Анализ системы управления дебиторской задолженности в ОсОО «Агромет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:54, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью и денежными средствами в ОсОО «Агромет», а также разработки рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежными средствами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы анализа дебиторской задолженности;
- проанализировать системы управления дебиторской задолженности в ОсОО «Агромет»;
- на основе проведенных исследований дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности и денежных средств на примере ОсОО «Агромет».

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1Теоретические основы анализа дебиторской задолженности
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности………………….5
1.2 Учет дебиторской задолженности …………………………………………11
1.3 Учет дебиторской задолженности по прочим операциям………………...17
1.4 Подходы к управлению дебиторской задолженности и анализ ее оборачиваемости…………………………………………………………………23
Глава 2 Анализ системы управления дебиторской задолженности в ОсОО «Агромет»
2.1 Общая характеристика деятельности ОсОО «Агромет»………………….33
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ОсОО «Агромет»……………...…………………………………………………37
2.3 Анализ дебиторской задолженности ОсОО «Агромет»………………..…50
Глава 3 Резервы и пути совершенствования системы управления дебиторской задолженностью на примере ОсОО «Агромет»
3.1 Меры по улучшению управления дебиторской задолженностью в ОсОО «Агромет»…………………………………………………………………….…..64
3.2 Повышение эффективности деятельности ОсОО «Агромет»…………….67
Заключение……………………………………………………………………...70
Список использованной литературы………………………………………..77
Приложение………………………………………………………………….. .. 80

Работа состоит из  1 файл

ДЗ новая-1.doc

— 775.50 Кб (Скачать документ)

Для ускорения  взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда  их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, нужно составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: предполагаем продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.

- Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

Необходимо  классифицировать дебиторские задолженности  по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

- Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

- Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

При предоставлении коммерческого  кредита следует оценить конкурентоспособность  предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:13

1)    анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением  дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческих кредитов;

5)   оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности  и оценка ее реальной стоимости заключается  в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Определенный интерес  представляет анализ динамики дебиторской  задолженности по срокам ее возникновения  и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

  1. объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода <2
  2. объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

При анализе  соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

4. Условия платежей  за отгруженную продукцию - один  из факторов, влияющих на объем  продаж. Под условиями платежей понимается:

а) предоставление отдельным покупателям коммерческого  кредита (отсрочки платежа);

б) срок кредита;

в) скидка за своевременность  оплаты. Перечисленные три условия  могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)

- 30 дней. Последний  срок - срок коммерческого кредита;  далее - штрафы за просрочку  оплаты. Скидки более предпочтительны,  чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.

На уровень  дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и  классификация покупателей в  зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов  с дебиторами, оценка реального  состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование  денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность  применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно  сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной  прибыли, связанной с той или  иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

В зависимости от размера  дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов  анализ ее уровня можно проводить  как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.14

Этап 1. Задается критический  уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся  к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).

Существуют и более  сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических  значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности  в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы.

Одной из задач финансового  менеджера по управлению дебиторской  задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Увеличение дебиторской  задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

В зависимости от размера  дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов  анализ ее уровня можно проводить  как сплошным, так и выборочным методом.

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

С целью максимизации притока  денежных средств предприятию следует  разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими  условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Анализ системы управления дебиторской  задолженности в  ОсОО «Агромет»

 

2.1 Общая характеристика  деятельности ОсОО «Агромет»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Агромет» зарегистрировано по адресу: г.Ош, 714000, ул. Касымбекова, 8а Телефон: +996 (3222) 4-50-67, 4-50-93

Учредителями ОсОО «Агромет» являются три физических лица с вкладами в уставный капитал равными долями.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с  законодательством Кыргызской Республики и Уставом. Предприятие является хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием, бланки.

Предприятие специализируется на выпуске и импорту минеральных удобрений.

Главная цель предприятия  формулируется следующим образом: адаптация предприятия к условиям рынка и последующее его развитие при стремлении к минимизации затрат.

Высшим органом управления Общества с ограниченной ответственностью «Ромашка» является Общее собрание его участников, которое вправе решать все вопросы деятельности Общества. При этом к исключительной компетенции Общего собрания участников Общества относятся:

Информация о работе Анализ системы управления дебиторской задолженности в ОсОО «Агромет»