Замещающие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. Действующая российская система устройства и воспитания детей не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ. 16
1.1. История развития замещающих семей в России 16
1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 19
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ. 31
2.1. Анализ статьи по теме исследования. 31
2.2. Анализ данных пилотажного исследования. 37
Заключение 42
Список используемой литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 142.70 Кб (Скачать документ)

"поднять" его и  дать все необходимое для нормального воспитания.

Важным для понимания  развития института опекунства был  вопрос  "В настоящее время  Вы сожалеете о том,  что взяли ребенка?"  Никто не сожалеет об этом.  Примерно двадцатая часть опекунов высказала некоторое сомнение, ответив "и да, и нет". Некоторые из тех опекунов, которые ответили "и да, и нет", не учли все обстоятельства и трудности воспитания.  Так,  женщина 40  лет в объяснении почему она чуть не жалеет о своем поступке, написала следующее: "Мы с мужем  (мужу - 44  года)  не имели детей,  взяли в этом году (2007) младенцев-двойняшек. Я не думала, что будет так трудно. Все время трачу по уходу за детьми. У меня уже депрессия.  Не знаю,  что делать?  Хотела бы,  чтобы социальные органы организовали летний отдых для детей". Ситуация понятная. Люди прожили значительное время без детей. У них сформировался определенный образ жизни, который резко поменялся с появлением малышей.

Самое плохое в такой ситуации -  это возвращение ребенка  обратно в детский дом.  У  детей возникает двойной стресс. Поэтому специалисты (психологи, педагоги) предупреждают, что нужно вначале  (перед тем,  как брать ребенка)  оценить свои возможности и способности.  Психологами также установлено, что взятый в семью ребенок может как улучшить отношения между супругами, так и внести разлад в семью.

Какие существуют проблемы в настоящее время в жизни  опекунских семей?  Их условно можно разделить на три группы:  первая связана с адаптацией детей в приемной семье;  вторая -  с материальным обеспечением; третья - с возрастом опекунов.

Первая группа проблем. Вхождение  ребенка в семью,  его адаптации зависят от условий,  в которых он жил до этого,  от его характера.  Общение сложнее происходит у опекунов,  которые взяли детей из детского дома. Некоторые, особенно детдомовские, настороженно относятся к своим будущим опекунам.  Объясняя эту причину,  можно привести опыт руководителя благотворительного фонда "Доброе начало" А. Зелениной,  которая вместе с мужем к своим двум дочерям и сыну взяли мальчика из детского дома. Супруги хотели иметь большую семью, но, по словам Зелениной, "вряд ли современная женщина может позволить себе каждый год рожать".

Поэтому она и предложила взять мужу ребенка из детского дома. Вначале мальчик вел себя,  как дикарь. Женщина приходила в детский дом, организовывала игры с детьми и постепенно вовлекла мальчика в них. Он перестал сторониться и дал согласие на усыновление.

О проблеме вхождения взятого  ребенка под опеку говорили респонденты,  как вырастившие уже своих детей, так и не имевшие их. Казалось бы, у первых есть опыт. Однако и они считают, что для общения с детьми, взятыми из детского дома, им нужна помощь психолога. Приведем пример. Бездетные муж с женой уже в зрелом возрасте (жене - 45; мужу - 55 лет) взяли мальчика 4-х лет из детского дома.  Три года он живет в их семье.  Опекуны находятся в растерянности,  т.к.  не знают,  как себя вести с ребенком,  которому всего семь лет.  Они не понимают,  откуда берется его агрессия,  считают: "Нам достался злой ребенок". Для того чтобы наладить с ним отношения, опекуны просят помощь психолога.

Как складываются в настоящее  время отношения в опекунских семьях?  Как правило,  хорошие, нормальные,  не конфликтные.  Только,  в некоторой части семей отмечены  "неблагополучные отношения".  Причины в основном или из-за  "материального недостатка",  или из-за  "жилищных условий".  Небольшая часть указала,  что причиной конфликтных отношений в семье иногда является опекаемый ребенок ("родные дети не приняли его" или "опекаемый ребенок внес раздор в семью").

