Замещающие семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание

Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, в России увеличивается. Действующая российская система устройства и воспитания детей не отвечает в полной мере интересам и правам ребенка. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ В РОССИИ. 16
1.1. История развития замещающих семей в России 16
1.2. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 19
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ. 31
2.1. Анализ статьи по теме исследования. 31
2.2. Анализ данных пилотажного исследования. 37
Заключение 42
Список используемой литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.docx

— 142.70 Кб (Скачать документ)

Кроме указанных документов гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о  наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении  программ подготовки кандидатов в опекуны  или попечители.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней с даты получения  от гражданина заявления проводит обследование условий жизни гражданина и его  семьи в целях оценки жилищно-бытовых  условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина.

На основании представленных документов и акта обследования жилищных условий орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности  временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно  в течение 1 года с даты его подписания, или письменный отказ в его  выдаче с указанием причин отказа.

В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают  или могут создать угрозу жизни  и здоровью ребенка, его физическому  и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права  и охраняемые законом интересы, орган  опеки и попечительства вправе дополнительно  в письменной форме запросить  у гражданина:

  • копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;
  • справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме и психических заболеваний.

Вместо справки члены  семьи гражданина могут представить  медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением.

Указанные документы принимаются  органом опеки и попечительства в течение 3 месяцев с даты их выдачи.

В случае если жилое помещение  по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно  к условиям соответствующего населенного  пункта либо пребывание ребенка в  указанном жилом помещении создает  угрозу его здоровью, физическому  и нравственному развитию, орган  опеки и попечительства по месту  жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.

При этом гражданин может:

  • брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.

Акт обследования условий  жизни гражданина и письменный отказ  в выдаче заключения органа опеки  и попечительства о возможности  временной передачи ребенка в  семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.

Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие  документы:

  • заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
  • заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
  • согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.

Решение о временной передаче ребенка в семью гражданина принимается  руководителем организации для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом следующих обстоятельств.

Передача ребенка в  семью гражданина не допускается, если:

  • это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
  • выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Организация для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, вправе оказывать детям  и гражданам, в семьи которых  они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:

  • осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;
  • оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:

  • нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;
  • получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;
  • предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
  • по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.4

 

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ.

2.1. Анализ статьи по теме исследования.

 

Мы проанализировали исследование Козловой Т.З. «Проблемы создания и  жизнедеятельности опекунской семьи», которое несет в себе определенную ценность для проведения нашего исследования на тему «Проблемы замещающих семей г.Тюмени»

Аннотация. В статье на основе социологического исследования рассматриваются  проблемы приемного родительтва и опекунских семей Москвы,  взаимоотношения между детьми и родителями, проблемы, с которыми приходится сталкиваться замещающей семье.

Ключевые слова: социальное сиротство - замещающая семья - опекуны - адаптация детей

Одной из острых проблем  в России является сиротство.  В  стране около 800  тыс.  детей-сирот. Большинство из них (80%) -  сироты при  живых родителях.  Этих детей родители оставили в роддомах, или они лишены родительских прав. В связи с этим развивается институт замещающей семьи,  принявшей ребенка на воспитание.  Замещающая семья имеет четыре формы:  опека, приемная, патронатная, семейная воспитательная. 2007 г. в Москве был объявлен годом ребенка. Правительство г. Москвы разработало обширную программу мероприятий помощи детям. В рамках этой программы совместно с Департаментом семейной и молодежной политики Институт социологии РАН осуществил проект  "Опекуны и их подопечные дети в Москве" (2007  г.).

Руководитель проекта - автор  этой статьи. Мы изучили проблемы жизнедеятельности  опекунских семей. Объектом исследования явились опекуны и их дети в десяти округах Москвы. Инструмент исследования -  раздаточный формализованный вопросник  (анкета)  для самозаполнения. Выборка на всех этапах  (выделение одного муниципалитета в каждом округе,  выбор респондентов) - случайная.  В задачу исследователей входило опросить 5%  опекунов г.  Москвы,  т.е. 350 респондентов.

Опекуны старше 40  лет  составляют примерно 80%,  среди них 10,7% мужчин и 89,3%  женщин.

