Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание процесса становления специалистов – социальных работников в вузе. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
– рассмотреть специфические профессиональные требования к социальным работникам;
– изучить численность социальных работников в России и виды их занятости;
– выявить престиж специальности «Социальная работа» у молодежи;
– выявить мотивации абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности;
– предложить способы формирования позитивного имиджа социального работника у студентов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социальная работа как вид профессиональной деятельности ……….7
1. Специфические профессиональные требования к социальным работникам …………………………………………………………………7
2. Численность социальных работников и видов их занятости в современной России ……………………………………………………...12
Глава II. Формирование специалиста - социального работника в процессе обучения в ВУЗе ………………………………………………………………...16
1. Престиж специальности «Социальная работа» у молодежи …………..16
2. Мотивация абитуриентов, поступающих в вуз по специальности «Социальная работа» и студентов, обучающихся на этой специальности ……………………….…………………………………...17
3. Формирование позитивного имиджа социального работника у студентов как одного из условий закрепляемости на работе по специальности …………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Приложения ……………………………………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

     Рефлексия ценностных диспозиций  должна рассматриваться как ключевая  характеристика профессионального самосознания социальных работников.13

     В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций; оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.14

     Так, согласно Холостовой Е.И., к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

  • эмпатийность;
  • психологическая компетентность;
  • деликатность  и тактичность;
  • человечность  и гуманность, милосердие;
  • организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
  • высокая духовная культура и нравственность;
  • социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
  • умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
  • направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
  • умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
  • стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
  • честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми.15

     А согласно проведенному исследованию автором, в зависимости от курса обучения в вузе, мнения студентов – социальных работников меняются.

                      Таблица 1

            Результаты  исследования

    Курс

      Качества и умения социальных работников

    1

коммуникабельность, вежливость, терпимость, знания, отзывчивость

    4

профессионализм, доброта, эмпатия, жертвенность, альтруизм, сострадание

Магистратура

интеллигентность, чувство собственного достоинства, умение сохранять дистанцию с клиентом, внутренняя сила, активность

    Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. 
 

    2. Численность социальных работников и видов их занятости

          в современной России

     В последние годы в совокупности  средств, обеспечивающих гуманизацию отношений в обществе, утверждение самоценности человека, его достоинства и уникальности каждого, его неотъемлемых прав и свобод, значительная роль отводится социальной работе, т. е. профессиональной деятельности, которая отражает социокультурный феномен, демократические традиции, обращенность к человеческой личности во всем многообразии ее проявления жизни и деятельности, проблем.16

     Социальные работники по характеру  своей полифункциональной деятельности соприкасаются и взаимодействуют с исключительной разносторонностью проблем людей. Они заняты решением различных проблем отдельных лиц, объединений, сообществ, представляющих различные социальные, культурно-этнические, половозрастные группы. Мировоззрение, уровень образования, возможности, опыт, убеждения, духовные ценности и ориентиры, физическое здоровье, жизненный стиль и многие другие факторы являются решающими при формировании идентичности, уникальности и индивидуальности каждой личности, а значит и социальной работы с ней. Фундаментальные ценности профессии социального работника, признанные в мировом сообществе, выделяют самоценность, достоинство и уникальность всех людей, их права и возможности.17

     В 2005 году в России действует  около 670 центров социального  обслуживания, 143 центра социальной  помощи семье и детям, 54 центра  психолого-педагогической помощи  населению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 59 социально-реабилитационный центров для несовершеннолетних, 63 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий. В системе социального обслуживания задействовано свыше 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов. Но, к сожалению, этого числа социальных служб и специалистов, работающих в них недостаточно для такой страны как Россия, с множеством пробелов в области социальной защиты населения. К тому же функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования.18

     Специалисты социальной сферы сегодня очень востребованы. Это можно доказать с помощью сайта «Работа в России».19 Здесь выставляются вакансии служб занятости, где заявлены около тысячи свободных мест по этой специальности. Около 400 из них с зарплатой от 4330 рублей. Почти 600 из них с зарплатой от 5000 до 6000 рублей. Самая максимальная зарплата от 20000 до 30000 рублей в Москве. Должностные обязанности: работа с региональными медицинским и социальными учреждениями, в которых находятся дети, нуждающиеся в лекарственных препаратах, мед. оборудовании и т.д.; работа с заявлениями граждан на оказание адресной помощи; сбор и учет документации, ведение и составление отчетности. В Нижегородской области средняя зарплата специалиста по социальной работе 5000 рублей.

