Антикризисный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание

Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….2
1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии…3
2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов………………………4
3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении……………………………………6
4. Механизм антикризисного управления…………………………………………………………….8
5. Стратегия и тактика антикризисного управления………………………………………………..10
6. Государственное регулирование кризисных ситуаций…………………………………………..13
7. Санация предприятий………………………………………………………………………………16
8. Управление рисками………………………………………………………………………………..19
9. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости…………………………....21
10. Механизмы антикризисной устойчивости……………………………………………………….22
11. Человеческий фактор антикризисного управления……………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

реферат ОСН.ЧАСТЬ111.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

     Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………….2

1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии…3

2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов………………………4

3. Потребность  и необходимость в антикризисном управлении……………………………………6

4. Механизм антикризисного  управления…………………………………………………………….8

5. Стратегия  и тактика антикризисного управления………………………………………………..10

6. Государственное  регулирование кризисных ситуаций…………………………………………..13

7. Санация предприятий………………………………………………………………………………16

8. Управление  рисками………………………………………………………………………………..19

9. Инновации  и механизмы повышения антикризисной  устойчивости…………………………....21

10. Механизмы  антикризисной устойчивости……………………………………………………….22

11. Человеческий  фактор антикризисного управления……………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Вопросу антикризисного менеджмента в последнее  время уделяется очень большое внимание. Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов деловой жизни России.

     Понятие «антикризисного управления предприятием»  возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить  во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис.

     Антикризисный менеджмент - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре на собственные ресурсы.

     Можно с уверенностью сказать, что антикризисное  управление отличается от обычного, и  отличают их принципы, на которых и  основывается антикризисное управление. Именно эти принципы, а также функции, задачи и методы менеждмента кризисных ситуаций представленны в данной работе. 
 
 
 
 
 
 

     1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

     Кризис (от греч. krisis – поворотный пункт, решение) – резкий перелом, тяжелое переходное состояние. Состояние кризиса является нетипичным, временным.

     Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

     Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Первые связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

     В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.

     Последствием  кризиса может стать один из трёх сценариев:

  1. Возврат в прежнее состояние.
  2. Переход в иное благоприятное состояние.
  3. Прекращение деятельности.

     Антикризисное развитие – это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознавания кризисов и управления их преодолением. 
 
 
 

     2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов

     Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

     По  проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

     Главной особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или  микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему  или всю проблематику развития. Потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. Псевдокризис – это проявление кризисных признаков в «здоровой» экономической системе. Псевдокризис может быть спровоцированным, например, с целью вытеснения конкурентов с рынка, а также вуалирования определенных действий участников делового оборота.

     По  структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, технологических,психологических кризисов. Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Социальные кризисы возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей и т.д. Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних компаний. Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Психологические кризисы проявляются в виде стрессов, страхов, неуверенности, неудовлетворенности и т.д. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

     По  непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека, вторые – общественными отношениями во всех видах их проявления. Экологические кризисы возникают при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека.

     Кроме того, кризисы могут быть предсказуемыми и неожиданными, явными и латентными, глубокими и легкими.

     Выделяют  два этапа диагностики кризиса:

     – установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

     – выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

     Первый  этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает  определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.

     Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой  формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной  и т. д.

     На  втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении

     Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.

     Целями  антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

     То  есть антикризисный менеджмент –  это формирование такой системы  управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде.

     Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию

     В экономической литературе широко применяется  классификация стратегий с точки  зрения экономического роста. Группировка  стратегий по данному критерию такова:

     1) стратегия концентрированного роста предполагает совершенствование или выпуск новой продукции, а также поиск возможностей улучшения положения предприятия на существующем рынке или перехода на новый рынок;

     2) стратегия интегрированного роста обеспечивает экономический рост за счет приобретения собственности, а также создания новых производственных структур.

     При осуществлении этих двух стратегий  изменяется положение предприятия  внутри отрасли;

     3) стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если предприятие не может развиваться дальше на данном рынке сданным товаром в рамках данной отрасли;

     4) стратегия сокращения производства или стратегия ликвидации реализуется, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил, структурной перестройке или ликвидации.

     При анализе деятельности предприятия, оценке перспектив возникновения кризисных  состояний важно рассмотреть  качественное соотношение данных четырех  типов стратегий.

     Кризис  может также предоставить новые  возможности развития организации. Выразится это, прежде всего, в общем ослаблении всех участников делового оборота (при макрокризисе), что отразится в ослаблении конкурентной борьбы, в необходимости срочного введения инноваций в деятельность компании, которые позволят перейти на новый качественный уровень деятельности организации, в возникновении в следствие кризиса принципиально новых направлений деятельности в существующей области и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Механизм антикризисного управления

Информация о работе Антикризисный менеджмент