Аудит аренды основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 02:25, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки учета аренды основных средств на примере ООО «ЭФЕС», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета аренды.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены особенности ведения и организации бухгалтерского учета операций по учету основных средств и их аренды, факторы обусловливающие эти особенности;
- определены обязанности и виды внутреннего контроля по учету аренды, особенности приемов документального и фактического контроля;
- определены типичные основные ошибки, выявляемые в ходе аудита учета аренды;
- проведена аудиторская проверка раздела бухгалтерского учета «учет аренды» на примере предприятия ООО «ЭФЕС».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ 11
2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств 11
2.2 Аудиторская проверка арендованных основных средств 19
3 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭФЕС» 23
3.1 Краткая экономическая характеристика ООО «ЭФЕС» 23
3.2 Аудиторское заключение по ООО «ЭФЕС» 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АУДИТ». 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗ\ОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ: ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И УЧЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – АУДИТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ВИСИ_АудитАрендыОсновных.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

        Вопросы учета капитальных вложений, расходов на ремонт и модернизацию  достаточно сложны, поэтому наличие  внутренних инструкций, установленных  критериев деления расходов на  текущие и капитальные и контроль  за их соблюдением важны для предотвращения существенных ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.

       8. Сверяются ли  данные аналитического учета  основных средств с данными  синтетического учета, Главной  книгой? С какой периодичностью?

        Сверка данных аналитического  и синтетического учета - относительно простой, но эффективный способ контроля правильности отражения основных средств в бухгалтерском учете и отчетности. Аудитору следует выяснить, своевременно ли отражаются в учете и отчетности выявленные отклонения, проводится ли анализ их причин, принимаются ли меры для предотвращения отклонений в дальнейшем.

       9. Своевременно ли  осуществляется государственная  регистрация основных средств,  если она требуется в соответствии  с законодательством?

        В случае, когда государственная регистрация основных средств проводится несвоевременно, возникают дополнительные риски, связанные с неподтвержденным правом собственности организации на соответствующие объекты недвижимого имущества. Наличие в организации лиц, в обязанности которых входит сбор и подача документов на регистрацию сделок с недвижимостью, график подачи соответствующих документов и контроль за его соблюдением могут служить доказательством существования надежных процедур контроля.

        Аудитор должен получить ответы  и на другие вопросы, если это, по его мнению, необходимо для оценки системы внутреннего контроля и планирования характера и масштаба аудиторских процедур.

 

2 МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА АРЕНДЫ

2.1 Методика аудиторской проверки учета основных средств

 

     Согласно  Международными стандартами аудиторской деятельности, аудит финансовой отчетности - это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. В РФ аудиторская проверка определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Основы организации и проведения аудиторской проверки в РФ регламентируются ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности», стандартами аудиторской деятельности и методиками, а также договором, заключенного между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Цель аудита - составить мнение о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о выполнении им требований законодательных и нормативных актов при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности. Основные задачи аудиторской проверки являются:

     - изучение на основе тестирования  доказательств, подтверждающих значение  и раскрытие в финансовой (бухгалтерской)  отчетности информации о финансово-хозяйственной  деятельности аудируемого лица;

     - оценку принципов и методов  бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     - определение главных оценочных  значений, полученных руководством  аудируемого лица при подготовке  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     - оценку общего представления  о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Аудит осуществляется согласно общего плана  и программы аудита в три основных этапа:

     1. Подготовка и планирование аудиторской  проверки.

     2. Проведение аудиторской выборки  и осуществление аудиторских  процедур.

     3. Оценка результатов проведенных аудиторских процедур и составление отчета аудитора и аудиторского заключения [2. с. 188-217].

     1. Подготовка и планирование аудита  включает:

     - Составление списка нормативных  актов, которые являются основой  организации и ведения бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности по объекту проверки.

     - Сбор, анализ и оценку информации  о деятельности аудируемого лица  и объекту проверки, а также  типичных нарушениях, вскрываемых  при аудите.

     - Составление списка документов, которые должны быть представлены аудиторам для проверки аудируемым лицом.

     - Подготовку необходимых рабочих  документов, таких как: проектов  программ аудиторских процедур  по существу и тестов средств  контроля; перечня типовых вопросов  для выяснения мнения руководящего  персонала и работников бухгалтерии; специальных бланков и проверочных листов; блок-схем и графиков; перечней замечаний, протоколов или актов.

     - Решение организационных вопросов.

     - Знакомство, изучение и оценка  систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля аудируемого лица.

     - Оценка и определение приемлемого  уровня аудиторского риска и  уровня существенности.

     - Определение направлений аудита, аудиторских процедур, которые необходимо  осуществить, а также объема  аудиторской выборки и срок  проведения аудиторской проверки. Составление и утверждение руководителем аудиторской проверки программы аудита.

     Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и  проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита должны быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание: полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля; требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу; временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица; привлечение других аудиторов или экспертов.

     Проведение  аудиторской выборки и осуществление  аудиторских процедур определяется методикой аудита, разработанной  в аудиторской организации и осуществляется согласно программы. На этом этапе аудитор осуществляет проверку соблюдения аудируемым лицом основных предпосылок подготовки финансовой отчетности. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности - сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные предпосылки включают в себя следующие элементы: существование - наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; права и обязанности - принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности; возникновение - относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода; полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета; стоимостная оценка - отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства; точное измерение - точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени; представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Аудитор должен проверить:

     - правильность деления основных  средств по классификации, так как неправильное их деление может привести к неправильному начислению износа и, как результат, к неправильному отражению затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

     - правильность деления основных  средств по принадлежности, так  как неправильное их деление может привести к неправильным расчетам арендной платы и начислению износа;

     - правильность деления основных  средств по характеру участия  в производстве, так как в противном  случае это может привести  к неправильному начислению амортизации (на основные средства, находящиеся в запасе на консервации, амортизация не начисляется);

     - правильность отнесения предметов  к основным средствам [2. с. 188-217].

     Окончательное решение о том, какие предметы на каком синтетическом счете  учитываются, выносит руководитель в зависимости от характера и условий деятельности возглавляемой им организации. Это решение становится частью учетной политики предприятия и должно приниматься в отношении видов (групп) предметов, а не по каждому предмету в отдельности.

     Оценка объектов основных средств.

     От  правильности оценки основных средств  зависит правильность отражения  финансовых результатов, расчетов с  бюджетом по налогу на имущество и  правильность составления бухгалтерской  отчетности. В соответствии с ПБУ 6/97 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н, основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая включает в себя сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. При аудиторской проверке сначала надо детально рассмотреть, насколько правильно сформирована первоначальная стоимость поступивших основных средств, а также восстановительная и остаточная стоимость, числящихся на балансе предприятия основных средств. От этого зависят показатели себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия в той части, которая определяется суммой начисленной амортизации и списанием с баланса отдельных объектов основных средств. В условиях рынка и инфляции целесообразно предоставить право предприятиям самим определять восстановительную стоимость основных средств экспертным путем, исходя из существующих рыночных цен и ожидаемых индексов инфляции, так как в условиях рыночной экономики принятие правительством решений по вопросам переоценки какого-либо имущества противоречит здравому смыслу.

     Аудитору  необходимо проверить:

     - наличие факта создания комиссии  по приемке основных средств  и оформлению ее результатов;

     - договоры купли-продажи основных  средств (при покупке у физических  лиц) с указанием стоимости объекта;

     - протокол договорной цены (при  внесении основных средств учредителями);

     - первоначальную стоимость, указанную  в актах приемки-передачи;

     - правильность произведения переоценки  основных средств;

     - правильность отражения первоначальная  стоимости после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной  ликвидации объектов;

     - правильность определения инвентарной  стоимости законченных строительством объектов (письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»).

     Проверка  поступления и выбытия основных средств.

     При покупке основные средства принимаются  к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов. К фактическим затратам относятся: суммы, уплаченные поставщику в соответствии с договором; суммы, уплачиваемые за посреднические, консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, государственные, таможенные пошлины и другие аналогичные платежи; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением основных средств, а также затраты по доведению их до рабочего состояния [2. с. 188-217].

     При выбытии основных средств, по которым  начислялась амортизация, вся сумма  накопленной амортизации списывается  в уменьшение первоначальной стоимости. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

     Дебет 02 Кредит 01 - списан начисленный износ по основным средствам;

     Дебет 91 Кредит 01 - списана остаточная стоимость  основных средств на финансовые результаты предприятия.

     В дебет счета 91 «Прочие доходы и  расходы» также записываются все  расходы, связанные с выбытием актива, а в кредит - доходы от выбытия объекта. Например, при выбытии основных средств в дебет счета 91 относят расходы на демонтаж оборудования, разборку зданий и сооружений, а в кредит - материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объектов. Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. При необходимости аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» можно вести выбытию активов.

Информация о работе Аудит аренды основных средств