     Также можно сказать, что на 1 января 2010 года очередь в стационарные учреждения для людей пожилого возраста и инвалидов достигла 20 тысяч человек, в учреждениях для детей - более 800 человек.20

     Выпускники ВУЗов по специальности «Социальная работа» идут работать в основном в Комплексные Центры Социального Обслуживания Населения, в Пенсионные Фонды, в Фонды социального страхования, остальные либо не работают вообще (это в основном касается женщин – беременность, домохозяйство), либо остаются в аспирантуре и работают преподавателями, либо устраиваются на ту должность, что им нравится и более выгодная или остаются работать там, где работали во время учебы в ВУЗе.

     На III Всероссийском съезде социальных работников и социальных педагогов говорилось о проведении интернет-форума, где был задан вопрос: кто для вас социальный работник? Были самые интересные и разнообразные ответы. Одни говорили: это помощник. Другие говорили: это добрый человек. А некоторые говорили: это моя жизнь. И действительно, сегодня особенно при обслуживании на дому скрасить одиночество помогает кто? Социальный работник. Он помогает продлить жизнь этому человеку. Он является единственным звеном, которое его связывает с окружающим миром. И поэтому, когда мы сегодня говорим, какие кадры должны работать с пожилыми людьми, с другими категориями, мы должны очень серьёзно задумываться. Кадровая система формировалась в 93–95-х годах одновременно с тем, как начинали развиваться социальные учреждения. И сегодня уже 130 высших учебных заведений готовят специалистов для нашей системы. Они сыграли огромную роль особенно по системе заочного обучения. Многие неспециалисты, пришедшие в нашу отрасль, за эти годы получили высшее профессиональное образование и прекрасно работают. Что касается очной системы обучения, то здесь есть вопросы. Первый вопрос заключается в том, что мы сегодня готовим молодых специалистов без практики, их нельзя обучить в аудитории социальной работе. И на Западе, мы знаем, что при всех университетах существуют специальные лаборатории, центры, где они получают навыки, умения, знания и так далее. У нас эта система отсутствует. Второй момент. У нас отсутствует социальный заказ на распределение, и сегодня выпускники высших учебных заведений выходят в «свободное плавание». Они посещают ярмарки вакансий, и некоторым улыбается удача, в частности, в Москве за последние три года почти двести человек с ярмарок вакансий были приняты в учреждения социального обслуживания, но это по воле руководителя, который сказал: все вакантные места занять выпускниками. Поэтому вопрос распределения выпускников сегодня стоит остро.21 

 

    Глава II. Формирование специалиста - социального работника

          в процессе обучения в  вузе 
           

    1. Престиж специальности  «социальная работа»  у молодежи.

     Одна из основных проблем низкая зарплата специалистов по социальной работе, занятых в государственных учреждениях.22

     Именно это обстоятельство вынуждает многих молодых людей даже не рассматривать эту профессию в качестве своей будущей.

     Даная проблема заставляет задуматься  над тем, сопоставима ли заработная плата специалистов по социальной работе с теми требованиями, которые к нему предъявляются. Ведь материальная неудовлетворенность на работе ведет к снижению кадрового потенциала коллектива в целом.23

     Как было сказано на III Всероссийском съезде социальных работников и социальных педагогов: «Время, к сожалению, диктует нам сейчас такие ситуации, что работа социального работника у нас складывается не только из того, чтобы продукты принесли, лекарства бабушкам, но и быть в курсе всех последних новостей, где-то проконсультировать, где-то быть психологом, где-то быть советчиком. И для этого нам нужно привлекать молодых специалистов. А это у нас не очень хорошо получается, потому что (как бы конкретнее выразиться) очень унизительно мала заработная плата социальных работников.»

     «Люди, которые в этой сфере 20 лет отработали, они уже не уйдут. Они не уйдут, но молодых хочется удержать.»24

     Автор провел небольшое исследование среди студентов факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского. Студентам 1ого, 4ого курса и магистратуры была предложена несложная анкета. Причем число парней на социальном факультете с каждым годом все больше. 38, 4% студентов 1ого курса собираются работать по специальности, а 15,4%  - однозначно ответили «нет». Остальные пока не знают и в раздумьях. Со студентами 4ого курса дела обстоят немного иначе. 10% - будут работать по специальности, 75% - нет. Остальные студенты до сих пор не знают. А в магистратуре мнения разделились поровну. Причем искать работу по специальности не собираются в основном парни.

     Вывод: Для большинства студентов – социальных работников обучение в вузе – это ради диплома о получении высшего образования, а не специальность. Но почти все понимают какие должны быть социальные работники и какими качествами они должны обладать. Поэтому сложность и отдача данной профессии вызывает трудности в формировании специалиста. 

Информация о работе Воспроизводство специалистов-социальных работников в высшей школе