Респондентам был задан  вопрос "Почему Вы взяли ребенка  под опеку?". У большинства основной мотив звучал так: "Это ребенок наших близких людей: погибших, заболевших родственников или друзей". Таких опекунов около 80%. К этой категории относятся бабушки (дедушки), тети (дяди), старшие братья и сестры сирот.  Опекуны,  отвечая на этот вопрос,  не просто отметили предложенные исследователями альтернативы,  но и сами написали о причинах,  побудивших к опекунству.  У некоторых опекунов дети погибли во время катастроф или умерли,  взяли своих внуков, родители которых были лишены родительских прав (численность лишенных родительских прав составляет в год около 60  тыс.  человек).  Приводим некоторые записи из анкет:  "мать ребенка не жила дома, склонна к спиртному", "родители ребенка наркоманы", "ребенок умершего сына, а мать лишена родительских прав", "ребенок потерял отца, мать больна", "ребенок сына, который находится в заключении, а мать бросила ребенка", "мать не стремилась взять дочку, мне

 стало жалко ребенка". Нам хотелось бы обратить внимание на последнюю фразу. Из нее следует, что молодая женщина оставила ребенка в родддоме,  а бабушка,  уже немолодой человек,  взяла внучку на воспитание. Другие ответы о причинах опеки были ранжированы в порядке уменьшения: "взяли из сострадания" (17%); "не было своих детей" (10,1%); "мы потеряли собственного ребенка" (5%); "хотели, чтобы детей было больше в семье" (3,9%); "хотели ребенка другого пола" (2%).

Между доминирующим мотивом  "это ребенок наших близких  людей:  погибших,  заболевших родственников или друзей" и возрастом опекунов нет связи. Если у близких людей дети лишаются родителей, то родственники берут их под опеку независимо от своего возраста. Руководствуясь же такими мотивами,  как: "не было своих детей", "хотели,  чтобы детей было больше в семье"  и "хотели ребенка другого пола", опекуны берут детей в молодом и среднем возрасте, т.е. до 49 лет.

Мотив "мы потеряли собственного ребенка" характерен для опекунов в возрасте от 40 до 69 лет. Причем,  в эту категорию вошли как респонденты,  потерявшие в результате несчастного случая своих детей и взявшие под опеку детей из детского дома или ребенка своих близких людей, так и те, которые потеряли своих уже взрослых детей - родителей внуков.

Какими мотивами руководствовались  женщины и мужчины,  решившиеся на опеку?  Мотив  "не было своих детей"  больше характерен для женщин,  чем для мужчин (9,4%  против 8,3%).

Небольшое различие объясняется  просто:  женщины,  живущие в  семье и не имеющие детей, стремятся  ее сохранить и первыми проявляют  инициативу взять чужого ребенка. В  случае потери своего ребенка женщины-матери,  как правило,  сильнее переживают боль утраты,  а потому мотив "мы потеряли своего ребенка" больше значим для женщин (5,5%), чем для мужчин (2,8%). Опека ребенка,  потерявшего своих родителей,  которые были близкими людьми будущих опекунов, характерна примерно в одинаковой степени, как для мужчин, так и для женщин.

Независимо от семейного  положения люди под опеку берут  детей своих близких.  Однако существует прямая связь между мотивом  "не было своих детей"  и семейным положением. Одинокие и разведенные женщины указали именно на этот мотив. Для респондентов, состоящих в официальном или неофициальном браке, характерен такой мотив,  как "хотели, чтобы детей было больше в семье". Опекуны, взявшие детей из детского дома, объясняли нам свой мотив: "Выросли свои дети, дом пустой. Взяли двух маленьких детей. Большая радость, когда они говорят: "Мама, папа"".

Сделана попытка установить связь между мотивами опеки ребенка  и материальным положением опекунов. Оказалось, что она отсутствует. Иными словами, если у близких людей дети лишаются родителей,  то родственники берут их под опеку независимо от уровня своего материального благополучия. Однако, когда люди берут по таким причинам, как "не было своих детей", "хотели, чтобы детей было больше в семье", "хотели ребенка другого пола",  то в этом случае опекуны вначале просчитывают,  смогут ли они содержать ребенка и дать ему все необходимое для нормального воспитания. Как показало исследование, под опеку взяли люди по вышеуказанным трем мотивам, оценившим свое материальное положение, и как "хорошее", и как "среднее" (около50%).

Выявлена связь между  мотивами опеки ребенка и здоровьем  опекунов. Когда у близких людей  дети лишаются родителей, то родственники берут их независимо от состояния своего здоровья. Вместе с тем,  большая часть респондентов  (от 70  до 80%),  которые взяли детей,  руководствуясь такими мотивами, как "не было своих детей", или "хотели, чтобы детей было больше в семье", или "хотели ребенка другого пола", дали своему здоровью оценку "отличное". Таким образом, опекуны, прежде чем взять ребенка на воспитание, оценивают состояние здоровья, чтобы определить, смогут ли они

Информация о работе Замещающие семьи