Основные черты антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 00:14, лекция

Описание

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые.
Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них.
Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

Содержание

1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития
2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления
3. Признаки и особенности антикризисного управления
4. Эффективность антикризисного управления

Работа состоит из  1 файл

Лекция 4 Осн. черты антикризисн управления..doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

     • использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

     Механизм  управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности.

     Не  всегда обычные средства воздействия  дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

     В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть

отданы:

      • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок («семь раз отмерь...»), осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

      • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

      • интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

      • инициативности в решении проблем  и поиску наилучших вариантов развития;

      • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

      Все это в совокупности должно найти  отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления.

      Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

      Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения.

      Функции антикризисного управления — это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии кризиса, в процессе кризиса и при наличии его последствий?

      В этом отношении можно выделить шесть  функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, регулирование времени принятия и исполнения решений.

      В развитии любого управления сосуществуют две его противоположности — интеграция и дифференциация.Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации, и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует возникновение новых организационных форм управления или организаций нового типа.

      В этом взаимодействии существуют точки  кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

      Управление  имеет ограничения — внутренние и внешние, которые находятся в определенном, но изменяющемся соотношении.

     Ограничения - неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями.

     Всегда существуют внешние и внутренние ограничения. Их обнаружение и учет - задача антикризисного управления.

     В менеджменте ограничения существуют в качестве факторов развития и эффективности управления.

     Но  ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются посредством или отбора персонала, его ротации, обучения, или совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, паблик рилейшнз.

     Одна  из важнейших характеристик антикризисного управления — сочетание формального и неформального управления. Разнообразные виды такого сочетания определяют зону рациональной организации антикризисного управления, которая может сужаться или расширяться.

     Ее  сужение отражает повышение опасности  кризиса или опасности наиболее острого его проявления.

     Для антикризисного управления особое значение имеет перспективность, возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития.

      Существуют  разные стратегии антикризисного управления:

     • предупреждение кризиса, подготовка к  его появлению;

     • выжидание зрелости кризиса для  успешного решения проблем его преодоления;

     • противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов;

     • стабилизация позитивных ситуаций посредством  использования резервов, дополнительных ресурсов;

     • рассчитанный риск;

     • последовательный вывод из кризиса;

     • предвидение и создание условий  устранения последствий кризиса.

     Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса, а также возможностями управления.  
 

      Вопрос  4. Эффективность антикризисного управления

      Антикризисное управление, так же как и любое  другое, может быть менее или более эффективным.

     Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но ее следует предполагать и видеть при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

     Основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления: 

      1. Профессионализм антикризисного управления и специальная

подготовка.

      Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

     2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессах специальной подготовки.

     Для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать из них тех, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять организацией в экстремальных ситуациях.

      3. Методология разработки рискованных решений.

      Подобная методология должна быть создана и освоена, потому что в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

      4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций.

      Видение будущего — не субъективное, а основанное на точном, научно- обоснованном анализе — позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

      5. Важным фактором эффективности  антикризисного управления является также корпоративность, которая в организации или фирме может проявляться в различной степени.

      Корпоративность — это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм. 6.

      6. Лидерство которое определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью.

      7. Оперативность и гибкость управления. В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях.Инерционность в этом случае может играть отрицательную роль.

      8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возникает потребность в изменении стратегии управления и разработке специальных программ антикризисного развития.

      9. Человеческий фактор в определенной мере отражает факторы корпоративности и лидерства, искусства управления.

      Совокупность  непредсказуемых экстремальных ситуаций могут преодолеть только те люди, которые верны общей идее и общему замыслу и безоговорочно доверяют друг другу. Так же работает человеческий фактор и в антикризисном управлении.

      10. Значительным фактором эффективности  антикризисного управления является система мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для своевременного его обнаружения и распознавания.

      Аналогичный мониторинг кризисных ситуаций возможен и в системе антикризисного управления.

Информация о работе Основные черты антикризисного управления