщикам  и подрядчикам, по векселям и др.).

При значительных суммах по статьям прочих дебиторов и прочих кредиторов данные о составляющих этих статей приводят в пояснительной  записке к годовому отчету.

Раскрытие информации, связанной  с осуществлением внутрихозяйственных  расчетов, в составе пояснительной  записки к годовому отчету осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 12/2000.

 

1.2 Теоретические  основы аудита дебиторской и  кредиторской задолженности.

 Дебиторская  и кредиторская задолженность:  место в общей системе расчетов, цели и задачи аудита.

Текущая деятельность предприятия  представляет собой непрерывное  движение ценностей, а также возникновение  и исполнение взаимных обязательств, связывающих данное предприятие  с контрагентами, бюджетом, работниками, собственниками. Основной удельный вес в подобных обязательствах составляют расчеты с внешними по отношению к предприятию лицами - дебиторами и кредиторами - за поставленную продукцию.

Тем не менее избежать появление дебиторской задолженности по текущим операциям практически невозможно (для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, а это возможно лишь в исключительно редких случаях; например, когда продукция пользуется повышенным спросом); кроме того, и безмерное наращивание кредиторской задолженности также весьма проблематично в виду естественных ограничений на объемы потребляемого сырья, наличия штрафных санкций за неисполнение обязательств и т.п. Поэтому на любом предприятии существует определенная, формализованная система регулирования отношений с контрагентами

Аналитические процедуры, имеющие  отношение к управлению кредиторской и дебиторской задолженностью, входят, в основном, в систему внутрифирменного финансового анализа и управленческого  контроля. Можно выделить следующие моменты, требующие аналитического обоснования:

- выбор поставщика (в данном  случае должны приниматься во  внимание: солидность поставщика, возможность  установления долгосрочных отношений,  вариабельность в установлении  финансово-расчетных отношений,  наличие различных схем поставки  сырья и материалов, средняя продолжительность  поставки и т.п.);

- выбор и анализ клиента.  Во внимание принимаются такие  факторы как время пребывания  на рынке, репутация как дебитора, лояльность по отношению к  поставщику и т.п.;

- контроль своевременности  расчетов (как правило, превышение  предельного срока оплаты поставленного  сырья и материалов приводит  к штрафным санкциям);

- выбор момента расчета  с конкретным кредитором и  дебитором в конкретной ситуации (в подавляющем большинстве случаев  поставщики сырья, естественным образом заинтересованные в ускорении оплаты, предлагают скидку с отпускной цены при условии относительно быстрой оплаты; таким образом, перед предприятием возникает дилемма - воспользоваться скидкой или получить дополнительный источник финансирования).

При учете дебиторской  и кредиторской задолженности важно  помнить, что кредиторская задолженность - это источник средств, поэтому предприятие  заинтересовано в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа, а дебиторская задолженность - «замороженные» деньги организации, которые при  наличии их в обороте могут  принести доход, и важно снизить  уровень такой задолженности  до определенного минимума в отрасли.

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита - это проверка финансовых отчетов с целью:

подтверждения достоверных  отчетов или консультации их недостоверности;

проверки полноты, достоверности  и точности отражения в учете  и отчетности затрат, доходов и  финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

выявление резервов лучшего  использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

 

Основными задачами при аудите дебиторской и кредиторской задолженности  являются:

установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

установление дебиторской  и кредиторской задолженности, по которой  прошел срок позывной давности;

проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой  прошел;

проверка правильности учета  дебиторской и кредиторской задолженности  в зависимости от принятого метода определения реализации и видов  реализации;

проверка правильности и  обоснованности списания задолженности.

Источниками информации для  поведения аудита расчетов поставщиками, покупателями из заказчиками, дебиторами и кредиторам являются: регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга), регистры синтетического и аналитического учета расчетов, первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Эти основные вопросы аудитор  должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных  правил учета.

 Подготовка  и планирование аудиторской проверки  дебиторской и кредиторской задолженности.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

-предварительное планирование;

-изучение системы бухгалтерского учета;

-оценка системы внутреннего контроля;

Информация о работе Аудит дебиторской кредиторской задолженности