Возможности влияния Интернета на социализацию личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.
Задачи:
раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
раскрыть социальные возможности Интернета;
изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Работа состоит из  1 файл

вкр.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации.

Социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей. Социализация – достаточно широкий процесс, она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.

Личность рассматривается  как целостность социальных качеств  человека, определенным образом реализованная  в индивиде интеграция социальных отношений  данного общества, как продукт  исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения.

Социальное становление личности – это сложный процесс, в котором взаимодействуют биологические, возрастные и социальные факторы. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, включившись в широкий контекст социальных связей, участвуя в решающих социальных институтах, личность активно формирует, осознает, как жить, во имя чего жить.

Изучением данной проблемы занимались следующие авторы: Г. М. Андреева, Ю. В. Василькова, М. А. Гулина, Д. Росс [4].

На сегодняшний день общество является информационным, так  как преобладает большое количество информации. Об информации начинают говорить, как об определяющей уровень развития человечества. Информация обеспечила переход общества от индустриального типа развития к информационному.

До появления Интернета  традиционными источниками информации были:

  1. средства массовой информации, как бумажные, так и электронные;
  2. публицистическая литература;
  3. научная и специальная литература;
  4. документы официальных учреждений;
  5. справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;
  6. интервью;
  7. графика, видео- и аудиозаписи.

Интернет предложил  следующие источники:

  1. онлайновые СМИ;
  2. онлайновая литература;
  3. веб-статистика, собираемая и обрабатываемая специализированными сайтами;
  4. онлайновые справочники, каталоги, персоналии, банки данных, энциклопедии;
  5. видео – и аудиоподкастинг.

Еще совсем недавно люди не знали, что такое Интернет, а сегодня большая часть человечества не представляет себе существования без этого современного средства связи. Перед человечеством открываются все новые горизонты и возможности, которые нам и дает Интернет, а лучшие умы пытаются его всячески усовершенствовать.

В последние годы Интернет приобретает всё более доминирующий характер. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности растёт каждый день.

На сегодняшний день количество людей, пользующихся Интернетом, достигло около 50 млн. человек, что представляет собой прорыв, который очень важен для строительства информационного общества в России [9, с. 32].

Возможности Интернета практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это живого общения, писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед экраном никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в реальной жизни. Это большой недостаток сети, но вместе с тем и большое достоинство, потому что нельзя переселяться в виртуальную реальность. Интернет дает возможность человеку расширить свой кругозор, интеллект. Каждый пользователь прокладывает свой собственный путь. Сеть Интернет является средством многократного увеличения возможности и скорости осуществления коммуникаций, следовательно, она решает одну из важнейших проблем информационного общества, заключающуюся в генерации, обработке, передаче постоянного потока и огромного массива информации, которая становится главным общественным ресурсом.

Интернет настолько прочно основался в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без него.

По мнению специалистов, Интернет помогает юному поколению приобретать необходимые социальные и профессиональные навыки. «Путешествуя по Всемирной паутине, дети осваивают новые формы самовыражения и обучаются правилам социального поведения в электронном сообществе. Используя метод проб и ошибок, молодежь осваивает новые уровни технической и медийной грамотности», - считают исследователи из Университета Калифорнии [8].

Сегодня существует множество подходов к определению факторов социализации. А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы [17, с. 140].

Интернет как средство массовой информации может выступить так же фактором социализации.

Изучением проблемы о влиянии Интернета на социализацию человека занимались: А. Войскунский, М. С. Вершинина, И. Н. Панарин, С. Г. Кара-Мурза, Г. В. Грачева, И. К. Мельник, А. В. Дмитриев [19].

Нас заинтересовал вопрос: как влияет Интернет на социализацию детей? Данная проблема легла в основу нашего исследования.

Объект выпускной квалификационной работы: социализация личности.

Предмет: Интернет как средство социализации.

Цель: определение возможностей влияния Интернета на социализацию личности.

Задачи:

  1. раскрыть понятие «социализация», ее механизмы, уровни, этапы;
  2. рассмотреть факторы социализации и их влияние на поведение ребенка;
  3. раскрыть социальные возможности Интернета;
  4. изучить влияние Интернета на социальное развитие личности и поведение ребенка;
  5. исследовать влияние Интернета на социализацию личности детей.
  6. разработать методические рекомендации по использованию Интернета как средство социализации.

Методы: теоретические  методы: анализ научной литературы, статей, практические методы: анкетирование.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа опытно-практического характера состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Материалы работы были представлены на конференциях разного  уровня: «Социально-педагогические, информационные проблемы образования, воспитания: от теории к практике» - отмечены дипломом I степени (Приложение 1), «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых» (Приложение 2).

 

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ  КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ

 

1.1 Социализация: понятие, механизмы, уровни, периоды

 

В условиях усложнения социальной жизни возникает проблема включения человека в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает данное включение, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

Значимость  данной категории обусловлена наблюдающимся процессом развития личности.

Было время, когда термин «социализация» признавали не все социальные психологи. Теперь он узаконен, хотя расхождения в  его понимании остались.

Согласно наиболее распространенному определению, социализация – аккумулирование индивидом  на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит [1, с. 67].

В системе отечественной  психологии употребляются ещё два термина, которые предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности [4].

В широком истолковании, социализация – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [4].

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества [5, с. 45].

Из выше перечисленного следует, что социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

Социализация  человека происходит посредством механизмов социализации.

Существует  множество подходов к выделению механизмов.

Один из таких  подходов выделяет четыре психологических  механизма: имитация, идентификация, чувства  стыда и вины, которые помогают объяснить сущность процесса социализации [5, с. 45].

Имитацией называется подражание кому-либо или чему-либо. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но дети могут брать пример и с учителей или других людей, обладающих властью или высоким статусом, если между ними сложились теплые, эмоциональные отношения.

Под идентификацией подразумевается способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей, а также других людей, с которыми они поддерживают контакт.

Имитация и  идентификация — это позитивные механизмы, так как способствуют формированию определенного поведения.

Стыд – это отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество субъекта. Стыд является свидетельством невыносимости для человека общественного осуждения. Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах окружающих. Тем не менее, зачастую именно стыд – это то, что не позволяет человеку познакомиться с собой подлинным.

Под виной подразумевается отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей последствий.

Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, потому что они запрещают определенное поведение или подавляют его. Стыд обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора. Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей.

Второй подход к выделению механизмов социализации – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта [5, с. 46].

Данный подход выделяет механизм полоролевой идентификации, сущность которого состоит в усвоении субъектов психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Следующий механизм – социальная оценка желаемого поведения, который осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания, чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей [5, с .46].

Наиболее распространенным механизмом является механизм конформности, т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Действия данного механизма зависят как от самого человека, его индивидуальных способностей, так и от группы [5, с. 48].

В свою очередь, существует подход, который выделяет две группы механизмов: социально-психологические механизмы и социально-педагогические механизмы:

К социально-психологическим  механизмам социализации можно отнести следующие [5, с. 50]:

  1. Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте [5, с. 50].
  2. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами [5, с. 50].
  3. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта [5, с. 50].
  4. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, значимым лицам. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого [5, с. 51].

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие [5, с. 51]:

  1. Традиционный механизм социализации, который представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения [5, с. 52].
  2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, созданными для его социализации [5, с. 52].
  3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя [5, с. 53].
  4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами [5, с. 53].

Информация о работе Возможности влияния Интернета на социализацию личности