Возможности влияния Интернета на социализацию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Работа состоит из  1 файл

вкр.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Нас заинтересовал вопрос: как влияет Интернет на социализацию личности детей?

Цель исследования – определить влияние Интернета на социализацию личности ребенка.

Для этого нами была разработана анкета, вопросы  которой определяли, насколько Интернет позволяет социализироваться в  различных направлениях.

Программа исследования:

Цель: определить влияние Интернета на социализацию личности детей.

Объект: дети в возрасте 13-16 лет.

Предмет: социализация личности детей.

Выборка: 43  человека.

База  исследования: МОУ СОШ №24.

Методы  исследования: анкета (Приложение 3).

Структура анкеты:

  1. с 1 по 8 вопросы — познавательная сфера.
  2. 9 вопрос — бытийная сфера.
  3. с 10 по 12 вопросы — эмоционально — чувственная сфера.
  4. с 13 по 16 вопросы — поведенческая сфера.
  5. с 17 по 26 вопросы — межличностная сфера.
  6. 5, 7, 9, 10, 15 – 18, 20, 25 вопросы ориентированы на методические рекомендации.

Анализ результатов  исследования влияния Интернета  на социализацию личности детей (Приложение 4).

Первые три вопроса анкеты дали возможность определить: возраст, когда ребенок впервые воспользовался Интернетом, время использования Интернета (в годах), время ежедневного использования Интернета (Рис. 1, 2, 3):

 

 

Рис. 1. Возраст, когда ребенок впервые воспользовался Интернетом

 

37% детей впервые  начинают пользоваться сетью  Интернет в возрасте от 11 до 12 лет, 26% - в возрасте от 9 до 10 лет, 23% - в возрасте от 7 до 8 лет, 14%  детей впервые начинают  пользоваться сетью Интернет в возрасте от 13 до 14 лет.

Рис. 2. Время использования Интернета (в годах)

 

Продолжительность использования Интернета детьми варьируется от 2 до 9 лет.

Рис. 3. Время ежедневного использования Интернета

Большинство детей  ежедневно используют Интернет от 2х  часов и более.

 

В процессе исследования было выявлено, что Интернет влияет на следующие направления в жизнедеятельности  человека:

Интернет используется детьми для социализации в познавательном направлении.

При определении  целей использования Интернета  получились следующие результаты (Рис. 4):

Рис. 4. Цели использования Интернета

 

Исследование  показало, что Интернет используется как средство для общения, для учебы, как источник новостей, для игр в online, для нахождения информации и любимом кумире (-aх), для голосования за понравившуюся песню, исполнителя, фильм, для выражения своей социальной позиции.

При определении сайтов, использующихся для нахождения информации, результатом явилось следующее (Рис. 5):

Рис. 5. Использование сайтов при нахождении информации

Для поиска информации дети используют разнообразные сайты и поисковые системы. По результатам исследования следует, что 35% детей для нахождения информации в большей степени помогает сайт Google, 29% - сайт Wikipedia, 27% детей предпочитают использовать сайт Yandex, 4% детей - сайты Mail, Rambler и всего 1% детей выбрали сайт Yahoo.

При исследовании использования электронных учебников для подготовки к уроку, были получены следующие результаты (Рис. 6):

Рис. 6. Использование электронных учебников при подготовке к уроку

 

По – мнению респондентов, познавать информацию им иногда помогают и электронные учебники, которые находятся в Интернете.

Интернет используется детьми для социализации в бытийном направлении.

Исследуя использование  Интернета для организации быта, результатом стало следующее (Рис. 7):

Рис. 7. Использование Интернета для организации быта

Интернет позволяет  детям найти необходимую информацию по правилам ухода за собой, рецепт блюда, дизайн комнаты, инструкции по правилам пользования бытовыми средствами.

Интернет способствует развитию эмоционально – чувственной сферы в процессе социализации.

