Возможности влияния Интернета на социализацию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Работа состоит из  1 файл

вкр.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Так же встречаются  и негативные моменты. Современный  мир обладает рядом следующих проблем:

  1. глобальными проблемами, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества;
  2. экологическими (загрязнение окружающей среды);
  3. экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов);
  4. демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других);
  5. военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Факторы социализации являются одновременно и средовыми  факторами формирования личности. Основным требованием к развивающей среде  является создание атмосферы, в которой  будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

Факторы социализации, в свою очередь, оказывают влияние на результат социализации.

Влияние факторов социализации на поведение ребенка может приводить к возникновению отклонений социализации.

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает социализацию личности с противоположными знаком и целями [11].

Если сущность процесса социализации сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, которые объективно приводят к деформации общественных связей.

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух связанных с данной проблемой  терминах: «десоциализация» и «отставание в социализации».

Десоциализация  означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние отрицательной микросреды — дворовой компании сверстников, преступной группы. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых ею усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения [11].

Асоциализация личности происходит в те же хронологические  периоды, что и социализация, в  то время как  частичная десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.

В отношении  личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице органов  социального контроля осуществляет ресоциализацию, т.е. процесс социального  восстановления личности, усвоению ею позитивных социальных норм или ценностей [11].

Проблема ресоциализации связана не только с исправлением осужденных, она выходит на проблему включения в нормальный процесс  социализации и ряда других категорий лиц.

Итак, на социализацию влияют множество факторов. Факторы  – это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию. Факторы социализации условно можно объединить в три группы:

  1. макрофакторы (макро – большой) — мир, страна, общество, государство;
  2. мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – этнос, тип поселения, СМИ;
  3. микрофакторы (микро – маленький) – семья, группы сверстников, организации.

Факторы социализации могут вызывать как негативное, так  и позитивное влияние на поведение ребенка.

Каждый фактор в той или иной мере влияет на личность и поведение ребенка, в результате чего происходит возникновение отклонений социализации.

На сегодняшний  день огромное влияние и распространение  получили СМИ. К СМИ относят и  Интернет.

 

2. ИНТЕРНЕТ КАК МЕЗОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

2.1 Социальные возможности Интернета

 

На современном этапе развития общества Интернет представляет собой глобальную сеть, которая объединяет пользователей различных организаций, а также частных пользователей. Возможности этой сети до сих пор не изучены, и можно только догадываться, какое влияние оказывает она на процесс социализации.

В настоящее  время Интернет один из важных факторов социализации личности. Его можно  отнести к мезофакторам социализации, так как Интернет – многогранное СМИ. Очевидно, что Интернет можно  рассматривать как средство массовой информации, так как есть направленность на массовую аудиторию и аудитория имеет тенденцию увеличиваться.

Сегодня, говоря об Интернете, обычно имеют в виду лишь часть этой всемирной компьютерной сети, а именно Всемирную паутину – World Wide Web, сокращенно просто Web или WWW.

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК [10, с. 96].

Число людей, пользующихся Интернетом хотя бы 1 раз в полгода, в России составляет 39,9 млн. человек или 35 % взрослого населения страны. В настоящее время свыше 500 млн. человек более или менее регулярно пользуются Интернетом, а через два года их число, по мнению экспертов, превысит 1 млрд. Разумеется, такая аудитория не могла остаться невостребованной — Интернет давно превратился в огромную информационную площадку [9, с. 32].

Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины и множества других систем передачи данных. Часто упоминается как «Всемирная сеть» и «Глобальная сеть».

Всемирная паутина  на сегодняшний день это наиболее продвинутый и интересный ресурс – гипертекстовая система навигации в Интернет.

Распространение Интернета в России постоянно расширяется, причем во всех направлениях: подключается все больше пользователей, появляются новые серверы, прежние серверы на глазах становятся "толще". Причем такой рост характеризуется процессом с положительной обратной связью – с увеличением интересных и полезных ресурсов в сети становится целесообразнее к ней подключаться.

Интернет предоставляет пользователям всевозможные информационные и коммуникационные услуги.

Информационные  услуги – услуги доступа к информации [9, с.35]:

  1. доступ к информационным ресурсам сети, то есть можно получить необходимую информацию, имеющуюся на серверах сети, например, документы, файлы, информацию из различных баз данных и т.п.;
  2. размещение собственной информации в сети. Существует множество серверов, предоставляющих возможность бесплатно разместить на них информацию. Если информация размещается в целях публикации, то любые пользователи Интернет могут получить доступ к этой информации и получать и просматривать ее в любое время.

Прежде всего, сюда можно отнести энциклопедии и словари, информационно-поисковые службы, справочные ресурсы, развлекательные ресурсы, Интернет-банки.

Интернет-ресурсы, оформленные в виде словарей и  энциклопедий, пользуются особой популярностью, поскольку они предоставляют  открытый доступ к полнотекстовым информационным ресурсам, представленным в электронном  формате — учебникам и учебным  пособиям, хрестоматиям и художественным произведениям, историческим источникам и научно-популярным статьям, справочным изданиям. Эти сервисы значительно облегчают работу с содержательным наполнением образовательных ресурсов сети Интернет и дают возможность педагогам и обучающимся формировать собственные библиографические описания.

