Аудит аренды основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;
- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;
- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;
- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ 11
2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств 11
2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств 19
3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС» 23
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС» 23
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС» 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ». 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗ\ОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – АУДИТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ВИСИ_АудитАрендыОсновных.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Аудитору  необходимо проверить:

     - перечень основных (с первоначальной стоимостью, износом и ценой соглашения) и технической документации при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал;

     - договор купли-продажи (при приобретении  объектов основных средств в  комплекте в инвентарной карточке должна быть обязательно расшифровка предметов, входящих в комплект);

     - первоначальную стоимость объектов  основных средств, приобретенных  за иностранную валюту (эта стоимость  должна учитываться по курсу  в рублях на момент приобретения);

     - установлена ли рыночная стоимость при продаже основных средств;

     - увеличена ли налогооблагаемая  прибыль, в случае реализации  и безвозмездной передаче основных  средств, как это предусмотрено  в Инструкции о порядке исчисления  и уплаты налога на прибыль;

     - начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам (плательщиком НДС является передающая сторона);

     - оприходованы ли на счете 10 «Материалы» делали, узлы и агрегаты (пригодные для ремонта других  машин), полученные после демонтажа  и разборки. Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.

     Проверка  безвозмездно полученных основных средств.

     Стоимость безвозмездно полученных ценностей  учитывается на субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления». Этот счет используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов предприятия. При этом доходы признаются в учете, когда определяются обусловившие их расходы, и в дальнейшем списываются в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете делают следующие проводки:

     Дебет 08 Кредит 98-2 - отражена рыночная стоимость  безвозмездно полученных основных средств;

     Дебет 01 Кредит 08 - введено в эксплуатацию основное средство;

     Дебет 20 (23, 44 и др.) Кредит 02 - начислена амортизация по объекту основных средств;

     Дебет 98-2 Кредит 91 - включена во внереализационные  доходы часть стоимости безвозмездно полученного основного средства.

     Аудитору  необходимо проверить:

     - документы на безвозмездно полученные  основные средства;

     - правильность составления бухгалтерских  проводок по безвозмездно полученным  основным средствам;

     - правильность ведения аналитического  учета по счету 98-2 «Безвозмездные  поступления»;

     - соответствие записей синтетического  и аналитического учета записям в главной книге и балансе;

     Проверка  начисления амортизации основных средств.

     Амортизацию основных средств можно начислять: линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Амортизация основных средств определяется ежемесячно, исходя из стоимости основных средств и установленных норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств. Начисление амортизации по основным средствам, поступившим по импорту, производится по нормам амортизационных отчислений на аналогичные отечественные основные средства.

     Аудитору  необходимо проверить:

     - правильность норм амортизационных  отчислений;

     - правильность ведения аналитического учета;

     - правильность составления бухгалтерских  проводок по амортизации основных  средств;

     - наличие и правильность ведения  инвентарной картотеки;

     - документальное оформление операций  движения основных средств.

     Проверка  учета затрат на ремонт основных средств.

     Для учета ремонтного фонда в Плане  счетов предусмотрен счет 96 «Резервы предстоящих  расходов». Если приказом об учетной  политике предусмотрено формирование ремонтного фонда, то предприятие ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, самостоятельно утвержденным предприятием, и включает их в издержки производства. В бухгалтерском учете ежемесячно делается проводка:

     Дебет 20 (23, 26) Кредит 96 - направлены средства на формирование ремонтного фонда. По мере завершения ремонта фактические затраты предприятия относятся на уменьшение ремонтного фонда. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли [2. с. 188-217].

2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств

 

     В зависимости от сроков аренды имущества  выделяют долгосрочную (сроком более 3 лет), среднесрочную (сроком от 1 года до 3 лет) и краткосрочную (сроком до одного года).

     Проверка  данных по арендной плате за имущество осуществляется по текущей (краткосрочной) и долгосрочной аренде (лизингу).

     Далее необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета  бухгалтерского учета арендной платы  за имущество. Аудитор должен тщательно  проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

     При обнаружении ошибок необходимо довести их до сведения клиента, который должен их исправить путем внесения соответствующих исправительных записей в регистры бухгалтерского учета.

     Аудитору  необходимо проверить:

     - правильность отнесения аренды  основных средств к текущей  или долгосрочной, оформление актов передачи основных средств в аренду;

     - договор аренды, который оформляется  приемо-сдаточным актом (при передаче  имущества в аренду);

     - отражение финансовых результатов  от сдачи в аренду;

     - ведение бухгалтерского учета  текущей и долгосрочной аренды;

     - начисление износа (при долгосрочной  аренде);

     - отражение капиталовложений в  арендованные основные средства;

     - учет лизинговых операций (следует  руководствоваться приказом Минфина  России от 17 февраля 1997 г. N 15 «Указания  об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга») [2. с. 188-217].