По результатам  исследования, Интернет способствует формированию разнообразия чувств и эмоций (Рис. 8, 9):

Рис. 8. Интернет-информация, способствующая развитию положительных чувств

 

Так, положительные  чувства возникают при прослушивании  различных музыкальных композиций в Интернете, просмотре фильмов.

Рис. 9. Интернет-информация, способствующая развитию негативных чувств

 

Негативные  чувства в Интернете вызывают спамы, интернет-реклама, компромат на личность, ненормативная лексика и другие.

При исследовании воздействия Интернета на поведение  личности, были получены следующие результаты (Рис. 10):

Рис. 10. Воздействие Интернета на поведение личности

 

Интернет по-разному  может воздействовать на эмоционально-чувственную  сферу личности: вызывать эйфорию, невозможность остановиться или ощущение пустоты, тревожности.

Интернет способствует социализации в поведенческом направлении.

Исследуя контроль времяпребывания в Интернете  респондентами, были получены следующие  результаты (Рис. 11):

Рис. 11. Контроль времяпребывания в Интернете

 

При работе в  сети Интернет зачастую необходимо контролировать свое времяпребывания в виртуальной жизни. Так 37% детей периодически не в состоянии контролировать свое время пребывания в Интернете.

Респонденты используют Интернет для социализации в межличностном направлении.

Исследуя содержание Интернет-общения, были получены следующие результаты (Рис. 12):

Рис. 12. Содержание Интернет-общения

 

Общение в Интернете, по-мнению респондентов, может быть самым разнообразным. Так общаются в Интернете ради самого общения 51% детей, 46% - ради учебы и личного интереса.

Использование сети Интернет для формирования межличностных  отношений так же подразумевает  регистрацию в различных социальных сетях (Рис. 13).

Рис. 13. Использование социальных сетей Интернета

 

Так зарегистрированы в социальных сетях Интернета и часто используют учетную запись 84% детей.

При исследовании наличия друзей в сети Интернет, были получены следующие результаты (Рис. 14):

Рис. 14. Наличие друзей в Интернете

 

Интернет дает возможность увеличить количество друзей о чем свидетельствует 93% ответов респондентами.

При определени возможностей Интернет-общения, были получены следующие результаты (Рис. 15):

Рис. 15. Интернет-общение дает возможности…

 

По результатам  исследования следует, что 28% детей  предпочитают живое общение, 21% - предпочитает уединение в Интернете, так как это проще, 16% - общаются со знакомыми из других городов, 7% - общение в Интернете позволяет больше расскрыться людям.

Исследуя достоинства  и недостатки общения в Интернете, было получено следующее (Рис. 16, 17):

Рис. 16. Достоинства общения в Интернете

 

Интернет расширяет  социальное взаимодействие круг, так  как нет ограничений во времени, есть возможность для самореализации, большей уверенности в себе, возможность  скрыть имеющиеся комплексы, найти  поддержку, необходимые советы.

Рис. 17. Недостатки общения в Интернете

 

Общение в Интернете, для 41% респондентов способствовало увеличению количества времени проводимого  за компьютером, для 29% - общение в  Интернете заменило человеческое общение.

Общение в Интернете может способствовать формированию как положительных качеств, так и негативных качеств о чем свидетельствуют следующие результаты (Рис. 18, 19):

Рис. 18. Развитие положительных коммуникативных качеств при общении в Интернете

 

Общение в Интернете способствовало развитию умения коротко и ясно излагать свои мысли для 41% детей, 35% научились понимать собеседника, 24%, благодаря общению в Интернете, научились грамотной письменной речи.

Рис. 19. Развитие отрицательных коммуникативных качеств при общении в Интернете

 

Общение в Интернете  способствовало развитию нецензурной  брани у 45% детей, 29% - неумение общаться вживую, 26%  детей стали избегать общения вживую.

Исследование  влияния Интернета на функционирование организма привело к следующим результатам (Рис. 20):

Рис. 20. Влияние Интернета на функционирование организма

 

Респонденты осознают, что работа в сети Интернет пагубно  влияет на функционирование их организма: появляются боли в спине и возникают  проблемы с изменением режима сна, боли в глазах, долгое засыпание, бесссоница, сухость глаз.

Выражают свое отношение респонденты и к негативной Интернет-информации (Рис. 21):

Рис. 21. Защита от негативной Интернет-информации

 

По – мнению 46% респондентов, для избежания негативной информации на компьютере необходимо установить антивирусные программы, 40% утверждает, что необходим антиспам.

Итак, Интернет сегодня обеспечивает возможность социализации по всем сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально – чувственной, познавательной, бытийной, межличностной.

Интернет используется детьми для познания, для учебы, для игр в online, для нахождения информации о любимом кумире (-aх), для голосования за понравившуюся песню, для выражения своей социальной позиции, для познания окружающей действительности, может выступать как средство для общения, как источник новостей.

Для поиска информации дети используют разнообразные сайты  и поисковые системы.

Познавать информацию детям помогают и электронные  учебники, которые находятся в  Интернете.

Интернет позволяет детям найти необходимую информацию в бытовой сфере.

Он способствует формированию разнообразия чувств и эмоций, при этом Интернет по-разному может воздействовать на эмоционально-чувственную сферу личности.

При работе в  сети зачастую необходимо контролировать свое времяпребывания в виртуальной жизни, но не всем это удается.

Использование сети Интернет для формирования межличностных  отношений так же подразумевает  регистрацию в различных социальных сетях.

Интернет дает возможность увеличить количество друзей, позволяет общаться со знакомыми из других городов, больше расскрыться людям. Сеть Интернет не заменяет реальное общение с друзьями. При этом содержание Интернет-общения может быть самым разнообразным.

Интернет расширяет  социальный круг взаимодействия. Общение в Интернете, по мнению респондентов, способствовало увеличению количества времени проводимого за компьютером, заменило человеческое общение.

По результатам  исследования, общение в Интернете  может способствовать формированию как положительных качеств, так и негативных качеств личности.

Многие осознают, что работа в сети Интернет пагубно  влияет на функционирование их организма. Выражают свое отношение респонденты  и к негативной интернет-информации.

В Интернете, как и во всем необходима мера и предосторожность.

 

    1. Методические рекомендации по использованию Интернета как средства социализации детей

 

Исходя из результатов  исследования, нами были разработаны рекомендации по использованию Интернета как средства социализации детей:

  1. Используйте Интернет при подготовке к урокам, как источник новостей, как средство для общения.
  2. Для поиска информации в сети Интернет используйте поисковые системы: Google, Rambler, Yandex, так как они характеризуются доступной информацией, содержательностью, отличаются быстротой обработки запросов, представляют содержания сайтов в краткой и удобной форме.
  3. Используйте электронные учебники при подготовке к урокам, так как они позволяют свободно перемещаться по гипертекстовым ссылкам, осуществлять просмотр рисунков, предоставляют возможность обращения к другим изданиям.
  4. Используйте возможности Интернета для поиска информации по правилам ухода за собой, по дизайну комнаты, по правилам пользования бытовыми средствами.
  5. Научитесь контролировать собственное время в сети Интернет, путем использования глобальной сети только по необходимости.
  6. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
  7. Уважайте собеседников в Интернет, так как правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни.
  8. Индивидуальные личные аккаунты  необходимо  использовать для общения с друзьями, членами семьи и коллегами.
  9. Используйте специальные программы, которые помогут вам отфильтровывать вредоносное содержание.
  10. Используйте Интернет – информацию, способствующую формированию положительных качеств личности, расширению социального круга взаимодействия.
  11. Используйте Интернет для общения с друзьями, знакомыми из других городов.
  12. Используйте Интернет для социализации в различных направлениях, так, чтобы работа в сети не влияла на функционирование вашего организма.

Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности