Зарождение среднего класса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 23:24, курсовая работа

Описание

В последнее время многие политические движения и партии пытаются сделать средний класс своей опорой. При этом выдвигают следующие тезисы: "средний класс —люди с хорошим достатком, высоким уровнем и качеством жизни — должен составить большинство населения России, послужить основой и опорой ее развития", "именно средний класс - основа стабильности и поступательности социально-экономического движения России на пороге третьего тысячелетия, именно он - препятствие на пути социальных потрясений".[4]



Я выбрала эту тему поскольку мне захотелось самой разобраться в вопросе существования среднего класса: есть ли он в России, и если есть то в каких количествах, какие критерии являются главными для определения среднего класса, можно ли его сравнивать с европейским средним классом, какие специфические особенности есть у нашего среднего класса. Конечно, не существует однозначных ответов на эти вопросы, ведь каждый учёный отстаивает свою точку зрения, но может быть на основе их мнений мне удастся сформировать своё собственное.

Содержание

Введение...............................................................................2

1.Понятие среднего класса.....................................................4
2.Процесс зарождения и формирования среднего класса...6
3.Критерии отнесения к среднему классу.............................9
4.Численности среднего класса в России............................12
5.Слои среднего класса..........................................................13
6.Состав среднего класса.......................................................14
7.Имущественные характеристики среднего класса...........17
8.Средний класс и его работа................................................21
9. Особенности российского среднего класса......................23

Заключение.........................................................................27

Список используемой литературы....................................29

Работа состоит из  1 файл

сред класс.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, состав среднего класса на протяжении последних десятилетий не оставался  неизменным, он ещё не представляет собою законченной, сформировавшейся группы. Динамичность и изменчивость этой группы вызывает дополнительные сложности в её изучении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    7. Имущественные  характеристики среднего  класса.

     Для правильной самооценки своего  материального положения существенно  важно, каким же представляется  респондентам   "средний"  уровень среднедушевых доходов  у окружающих. В ходе различных  опросов выяснилось,

что как  таковая большинством представителей среднего класса воспринимается сумма менее 1000р.,более того - близкая  к цифре 750-800р.,а после 1000-рублёвой отметки баланс оценок своего благосостояния становится уже положительным. Начиная с доходного уровня в 1500р. респонденты начинают оценивать своё положение как "несколько лучше", а по достижении 3000-рублёвой отметки - как "значительно лучшее" ,чем у окружающих. Это по состоянию на март 1999 г.[7] А сейчас эти цифры таковы - граница среднего класса располагается выше суммы в $150, к высшему слою среднего класса относятся люди со среднедушевым доходом в $300. (По данным КОМКОНа)

     По-видимому, самосознание среднего  класса достаточно размыто, если  его представители ориентируются  не на свои "групповые" нормы,  а на средние по всему населению. Следовательно, в массовом сознании не закрепились потребительские и доходные нормы среднего класса, а те, кто в него входит ,воспринимает  своё благополучное материальное положение скорее как "удачу", "везение", а не как групповую норму.

     Обратная картина наблюдается среди верхнего слоя среднего класса. По достижении порога в 3000р. рост самооценки материального благополучия по сравнению с окружающими резко замедляется, а в некоторых случаях наблюдается  снижение такой самооценки: многие представители верхнего слоя среднего класса, по-видимому, осознают себя скорее не как удачливых представителей среднего класса, а как "неудачников" на фоне элиты общества.

   О сравнительно невысоких потребительских  стандартах российского среднего

класса  свидетельствует и структура его расходов, точнее типичные "статьи" семейной экономии. Можно утверждать, что с этой точки зрения средний класс  

начинается  там, где прекращается экономия на продуктах  питания, покупке остро необходимых  предметов домашнего обихода  и приёме гостей или родственников. С другой стороны, такие формы экономии, как экономия на покупке одежды и обуви, и особенно отдыхе, проведении отпуска являются обычными для российского среднего класса. Причем, если экономия на одежде или обуви является границей, которая отделяет нижний слой среднего класса от среднего слоя, то возможность отдыхать в своё удовольствие - удел по преимуществу уже верхнего среднего класса. Наименее эластична к доходам экономия на лечении, лекарствах - даже относительно низкодоходные группы готовы выложить последнее в случае необходимости проведения  платного лечения.