Вторая группа проблем  связана с материальным обеспечением опекунских семей.  Во время проведения исследования (2007 г.)  материальная выплата составляла 6  тыс.  рублей.  На вопрос анкеты  "С Вашей точки зрения материальная помощь,  которую оказывает государство для воспитания опекаемого Вами ребенка, достаточна?" утвердительно ответили меньше трети. Больше половины респондентов размер материальной помощи не устраивает.  Анализ ответов на этот вопрос показал следующее:  большинство устроил бы размер материальной выплаты в 15  тыс. рублей;  опекуны,  взявшие нездорового ребенка,  гораздо больше не удовлетворены материальной помощью государства по сравнению с теми,  у которых дети не имеют серьезных заболеваний; респонденты считают,  что нужно ввести шкалу выплат на детей разного возраста,  затраты с возрастом ребенка увеличиваются.

У половины опекунов нет  денег на лечение в случае серьезных  заболеваний детей. На вопрос,  к кому в таком случае они обращались, ответили: в социальные государственные организации - 41%, к родственникам - 38%, в благотворительные фонды - 14%, к друзьям - 6,3%. Кто реально помог?

Родственники - 37%,  социальные государственные организации - 33%,  друзья - 6%, благотворительные фонды,  общественные организации назвали 12%  респондентов.  Альтернативу "никто не помог" отметила четверть респондентов (25%).

В случае оказания больным  детям помощи она выражалась, прежде всего, в деньгах (76,5%). 41,2% респондентов отметили,  что помощь была оказана в медицинских учреждениях,  лекарствами - 17,6%. Четвертую часть детей отправляли бесплатно лечиться. Моральную помощь,  кроме денег, оказали друзья. В 2008 г. правительство Москвы увеличило материальную сумму выплат опекунам до 10 тыс. рублей.

Третья группа проблем -  возраст опекунов.  Среди них  примерно 80%  бабушек и дедушек.  На открытый вопрос анкеты: "Укажите, чего Вам не достает на сегодняшний день для полноценного воспитания опекаемого ребенка?", респонденты назвали после материальных составляющих такие, как здоровье и время.  Здоровья не хватает опекунам потому,  что многие из них являются бабушками опекаемых детей.  Времени опекунам не хватает и по другим причинам:  в старшем возрасте люди быстрее устают,  нужно больше времени на отдых по сравнению с молодыми; некоторые имеют хронические заболевания и должны лечиться;  другие из-за нехватки денег вынуждены и работать, и воспитывать внуков. При возникновении любой проблемы в такой семье они обращаются в органы опеки, которые есть в каждом районе Москвы.5

2.2. Анализ данных пилотажного исследования.

 

Для пилотажного исследования было опрошено 50 людей города Тюмени.

При анализе ответов респондентов на вопрос  «Сколько лет Вашему приемному/опекаемому ребенку?» (распределение ответов  см. в таблице 1), выяснилось, что у более 30%, а именно у 36% опрошенных в семье приемный/опекаемый ребенок возраста менее года.

 

Таблица 1

 

Распределение ответов респондентов на вопрос:  «Сколько лет Вашему приемному/опекаемому ребенку?»

 

 

 

Таким образом,  можно  считать, что большинство семей  хотят усыновить (удочерить)/опекать ребенка находящегося в более раннем возрасте, возможно из-за того, что хотят пройти все этапы родительства.

 

Таблица 2

 

Распределение ответов респондентов на вопрос:  «По какой причине Вы взяли ребенка в семью?»

 

 

Выяснилось, что 37% опрошенных воспитывают ребенка своих родственников  (например, бабушка или тетя заботится о внуках или племянниках, если родители этих детей умерли или находятся в заключении), чуть меньше, а именно 21% опрошенных берут детей из детских домов из-за того, что хотят иметь большую семью.

Таблица 3

 

Распределение ответов респондентов на вопрос:  «Довольны ли Вы, что в Вашей семье есть приемный/опекаемый ребенок?»

 

 

 

Более половины опрошенных – 59% довольны тем, что в их семье  есть приемный/опекаемый ребенок. Не смотря на это, высок процент тех, кто затрудняется ответить – 26%, и 15% респондентов недовольны тем, что в  семье есть приемный/опекаемый ребенок. На это может влиять то, что ребенок  не оправдывает выдуманные ожидания родителей, или же в семье складываются не очень хорошие отношения.

Таблица 4

 

Распределение ответов респондентов на вопрос:  «Вам полностью хватает материальных средств на содержание приемного/опекаемого ребенка?»