     Наиболее  простым и эффективным способом получения предварительной необходимой  информации о состоянии внутреннего  контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным  в таблице 1 Приложения 1.

     Практика  аудиторских проверок показывает, что  нарушения и ошибки в бухгалтерском  учете допускаются главным образом  при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что, в  отличие от других материальных ценностей  основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы) но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (форма № 101-АПК или ОС-1).

     Только  с этого момента начинается отсчет начисления амортизации (износа) и возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость (НДС) по основным средствам. Разумеется, НДС должен быть выделен отдельной строкой в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации (износа), что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

     Проверка  основных средств не ограничивается вышеизложенными процедурами. Наиболее важные с учетом опыта теории и практики аудита западных стран, приведены в табл. 1 Приложения 2 [2. с. 188-217].

     Кредитный риск у многих людей ассоциируется  с банковской деятельностью. Кредитный  риск - риск потери части доходов  или капитала банка, возникающий в результате неспособности заемщика или контрагента выполнить условия договора с банком. Кредитный риск присутствует в любой деятельности, где успех зависит от контрагента, эмитента финансовых инструментов или заемщика. Он возникает каждый раз, когда кредитная организация предоставляет, инвестирует денежные средства или принимает обязательства в отношении их предоставления в соответствии с действующими соглашениями или на основании подразумеваемых в них условий независимо от того, отражаются ли они в составе активов на балансе или как условные обязательства за балансом.

     Аренда  – широко используемый метод передачи рисков. Широкое распространение получила финансовая аренда (лизинг). Часть рисков, связанных с арендованным имуществом, остается лежать на собственнике: полностью, например, риск физических повреждений собственности, увеличение налогов на имущество, или частично, например, риск снижения коммерческой ценности объекта. Однако весомая часть рисков может быть передана путем специальных оговорок в договоре аренды.

     Согласно  ст. 669 ГК РФ к арендатору полностью переходит риск случайной гибели и риск случайной порчи арендованного имущества в момент передачи ему этого имущества.

     При реализации проекта недвижимостью  заемщик может подвергаться риску, вызванному фактором конкуренции (например, когда удельный вес недвижимости, сданной в аренду, ниже запланированного показателя).

     Фактор  конкуренции может быть вызван чрезмерно  оптимистическими прогнозами спроса, снижением спроса или непредвиденным насыщением рынка. На усиление фактора  конкуренции может повлиять большой объем продаж описанного имущества, когда инвесторы, приобретающие данные объекты, взимают более низкую арендную плату для привлечения арендаторов.

     Арендодатель, передавая имущество в аренду, может гарантировать себе постоянный доход на определенный период. Но при длительном сроке аренды возрастает риск и для арендодателя, и для арендатора, так как трудно предсказать будущее изменение коммерческой ценности арендованного имущества, а следовательно, и изменение размера арендной платы.

     Возможное решение, снижающее риск собственника имущества, в этом случае может быть связано с фиксированной рентой, то есть установлением арендной платы в процентах к объему продаж арендатора, но не ниже определенной фиксированной суммы [2. с. 188-217].

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС»

3.1 Краткая экономическая характеристика  ООО «ЭФЕС»

 

     ООО «ЭФЕС» зарегистрировано 20 августа 2001 года. Администрацией Брянского района Брянской области. Общество является юридическим лицом по Российскому Законодательству и действует в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами.

     Целью деятельности Общества является получение  прибыли его участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах работах, услугах, предлагаемых обществом

     Общество  самостоятельно планирует свою хозяйственную  деятельность, определяет перспективы  развития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимости обеспечения производственного и социального развития общества. Общество осуществляет свою производственную и коммерческую деятельность силами трудового коллектива по договорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами.

     Общество  выполняет работы, оказывает услуги и реализует отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым  самостоятельно или на договорной основе и в соответствии с действующим  законодательством РФ.

     Расчеты общества по своим обязательствам производятся в наличном и безналичном порядке через учреждения банков в соответствии с правилами выполнения расчетных и кассовых операций, утверждаемыми ЦБ РФ.

     Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов, бухгалтерских  балансов и контроля финансово–хозяйственной деятельности общество может привлечь профессионального аудитора.

Информация о работе Аудит аренды основных средств