Табл. №1.Уровень потребления в зависимости от степени адаптированности к новым экономическим условиям (в %).

Группы  респондентов. Хвата-ет  только на питание. Хватает только на питание и одежду. Хватает на предметы длительного пользова-

ния.

Хватает на все, кроме недвижи-мости. Хва-тает

на все.

Бедные. 33,5 64,6 1,5 0,4 0,0
Нижний  слой СК. 7,7 85,8 6,2 0,3 0,0
Средний слой СК. 1,3 18,2 62,3 11,8 0,4
Верхний слой СК. 0,0 8,0 52,2 29,5 10,3
 

      С другой стороны, обращают  на себя внимание весьма высокие  потребительские стандарты верхнего  слоя среднего класса. Такой уровень  потребления сложно реализовать  на те достаточно скромные  цифры среднедушевого дохода, которые  были продекларированы представителями данной группы. Всё это позволяет сделать вывод, что для верхних и частично средних слоёв среднего класса основным источником дохода являются побочные доходы, в том числе частично "теневые".

     По своей жилищной обеспеченности, если использовать показатели метража, "средний класс" в меньшей степени выделяется из всего населения, чем по доходам.

     Уровень обеспеченности жилплощадью  до 15 кв. м. на человека скорее  соответствует  стандартам нижнего  слоя среднего класса; свыше 30 кв. м. (и до 40кв. м.)- верхнего слоя среднего класса. Что же касается интервала от 16 до 30 кв. м., то в нём наблюдается пестрая картина, когда практически одинаково представлены все доходные группы.

     В целом показатели жилищной  обеспеченности являются гораздо менее надёжным индикатором среднего класса, чем душевые доходы. Это связано с тем, что, во-первых, огромную роль в реальной обеспеченности жильём играют такие факторы , как состав семьи, тип поселения, "прошлый" социальный статус

(в том числе статус уже ушедших поколений).Во-вторых, те когорты среднего класса, которые совершили быстрое восхождение по социальной лестнице уже в самые последние годы, в большинстве своём ещё не имели возможности закрепить свой статус в обществе в виде более просторного жилья.

     43,4% всех опрошенных представителей  среднего класса имеют дачу  или садово-огородный участок  с домом, 10%- участок или огород  без дома. Наличие дачи или  участка с домом и гаража(всего  он имеется у 41,4% опрошенных  представителей среднего класса) почти на 100% свидетельствует, что его обладатель имеет легальные доходы не ниже 3000р. на члена семьи (нижняя граница верхнего слоя среднего класса).

Таблица № 2.Наличие различных видов имущества в различных слоях среднего класса.

        Вид имущества. Доля обладателей  в нижнем слое среднего класса. Доля обладателей  в среднем слое среднего класса. Доля обладателей  в верхнем слое среднего класса.
1.Холодидильник.

2.Стиральная  машина.

3.Посудомоечная  машина.

4.Цветной  телевизор.

5.Мебельный  гарнитур.

6.Автомобиль.

7.Видеокамера.

8.Музыкальный  центр.

9.Видеомагнитофон.

10.Компьютер.

11.Мотоцикл,моторол-лер.

