Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

    2.   Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности

     Мотивация занимает ведущее место  в структуре поведения личности  и является одним из основных  понятий,  которое используется  для объяснения движущих сил,  деятельности в целом.25

     Статусные мотивы не имеют достаточного веса при выборе специальности «социальная работа». Доминирование содержательных мотивов выбора профессии и мотив социальной значимости является весьма позитивным показателем, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника - профессионала просто невозможно.26

     Ведущим мотивом поступления  в вуз на специальность «социальная  работа» становится потребность  в аффилиации, принадлежности к  вузу.27

     Возможный вариант прихода в  вуз – мотив «некуда идти», когда респондент не то чтобы не хочет работать в практической сфере по специальности, а не может найти место приложения своих профессиональных знаний, умений и навыков.28

     Большинство молодых людей, поступая  в вуз на специальность «социальная работа», вовсе не представляли себе, куда они идут и чем будут заниматься.29

     Самым позитивным мотивом является «желание помочь людям», а также  «стремление общаться с людьми».  При этом и юноши,  и девушки желают помогать людям и общаться с ними примерно в равной степени. Можно также сказать о стечении обстоятельств,  случайность при выборе профессии и желание просто получить высшее образование, "корочки".  Этот мотив превалирует у юношей в связи «ухода от армии».30

     У студентов 4-5 курсов отмечается высокая мотивация выбора специальности «социальная работа» в момент поступления на факультет. Среди основных причин выделяются:

    -         гуманитарная направленность учебных предметов;

    -         стремление общаться с людьми;

    -         интерес к новой специальности;

    -         желание помогать людям;

    -         низкая оплата обучения;

    -         реклама, рекомендации друзей, знакомых.

     Большинство будущих специалистов видят в будущей работе средство для реализации собственных проблем, в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Если в процессе обучения данный вид мотивации не удается актуализировать, профессиональное развитие будет определенным образом деформировано, а профессиональная социализация окажется нерезультативной.31

     Главным мотивом было желание  чувства принадлежности к конкретному  вузу, к научно-педагогической среде  или, наконец, вообще к сфере  интеллектуального труда в целом.  В процессе обучения многие  понимают то, как сложна, на самом  деле, практическая работа по специальности, – и осознавали, что не хотят становиться социальными работниками после окончания факультета социальной работы. 
 

  1. Формирование  позитивного имиджа социального работника 

    у студентов как  одного из условий  закрепляемости на работе

            по  специальности. 

     Имидж  — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пропагандойрекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.32

     Понятие имиджа образовательной услуги и ее продукта (выпускника вуза)  приобретает на рынке образовательных услуг особое значение.

     Устойчивый имидж выступает как стимул к первоначальному выбору услуги, основной мотив к предпочтению услуги перед конкурентами. Имидж, таким образом,  следует рассматривать как важнейший фактор укрепления конкурентных позиций вуза, обеспечивающий его преимущества и способность к активной конкурентной борьбе.

     Имидж специалиста по социальной  работе состоит из разных  составляющих, которые необходимо рассматривать  на двух взаимосвязанных уровнях: личностном и социальном.

     Личностный уровень представляет  собой не только естественные  свойства личности, но и специально  выработанные в процессе постоянного  совершенствования и подготовки. Связаны они как с внешним  обликом, так и с внутренним содержанием человека, его индивидуально-психологическими особенностями.33

     В этом контексте, следует опираться на такие личностные качества, как стиль (высокие нравственные стандарты поведения), компетентность, профессиональное совершенствование и гуманитарную образованность, отмеченные в профессионально-этическом кодексе социального работника России (принят 22 мая 1994 г. Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб).34

     Идеальный профессиональный имидж специалиста социальной работы – тот желаемый, позитивный образ профессионала (и профессии «социальная работа»), к которому следует стремиться, который формируется, как правило, целенаправленно с использованием  специальных технологий, и реальный имидж – образ, присутствующий в реальности, формирующийся стихийно или целенаправленно на основе сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов.

     Идеальный имидж формируется  в соответствии со сложившимися  на дан-

ном этапе  развития общества требованиями к личным и профессиональным качествам специалиста социальной работы. Он обусловлен целями профессиональной деятельности и содержанием конечного ее результата, ожидаемого как клиентами социальных служб, так и обществом в целом. Содержание идеального имиджа нашло отражение в государственных стандартах социального обслуживания, а также деонтологии социальной работы, в ее этическом кодексе.35

     Характеристика профессии социального работника через раскрытие его реального имиджа позволяет уточнить содержание её миссии в современном российском обществе, понять ее место в мире профессий, уяснить, насколько она признана различными группами населения как значимая. Все это важно для развития такой молодой профессии как «социальная работа», повышения востребованности социальных услуг, преодоления негативных стереотипов необращения к профессионалам в случае столкновения граждан с житейскими трудностями и других практических целей.36

     Сегодня правовые документы, регламентирующие  деятельность специалистов ориентирует  их на активную работу со  всеми категориями населения,  на преимущественно профилактическую  ее направленность. Но на деле  ведущей технологией социальной работы является реабилитация, т.е. оказание социальной помощи уже тогда, когда проблема стала реальностью и клиент, как правило, уже приобрел отрицательный опыт, пытаясь ее решить и не справившись с этой задачей. Во многом такая ситуация в сфере социальной работы связана с тем, что российскому социальному работнику приходится решать в том числе и задачи, которые в Европе  и Америке испокон века решаются не профессионалами: волонтерами, благотворителями, группами самопомощи.37

     В общем, понятие имиджа многослойно и создается из разных слагаемых. Первым слагаемым можно выделить нравственную надежность социального работника. Хотя сегодня реже слышишь - "человек чести". Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью.  Эта позиция нашла свое отражение в работах И.Атватера, Л.П.Примака. Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии.  Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.  Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.38

     Получается, что на формирование профессионального имиджа будущего социального работника оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, под которой понимается совокупность взаимонаправленных предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе  аудиторной и внеаудиторной работы.

 

            Заключение

     Изучив формирование специалиста  по социальной работе в процессе  обучения в ВУЗе, можно сделать некоторые выводы.

     Из всего сказанного можно  сделать несколько выводов.

  1. Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
  2. Профессия социального работника благородная, но не благодарная. Востребованность в специалистах по социальной работе растет, а их численность постепенно падает. Так как молодые специалисты вполне информированы заработной платой данной профессии и не спешат выбирать ее в качестве своей будущей.
  3. Исходя из исследования автора, большинство из студентов, обучающихся данной профессии, не стали бы работать социальными работниками. Но есть такие, которые уверены, что хотят и будут работать по специальности. А может уже и работают.
  4. Главным мотивом поступления на специальность «Социальная работа» было желание чувства принадлежности к конкретному вузу, к научно-педагогической среде или, наконец, вообще к сфере интеллектуального труда в целом. В процессе обучения многие понимают то, как сложна, на самом деле, практическая работа по специальности, – и осознавали, что не хотят становиться социальными работниками после окончания факультета социальной работы.
  5. На формирование профессионального имиджа будущего социального работника оказывает влияние педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза, под которой понимается совокупность взаимонаправленных предметных и коммуникативных действий участников учебно-воспитательного процесса, реализуемых в процессе  аудиторной и внеаудиторной работы.
  6. Для большинства студентов – социальных работников обучение в вузе – это ради диплома о получении высшего образования, а не специальность. Но почти все понимают какие должны быть социальные работники и какими качествами они должны обладать. Поэтому сложность и отдача данной профессии вызывает трудности в формировании специалиста.
 

 

        Список использованной литературы 

  1. III Всероссийский съезд социальных работников и социальных педагогов. 14 – 16 октября 2010. Доступ через: <http://news.kremlin.ru/transcripts/9242>
  2. Албегова, И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. / И.Ф. Албегова // СОЦИС. – 2005. - №7. Доступ через: < http://biblios.newgoo.net/t5083-topic>
  3. Воробьева, И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность "Социальная работа": автореф. дис...канд. соц. наук: 22.00.04 / И.В. Воробьева. - Москва, 2007. Доступ через: < http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/abstract/Vorobieva_IV/>
  4. Грицюк, М. Помощник на старость / М. Грицюк // Российская газета - Столичный выпуск №5313 (234).- 2010. - 15 окт. Доступ через: < http://www.rg.ru/2010/10/15/pensioner.html>
  5. Диденко, А.В. Некоторые аспекты формирования имиджа социального работника УИС / А.В. Диденко, Т.М. Молокова  // Преступление и наказание. - М., - 2006. - №9. Доступ через: < http://socialworks.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=12>
  6. Кайгородова, Л.А. Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника: автореф. дис… канд. соц. наук. / Л.А. Кайгородова. – Новочеркасск. Доступ через: < http://home.novoch.ru/~azazel/texts/apsw1/st5.html>
  7. Ляшенко, А.И. Организация и управление социальной работы в России: Учебное пособие для ВУЗов. / А.И. Ляшенко. – М.: Наука, 1995.
  8. Макарова, О.Ю. Профессионализация социальной работы в России как фактор профессиональной подготовки социального работника // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сборник статей и тезисов докладов участников второй Межрегиональной научно-практической конференции 17-19 ноября 2009 г. / Уральская государственная медицинская академия /Под ред. К.В.Кузьмина. Екатеринбург, 2009. – 386 с.
  9. Морозова, Н.И.  Роль мотивации выбора профессии в процессе становления социального работника / Н.И. Морозова, А.В. Ерина // Вестник Кемеровского Государственного университета. – 2005. - №2. Доступ через: < http://hpsy.ru/public/x2467.htm>
  10. Основы социальной работы. / Под редакцией Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2004. Доступ через: < http://skachat-book.ru/2011/02/06/pod-redakciej-n-f-basova-socialnaya-rabota.html>
  11. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. М.: Институт молодежи, 1993.
  12. Профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа: Информационно-аналитический отчет / Под ред. докт. фил. наук, проф. Ю.Р. Вишневского. – Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. Доступ через: < http://window.edu.ru/window/library?p_rid=64737>
  13. «Работа в России». Доступ через: <http://www.jobrapido.ru/>
  14. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС – пресс. 2003. Доступ через <http://arhivknig.com/psikhologija-samorazvitie/60393-e.i.-rogov-e.i.-rogov-quotvybor-professiiquot.html>
  15. Сересова, У.И. Трансформация социальной работы как профессии: взгляд через призму мотиваций молодых специалистов / У.И. Сересова // Журнал исследований социальной политики. – 2007. - №12. Доступ через:<http://www.ecsocman.edu.ru/data/530/627/1219/u.i._seresova_transformaciia_socialnoi_rabot_kak_professii.pdf>
  16. Сластенин, В.А. Социальный работник: личность и профессия. / В.А. Сластенин // Социальная работа. – Вып. 6.- М.,1992.
  17. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994.
  18. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1992
  19. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. / Топчий Л.В. – М., 1997.
  20. Туринский В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения // Социальная работа. – 2005. - №3.
  21. Холостова, Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника./ Е.И. Холостова – М., 1993.
  22. Холостова, Е.И. Теория социальной работы. / Е.И. Холостова – М., 2000. Доступ через: http://www.twirpx.com/file/51260/>
  23. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. / Н.Б. Шмелева. -  М., 2004. Доступ через: < http://www.twirpx.com/file/244898/>
  24. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2002. № 2.

Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе