Основные черты антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:14, лекция

Описание

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые.
Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них.
Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Содержание

1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития
2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
3. Признаки и особенности антикризисного управления
4. Эффективность антикризисного управления

Работа состоит из  1 файл

Лекция 4 Осн. черты антикризисн управления..doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

ЛЕКЦИЯ 4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ  АНТИКРИЗИСНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

1. Управляемые  и неуправляемые процессы антикризисного  развития

2. Возможность,  необходимость и проблематика  антикризисного управления

3. Признаки  и особенности антикризисного  управления

4. Эффективность  антикризисного управления 
 

     Вопрос 1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития

     Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые.

     Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них.

     Направленность  и характер неуправляемых процессов невозможно изменить по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

     Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот.

     Преобладание  неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляемых процессов зависит от эффективности управления и в определенных условиях тоже ведет к кризисным ситуациям.

     Так, чрезмерный бюрократизм рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации.

     Ранее часто использовался термин «заорганизованность», который характеризует стремление всем и всячески управлять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости.

     Зачастую  это возникает в результате необоснованных опасений, отсутствия доверия к персоналу, непрофессионализма, а также на почве амбициозности менеджера.

     Управляемые процессы имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени. Так, хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих в разрез со здравым смыслом или юридическим законом. Следовательно, не все процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

     К кризису может приводить «неведение»  тех процессов, которыми можно управлять и которые надо умело направлять. Если этого не делать, они могут превратиться в стихийные. Кризис может возникнуть и в случае стремления управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления.

     Это приводит к пустой растрате ресурсов.

     Антикризисное развитие это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

     Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение приводят к усложнению экономических связей, все большему разнообразию интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и другими факторами.

     Процессы  развития цикличны, и возрастание  сложности происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

     Логистическая кривая отражает четыре этапа развития.

     Так развивается не только организация, производство или фирма, — таким же образом происходит и развитие управления.

     Первый  этап развития — это простое управление. Это управление, не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

     Второй  этап — управление в условиях нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно опережать развитие производства. Только в этом случае оно может быть эффективным. Это потребует реконструкции управления, что, естественно, повлечет за собой усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, а также профессионализацию управления.

Третий  этап — управление, адаптированное к соответствующей сложности производства. Оно может стимулировать ускоренное развитие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свой инновационный потенциал.

      Четвертый этап — замедление развития управления при достаточно высоких темпах развития производства. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления, а вслед за ним — всей управляемой системы.

      Антикризисное управление в этом ракурсе его  анализа выглядит как максимальное сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах цикла развития производства и управления и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций. 
 

     Вопрос  2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления

     Опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов. Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

     Антикризисное управление это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

     Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания.

     Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем.

     Это позволяет предвидеть ситуации кризиса  и готовиться к ним.

     Наиболее  опасными являются неожиданные кризисы.

     Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий.

     Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

     Необходимость антикризисного управления обусловлена также  и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.

     Решение технических проблем начинается с управления.

     В экономическом антикризисном управлении тоже возникает необходимость поиска — типов диверсификации производства, конверсии.

     Проблематика  антикризисного управления обширна и разнообразна; ее можно разделить на четыре группы.

      Первая  группа — проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это не простое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

      Но  не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

     Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.

     Например, в экономическом антикризисном  управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии, что требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, социально-психологические проблемы.

     Проблематику  антикризисного управления можно представить и в диверсификации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. К этой же группе можно отнести и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

     Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которые всегда сопровождают кризисные ситуации, инвестирование антикризисных мер, проблемы банкротства и санации предприятий.

     Состав  типичных проблем антикризисного управления подчеркивает, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками. 
 
 

      Вопрос 3. Признаки и особенности антикризисного управления 

     Кризисы различны, и управление ими также  может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

     • гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным системам управления;

     • склонность к усилению неформального  управления, мотивация

энтузиазма, терпения, уверенности;

     • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

     • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы; усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

     Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

     • мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

     • осуществление програмно-целевых  подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

     • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

     • усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

Информация о работе Основные черты антикризисного управления