Информационно-поисковые  службы – это программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющие возможность поиска информации в Интернете [19, с.56].

Основная функция  – свободный поиск информации в информационных массивах по совокупности признаков. Свойством современных ИПС в Интернете является то, что пользователь должен уметь сформулировать свой запрос в виде набора ключевых слов.

К справочным ресурсам относятся расписание поездов, погода, телефонные коды и номера. Среди всего богатства и разнообразия информационного наполнения Интернет справочные ресурсы подходят для получения точных фактических сведений об отдельных лицах, событиях, организациях и странах, а также для определения терминологических понятий. Часто из справочников и энциклопедий можно почерпнуть точные данные по конкретной предметной области, отталкиваясь от которых следует расширять разыскания, используя поисковые системы и справочники ресурсов Интернет. Использование всего спектра справочных ресурсов Интернет неизмеримо расширяет инструментарий библиографа. Общая тенденция при этом такова, что в обозримой перспективе практически все значимые источники будут размещены в Интернет, который позволяет использовать их максимально эффективно [19, с. 58].

Существует  огромное количество разнообразных  развлекательных ресурсов. Среди них и сайты, где можно играть в онлайн-игры, и ресурсы, на которых можно совершенно бесплатно посмотреть онлайн - игры, либо просто пообщаться в различных Интернет-сообществах. Достоинств, которые могут удовлетворить самые разнообразные потребности данного ресурса, огромное количество. Появляются новые интересные возможности. В настоящее время развлекательные ресурсы сети интернет очень активно развиваются [19, с. 59].

В сети Интернет существуют сервисы, называемые Интернет-банками. В них за несколько минут вы можете открыть виртуальный счет с возможностью получения на него безналичных платежей из любого банка мира. Находящиеся на счету средства можно перевести в деньги электронных платежных систем или различными способами [19, с. 60].

Коммуникационные услуги – услуги обмена информацией, общения [9, с. 38]:

  1. обмен информацией в отсроченном режиме. Так работает, например, электронная почта. Отправитель направляет письмо в почтовый ящик получателя, который просмотрит это письмо в удобное для него время.
  2. обмен в режиме реального времени. Люди набирают свои реплики с клавиатуры и посылают их на разговорный сервер, и эти реплики видят все участники разговора одновременно.

К коммуникационным услугам можно отнести Интернет-магазины.

Отличительной чертой Интернет-магазинов по сравнению с обычной формой торговли является то, что интерактивный магазин может предложить значительно большее количество товаров и услуг и обеспечить потребителей значительно большим объемом информации, необходимым для принятия решения о покупке. Кроме того, за счет использования компьютерных технологий возможен  персональный подход к каждому из клиентов, исходя из истории его посещений магазина и сделанных ранее покупок [14, с. 60].

Сегодня в период расцвета информационных и Интернет-технологий проблема передачи информации на огромные расстояния без какого-либо контроля не стоит. Однако именно этот самый период произвел на свет другую проблему – проблему бесконтрольного информационного потока, в ряде случаев стимулирующего агрессивное поведение.

Безусловно, сегодня Интернет уже можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Образно, компьютер, подключенный к сети Интернет можно сравнить с домом, куда ежедневно доставляют десятки тысяч газет и журналов, который подключен к тысячам каналов телевидения и радио.

Непосредственными сферами  социализации, как правило, называются семья, воспитательные и учебные  заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых и соседей, а также средства массовой информации.

Сеть Интернет, предоставляя человеку, неограниченные возможности общения в реальном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Как и любое другое общество, сообщество пользователей сети Интернет представляет собой социальную среду, где индивидуум в результате социализации может стать личностью и где личность может изменить своим ценностям [13, с. 32].

Огромная роль Интернета в быту и в частности  в общении становится с каждым днем все более и более очевидна. Возможно, что через несколько  десятков лет,  даже у лиц без  определенного места жительства будет само собой разумеющимся иметь  ноутбук с постоянным подключением к Интернету, электронным почтовым ящиком или даже личной Интернет страничкой. Тем не менее, что бы ни было в будущем, мы имеем настоящее, в котором Интернет играет колоссальную роль в процессе обмена информацией и конкретно общения.

Итак, Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир.

Распространение Интернета в России постоянно расширяется, причем во всех направлениях. Такой рост характеризуется процессом с положительной обратной связью – с увеличением интересных и полезных ресурсов в сети становится целесообразнее к ней подключаться. И чем шире становится аудитория Интернета, тем больше пользователей и компаний хотят там работать.

Многие пользователи уже обратили внимание на уникальные возможности Интернета.

Интернет предоставляет пользователям всевозможные услуги:

  1. информационные: энциклопедии и словари, информационно-поисковые службы, справочные ресурсы, развлекательные ресурсы, Интернет-банки;
  2. коммуникационные: Интернет-магазины.

Глобальная  сеть стремительно входит в жизнь россиян и многие уже не представляют свою жизнь без него.

Влияние Интернета на людей нельзя не заметить. Оно может быть положительным и отрицательным.

Интернет может  стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может  добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Достаточно длительное пребывание в Интернете, ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на личность и здоровье человека.

Возможности, которые предоставляет Интернет сегодня заставляют человека проводить много времени в сети, что в дальнейшем влияет на поведение и на социализацию человека.

 

2.2 Влияние Интернета на социальное развитие личности и поведения ребенка

Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности