Аудит аренды основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;
- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;
- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;
- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ 11
2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств 11
2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств 19
3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС» 23
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС» 23
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС» 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ». 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗ\ОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – АУДИТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ВИСИ_АудитАрендыОсновных.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение  новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.

     Экономический контроль в России становится одним  из важнейших элементов рыночной экономики. Появились и действуют  новые контролирующие государственные  и негосударственные органы, позволяющие  обеспечить необходимой информацией всю систему и уровни управления.

     Одним из значимых в настоящее время, а  также перспективных и эффективных  видов контроля финансово-хозяйственной  деятельности экономических субъектов  в условиях рынка является независимый  контроль - аудит. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

     Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства  заключается в подтверждении  достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов.

     В стране за последние годы проведена  большая работа по созданию системы независимого аудиторского контроля, подготовке кадров аудиторов и лицензированию их деятельности, регламентации профессиональных, обязанностей, прав и ответственности аудиторов в соответствии с принятыми отдельными законодательными актами, в том числе правилами (стандартами) аудита. Опубликованы ряд учебников, учебных и практических пособий по аудиту. История, проблемы, опыт развития и становления аудита рассматриваются учеными-экономистами и практиками на страницах различных журналов и других периодических изданий. Вместе с тем проблемы организации, методологии и техники проведения аудита применительно к различным экономическим субъектам разных отраслей народного хозяйства.

     Организация бухгалтерского учета и эффективность  управления производством в организациях различных отраслей связаны с длительностью производственного процесса, сезонным характером деятельности, несовпадением (или совпадением) процессов труда и получения продукта от этого труда, наличием и использованием в процессах деятельности специфических средств и формированием издержек производства и др.

     Поскольку информационной основой аудита в  основном является бухгалтерский учет, то аудиторы, проверяющие различные  организации, должны уметь пользоваться специальными методами и приемами проверки для получения аудиторских доказательств достоверности бухгалтерской отчетности и обоснованной информации для разработки рекомендаций, проектов бизнес-планов, планов по оптимизации производств, затрат, финансов и осуществления других мероприятий с целью повышения эффективности управления процессами деятельности.

     В данной работе изучается методика аудиторской  проверки учета аренды. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так  как основные средства формируют главную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения.

     Эти изменения коснулись: состава и  структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; оценки и переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.

     Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться  по указанным направлениям.

     Таким образом, конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета движения, затрат на ремонт основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

     Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО  «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений  по совершенствованию системы учета аренды.

     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

     - рассмотрены особенности ведения  и организации бухгалтерского  учета операций по учету основных  средств и их аренды, факторы  обусловливающие эти особенности;

     - определены обязанности и виды  внутреннего контроля по учету  аренды, особенности приемов документального  и фактического контроля;

     - определены типичные основные  ошибки, выявляемые в ходе аудита  учета аренды;

     - проведена аудиторская проверка  раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

     При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ, инструкции Центрального Банка РФ и статьи периодической печати. Кроме того, были использованы данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемого предприятия.

 

1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

      Цель  аудита основных средств - составить  обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

        В ходе проверки основных средств,  если планом аудита не предусмотрено  иное, аудиторы могут рассмотреть и связанные с ними области учета и статьи отчетности: расходы на ремонт основных средств, доходы от сдачи основных средств в аренду и расходы на аренду основных средств, доходы и расходы, возникающие при выбытии основных средств, незавершенное строительство, обязательства по налогу на имущество и т.п.

      Для разработки эффективного подхода к  аудиту основных средств на стадии планирования проводится предварительная  оценка системы внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита.

        Оценивая систему внутреннего  контроля, аудитор должен получить  ответы на следующие вопросы.

       1. Своевременно ли  отражаются в регистрах учета  операции по установке, разборке, перемещению или остановке оборудования?

        Аудитор должен изучить систему  документооборота, процедуры передачи сведений из складских и производственных подразделений, инженерных и механических служб организации в бухгалтерию. Если информация передается несвоевременно, это свидетельствует о слабостях внутреннего контроля и может привести к появлению недостоверных данных в бухгалтерском учете и отчетности.

       2. Регистрируется  ли сдача основных средств  в аренду? Ведется ли забалансовый  учет взятых в аренду основных  средств?

        Если сданные в аренду основные  средства не учитываются обособленно, это может привести к тому, что доходы от аренды будут несвоевременно отражены в учете и отчетности организации или неверно классифицированы. Отсутствие забалансового учета взятых в аренду основных средств может негативно сказаться на их сохранности, затруднить анализ эффективности их использования, привести к неверной классификации расходов на аренду.

       3. Проводится ли  инвентаризация основных средств?  С какой периодичностью?

        Как оформляются инвентаризационные  документы? Как отражаются и  анализируются результаты инвентаризации?

        Инвентаризация основных средств - важная процедура контроля. Аудитору необходимо убедиться в том, что инвентаризация осуществляется в установленные сроки, с соблюдением необходимых правил, исключающих фальсификацию ее результатов, в отношении всех объектов основных средств проверяемой организации, в том числе тех, которые находятся в территориально обособленных подразделениях.

        Как правило, аудиторы присутствуют  при инвентаризации основных  средств проверяемой организации,  если они являются существенной статьей финансовой отчетности. Участвуя в инвентаризации, аудитор может также выборочно проверить наличие отдельных объектов основных средств, дабы затем, при проведении аудиторских процедур по существу, убедиться в том, что эти объекты действительно отражены в бухгалтерском учете организации.

        Наблюдая за проведением инвентаризации  аудитор должен обратить особое  внимание на неиспользуемые основные  средства, чтобы выяснить, отвечают  ли они критериям активов, соответствует  ли их балансовая оценка текущей рыночной стоимости или она должна быть снижена. Наличие большого количества неиспользуемых основных средств может свидетельствовать о недостаточно эффективном контроле за их использованием и целесообразностью приобретения, а может указывать на подготовку организации к выпуску нового вида продукции, т.е. на ситуацию, когда оборудование приобретено, но пока не используется в производстве. В этом случае аудитору нужно выяснить, что все расходы по освоению производства должным образом отражены в бухгалтерском учете и отчетности организации.

        Возможна и обратная ситуация, когда наличие неиспользуемых  основных средств говорит о  том, что организация сократила  объемы производства и у руководства  существуют планы его закрытия. В этом случае аудитор также должен установить, что отчетность организации отражает существующее положение дел и в ней в необходимой степени раскрыты намерения руководства.

        Аудитору, наблюдающему за инвентаризацией,  следует удостовериться в правильности  ее проведения, полноте, точности и своевременности документального оформления, отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Аудитору также необходимо выяснить, анализируются ли результаты инвентаризации руководством, принимаются ли соответствующие меры, если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостачи.

       4. Застрахованы ли  основные средства на случай  стихийных бедствий?

        Достаточна ли сумма страхового  покрытия? Проводится ли ее периодический  пересмотр?

        На данный вопрос следует обращать  внимание в организациях, имеющих дорогостоящие и специализированные основные средства в регионах и (или) на производствах с высокими рисками возникновения стихийных бедствий либо других чрезвычайных ситуаций. Наличие программы страхования ценных для организации активов, регулярная оценка достаточности страхового покрытия свидетельствуют о надежности внутреннего контроля в организации и о стремлении ее руководства избежать возможных убытков в связи с потерями производственных мощностей и соответствующим сокращением производства.

       5. Анализируется  ли правильность исчисления налога  на имущество и амортизации  для целей налогообложения?

        Контроль за правильностью исчисления  налоговой базы - важная часть  системы внутреннего контроля  организации. Надежная система  контроля в этой области позволяет минимизировать риски взысканий со стороны налоговых органов с неблагоприятными финансовыми последствиями для организации.

       6. Планируются ли  расходы на приобретение и  создание основных средств, их  ремонт и модернизацию? Утверждается  ли план (смета) таких расходов?

        Сопоставляются ли фактически  произведенные расходы со сметой?

        Анализируются ли отклонения  от сметы, кем и с какой  периодичностью?

        Наличие, утверждение и регулярный  анализ сметы расходов на приобретение, строительство, ремонт и модернизацию основных средств важны в организациях, имеющих значительные производственные мощности. Контроль расходов на основные средства - важная часть внутреннего контроля финансовых потоков, поскольку такие расходы существенны в организациях производственной сферы. Кроме того, планирование расходов необходимо для своевременной замены и модернизации оборудования с целью регулярного обновления и поддержания в исправном состоянии производственных мощностей, что, в конечном итоге, благоприятно сказывается на финансовой устойчивости организации и ее способность генерировать доходы.

       7. Существует ли  внутренняя инструкция по учету  приобретения и создания основных  средств, расходов на их ремонт  и модернизацию? Установлены и  соблюдаются ли критерии отнесения расходов к текущим или капитальным?

Информация о работе Аудит аренды основных средств