         98,6

         92,5

          4,1 

         98,6

         86,1 

         49,0

         19,3

         48,3

         78,3

         22,8

         6,5

           99,6

           94,8

           10,9 

           99,1

           92,2 

           70,4

           36,5

           65,2

           84,8

           40,9

           6,1

          99,0

          97,1

          15,6 

           99,5

           95,1 

           80,5

           48,8

           73,7

           93,2

           55,6

           7,8

     Наличие предметов длительного  пользования служит гораздо лучшим  индикатором имущественного и  социального положения их владельцев - хотя бы потому, что, в отличие от жилья, относится к категории собственности, которая гораздо быстрее "наживается" и в подавляющем большинстве является результатом приобретений последнего времени и данного поколения семьи. Если 20-30 лет назад наличие в доме холодильника или телевизора служило признаком достаточно высокого благосостояния семьи, то сегодня это уже не так.  

     Из перечисленных в таблице  № 2 предметов значимым является, прежде всего, наличие нового  автомобиля, видеокамеры, компьютера. В то  же время такие предметы, как музыкальный центр и особенно мотоцикл, являются, скорее принадлежностью молодёжной субкультуры, и поэтому мало что говорят о социальном и материальном статусе их владельцев.  

     С другой стороны, нельзя не  заметить, что по ряду позиций наблюдается значительное различие в обеспеченности различными видами предметов длительного пользования домашних хозяйств среди представителей разных слоёв среднего класса российского общества.

     Если некоторые виды имущества  ещё остаются индикатором благосостояния как таковые, то в отношении других, скорее имеет значение наличие современной и дорогостоящей марки. В этой связи наличие того или иного предмета вообще и наличие недавно купленного того же предмета имеет различный социальный статус.

 Таблица №3. Предметы первой необходимости.

Никогда не отказались бы тратить деньги на …; %

Продукты питания ( кроме баров, ресторанов)                                                    84,2

Лечение, лекарства                                                                                                  75,1

Образование детей                                                                                                  68,5

Одежда, обувь                                                                                                          64,0

Помощь семье  и друзьям                                                                                        61,6

Отпуск (туризм, отдых, путешествие)                                                                  61,0

Машина (ремонт, «косметический» ремонт, запасные части)                           60,7

Бытовые электроприборы                                                                                      58,9

Образование                                                                                                            57,6

Аудио/видео/компьютеры                                                                                      55,9

(Источники:  КОМКОН/Эксперт; КОМКОН/TGI.)

     В отличие от предметов длительного пользования, сколь бы престижными они не были, подлинным капиталом является земля. Земельной собственностью обладают 60,7% опрошенных представителей среднего класса. Однако средний размер земельных владений для всех профессиональных групп, за исключением фермеров, составляет 0,08 га (у фермеров-23,4 га).Считать капиталом такую земельную собственность, как небольшие огороды горожан (0,5-3 сотки), а также многочисленные дачно-садовые участки размером 4-4,5 сотки, вряд ли целесообразно. Они, скорее, являются источником натуральной "добавки" к семейному бюджету в виде продуктов питания, а также рекреационной зоной, то есть для многих - средством сэкономить на отдыхе. Поэтому реально землевладельцами следует признать лишь ту небольшую часть среднего класса - 11,0%, которая обладает земельными участками от 0,06 га и более.

     Развитие сектора  услуг - общепринятый  показатель степени зрелости  индустриального общества. Основным, наиболее массовым их потребителем  на Западе является именно  средний класс. В России платные услуги в достаточно широком спектре доступны верхнему слою среднего класса, и степень их  доступности играет достаточно большую роль в сегментировании среднего класса. Лишь платными медицинскими услугами пользуются существенно больше половины опрошенных (67,9%). Что же касается остальных видов услуг, то их использование определяется несколькими факторами. Так, кроме материальных возможностей, большую роль играет состав семьи, здоровье и уровень образования членов семьи. Особо обратим  внимание на те виды платных услуг, которые являются индикаторами социального и материального статуса. Это, в первую очередь, касается туристических и образовательных поездок за рубеж, а также  строительства или покупки жилья, платных оздоровительных  и образовательных услуг для взрослых.

Информация о работе Зарождение среднего класса в России