 

 

 

На данный вопрос ответы распределились почти одинаково. Полностью хватает материальных средств на содержание приемного/опекаемого ребенка 39% респондентам. Всего на 1% меньше – 38% опрошенных материальных средств на содержание ребенка не хватает.

Таблица 5

Распределение ответов респондентов на вопрос:  «Считаете ли Вы, что справляетесь со своими обязанностями приемного родителя в полном объеме?»

 

 

Более половины опрошенных считают, что справляются со своими обязанностями приемного родителя в полной мере – 59%,  13% считают, что  не справляются со своими обязанностями,  28% затруднились ответить на этот вопрос.

 

Заключение

 

По результатам социологического исследования можно сделать обобщенные выводы. Гипотеза, представленная во введении, в процессе исследования подтвердилась.

Существует несколько  видов замещающих семей. Они существенно  отличаются друг от друга. Каждые из замещающих родителей выбирают наиболее удобный для себя способ взять ребенка, но несмотря на это каждая замещающая семья имеет какие-либо проблемы. Это обусловлено тем, что дети-сироты, попадающие в эти семьи, имеют проблемы, которые далее за них решают родители. Возникают проблемы внутрисемейные, например непринятие членами семьи ребенка, или же наоборот, непринятие ребенком приемной семьи, проблемы, основанные на построении взаимоотношений между членами семьи (ревность родных детей к приемному, ревность приемного к родным). Проблемы могут быть так же и социальные, основанные на материальном положении семьи и поддержке государства.  Так 38% опрошенных материальных средств на содержание ребенка не хватает, возникают и жилищные проблемы.

Не смотря на все возникающие  проблемы, более половины опрошенных – 59% довольны тем, что в их семье есть приемный/опекаемый ребенок. А так же 59% респондентов считают, что в полной мере справляются со своими обязанностями приемного родителя.

 

Список используемой литературы

 

  1. Вершинин В. «Раздача» сирот, приемная семья: на что надеемся, господа? // Социальная педагогика. – 2008. – №1. – С.89–100.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ)- М., Спарк. 2006
  3. Калиниченко В.А.  Дети без родителей  // Социальная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 99–101.
  4. Козлова Т. З. Проблемы создания и жизнедеятельности опекунской семьи // СОЦИС.  – 2009. – № 3. – С.136–139.
  5. Коробейникова М.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология.  – 2006. – №1. – С. 3–5.
  6. Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003.
  7. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.
  8. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика... М., 2004
  9. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность). М., 1994, 170
  10. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006.
  11. Рабец А.М. Семейное право: Курс лекций. Белгород, 1998 , 290 с.
  12. Савватеева Т. Родные среди чужих и чужие среди родных // Российская газета. 1995. 11 января.
  13. Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. 2003. N 8. С. 27 - 28.

Интернет источники 

  1. http://www.detkitmn.ru/
  2. http://www.usynovite.ru/adoption_/Vremennaya_peredacha_detey/
  3. http://v7u.org/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СОЦИОЛОГИИ

 

 

Анкета

 «Социальные проблемы  замещающих семей города Тюмени  и Тюменской области»

 

 

Здравствуйте! По инициативе областных органов власти Тюменский  государственный университет проводит социологическое исследование, целью  которой является изучение воспитания патриотизма среди молодежи Тюменской  области.

Вы можете быть полностью  уверены в полной конфиденциальности Ваших ответов.

Все результаты будут использоваться только в обобщенном виде.

 

 

 

 

 

2012 г.

 

    1. Сколько лет в Вашей семье приемный ребенок?
      1. Менее года
      2. От года до трёх лет
      3. От трёх до пяти лет
      4. Более пяти лет

 

    1. Сколько лет Вашему приемному/опекаемому ребенку?
      1. Менее года
      2. От года до пяти
      3. От пяти до десяти лет
      4. Более  пяти лет

 

    1. Какого пола Ваш ребенок?
      1. Мужского
      2. Женского

 

    1. Сколько детей (включая кровных) в Вашей семье?___________________

 

    1. По какой причине Вы взяли ребенка в семью?
      1. Смерть родного ребенка
      2. По медицинским причинам, когда родители не могут иметь собственного ребенка
      3. «Для доброго дела»
      4. Одинокий родитель создает неполную семью
      5. Хотят иметь большую семью
      6. Ребенок погибших/умерших родственников

Информация о работе Замещающие семьи